Фрагмент для ознакомления
2
Термин "исполнительная власть" широко используется в юриспруденции. Особое место в понимании исполнительной власти занимает административное право, которое призвано интерпретировать и раскрывать природу и многие проявления этой ветви власти, но именно конституционное право призвано описывать исполнительную власть как систему.
Существуют различные определения исполнительной власти. В.Ф. Калипов представляет исполнительную власть как систему органов государственного управления, действующих на основе Конституции и принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть осуществляет свои полномочия независимо и не имеет права выходить за рамки этого[ Административное право: учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М., Юристъ, 2000. - С. 149-151.
].
И.Д. Коротец понимает исполнительную власть как один из основных видов государственной власти, обеспечивающий исполнение законов и других нормативных правовых актов, издаваемых законодательной властью на всей территории страны. При этом исполнительная власть не подчинена законодательной, они независимы и в то же время взаимосвязаны. В юридической науке исполнительная власть обычно определяется как независимая ветвь государственной власти, имеющая универсальный, содержательный и организационный характер, выраженная через систему государственных исполнительных органов, наделенных государственными полномочиями, основной целью которых является обеспечение соблюдения законов и их исполнение с использованием определенных методов, предусмотренных законом.
Часто понятие исполнительной власти дается через раскрытие набора полномочий, характерных для нее: полномочия нормативного (подчиненного) регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия осуществлять различный административный контроль, а иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или внеочередного законодательного собрания), а также законодательные полномочия (в порядке делегированного или внеочередного законодательного собрания). а также система государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия[ Горшкова Н. Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М., 2002. 125 с. ].
Функционирование исполнительной власти напрямую направлено на эффективное применение нормативных правовых актов. Исполнительные органы государственной власти, исходя из своих государственных полномочий, обеспечивают применение нормативных актов и продолжают их правовое регулирование в случаях, когда требуется разъяснение. Центральным элементом правоприменения является административное решение - авторитетный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному кругу лиц и решающий конкретную проблему. Применение законов органами исполнительной власти выступает в кчестве управленческой деятельности исполнительной власти[ Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973. С. 206.
].
Исполнительная власть представляется с помощью системы государственных органов, которые имеют как вертикальную структуру, характеристикой которой выступают отношения власти и подчинения, так и горизонтальную плоскость, которая обусловлена созданием исполнительных органов согласно с областями их деятельности и распределением соответствующих полномочий. Одновременно, несмотря на сложность и многосторонность имеющейся структуры исполнительных органов государственной власти в РФ, законодательное закрепление данной системы за федеральными органами исполнительной власти до настоящего времени не имеется.
На уровне Конституции РФ и федерального законодательства не зафиксирован полный список федеральных органов исполнительной власти, их типы, а также разграничения между одними типами государственных органов и иными по их правоустанавливающему статусу. Конституционные нормы регламентируют только создание и мероприятия со стороны Правительства РФ, выступающим в качестве высшего исполнительного органа государственной власти в РФ. Наличие разных организационных форм и видов органов исполнительной власти детерминируется отраслевым принципом организации госуправления. При упоминании принципов функционирования исполнительной власти, то они могут быть разделены на общие и специальные[ Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. М.А. Штатиной. - М.: Юрайт, 2015. ].
Общие принципы включены деятельность каждой ветви государственной власти, в том числе приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, прозрачность, единство системы государственной власти, федерализм и т.д.
Особыми принципами, характерными для исполнительной ветви власти, являются: принцип единства исполнительной системы; сочетание централизации и децентрализации; принцип разграничения объектов управления и полномочий; принцип планирования[ Горшкова Н. Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М., 2002.
].
Исполнительная власть носит публичный характер и проявляется как самостоятельная ветвь унитарной государственной власти в развитых демократиях. Она может взаимодействовать с законодательной и судебной ветвями власти на базе системы "сдержек и противовесов" и может оформляться специальными структурами, которые наделены полномочиями и определенной компетенцией. В государственном механизме исполнительная власть представляется органами, которые составляют систему органов исполнительной власти[ Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973. С. 206. ].
Деятельность исполнительной власти сориентирована на внешнюю среду, и базовым объектом данной деятельности выступает социум. При рассмотрении органов исполнительной власти субъектов как объектов конституционного регулирования нужно отметить две важные особенности, которые закреплены в статье 77 Конституции РФ: самостоятельность организации государственной власти субъектами РФ и единство исполнительной системы федерации и государства в целом. Исходя из этого, каждый исполнительный орган государственной власти субъектов РФ можно понимать как самостоятельные структурные единицы в системе государственной исполнительной власти, которые осуществляют функции государственного управления в пределах субъекта РФ и наделены полномочиями в субъектах компетенции субъектов РФ или в субъектах совместной компетенции органов государственной власти субъектов РФ или реализуются в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти[ Степаненко Ю. В. Логика преобразований в исполнительной власти / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-preobrazovanii-v-ispolnitelnoivlasti.
].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/.
2.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/.
3.Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/.
4.Автономов А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М: ООО Фирма «Инфограф», 1999. С. 320.
5.Административное право РФ / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. 2-е изд. перераб. и доп. М., Юристъ, 2005. - С. 125-127.
6.Административное право: учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М., Юристъ, 2000. - С. 149-151.
7.Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. М.А. Штатиной. - М.: Юрайт, 2015.
8.Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973. С. 206.
9.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М., Норма, 2008. - С. 189-191.
10.Горшкова Н. Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М., 2002. С. 69.
11.Давыдов К.В. Административные процедуры: концепции правового регулирования. Дис. …док. юрид. наук. – Нижний Новгород, 2020. - 239 с.
12.Зюзин В.А. От административных процедур к административной процедуре // Современные проблемы административного права, процесса и процедур: российский и зарубежный опыт: материалы Международной научно- практической конференции / Под ред. Ю. Н. Старилова, К. В. Давыдова. - М., 2018. - 218 с.
13.Кармолицкий А. А. К вопросу об административном надзоре в сфере исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 1.
14.Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М., 2005. 5. Штатина М.А. Какой институт административных процедур нужен российскому праву? // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права в России и за рубежом: мат. межвуз. науч. конф. на базе кафедры административного и финансового права Юридического института Российского университета дружбы народов. Москва, 25 января 2016 г. / отв. ред. А. Р. Батяева. - М: РУДН, 2016. - 328 с.
15.Кудряков И.В., Звягинцева Д.В., Кудрякова О.В. Юридическая природа послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научнопрактической конференции. - 2015. - С. 148-155.
16.Кудрякова Д.В. Особенности организации и проведения выборов в советском государстве в 1988-1989 гг. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №87. - С. 796-807.
17.Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления / Отв. ред. Б.М. Лазарев. - М., 1988. - 243 с.
18.Плаксин С. М., Бакаев В. В., Зуев А. Г. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад 2013. - 175 с.
19.Политологический словарь // под ред. В. Ф. Халипова. М., Высшая школа. 1999. С. 64.
20.Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / под ред. И. Д. Коротец. Ростов. «Феникс». М., «Зевс». 1999. С. 488.
21.Попова Н.Ф. Роль административных процедур в реализации прав, свобод и обязанностей граждан РФ // Административное право и процесс. – 2014. – № 1.
22.Салищева Н.Г. Проблемные вопросы административного процесса// Салищева Н.Г. Избранное. - М., 2011. - 319 с.
23.Степаненко Ю. В. Логика преобразований в исполнительной власти / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-preobrazovanii-v-ispolnitelnoivlasti.
24.Туровская В. А., Туровская К. А. Полномочия Роспотрбнадзора по нормативно-правовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти? // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 33.
25.Щукина Т.В. Трансформация системы публичного управления в Российской Федерации: новые стратегии и направления интеграции: монография. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019.- 231 с.