Фрагмент для ознакомления
2
введение
Эффективность хозяйственной деятельности любого субъекта во многом зависит от того, каким образом на нем ведется анализ использования прибыли. Эта деятельность проводится не на основе субъективных оценочных данных, а на нормативной базе налогового законодательства, имеющихся инструкций и рекомендаций, разрабатываемых ведомствами для определенной отрасли и типа предприятия.
Прибыль — это разница между выручкой, то есть суммой всех денег и средств, полученных компанией за отчётный период от основного вида деятельности, и расходами, понесёнными в тот же период.
Значимость экономического анализа такого важнейшего показателя, как прибыль предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.
Анализ использования прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также способен выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Таким образом, тема работы является актуальной в настоящее время, так как прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления производством.
Целью данного исследования является совершенствование учета использования прибыли и поведение анализа использования прибыли на примере ООО «Витязь СМ». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования и использования прибыли
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Витязь СМ»
- изучить практику формирования прибыли в ООО «Витязь СМ»
- предложить рекомендации по совершенствованию использования прибыли
Предметом исследования является прибыль предприятия.
Объектом исследования данной работы является действующее предприятие - ООО “Витязь СМ”
Период исследований в курсовой работе 2022-2024гг.
Информационной базой исследования являются нормативные документы, бухгалтерская литература, публикации в экономических журналах и газетах, внутренние документы предприятия (из бухгалтерского учета, финансовые отчеты, бухгалтерская и финансовая отчетность).
Работа состоит из двух глав: введения, заключения, списка литературы и приложений. В главе представлена информация о понятии и видах прибыли, формирование и использования прибыли.
Вторая глава посвящена ООО “Витязь СМ”, анализу использования прибыли и рекомендациям по совершенствованию по использованию прибыли. В заключении подводятся итоги. В приложениях представлены документы организации, такие как устав, балансовые отчеты и планы финансово-хозяйственной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы изучения механизма формирования и распределения прибыли организации
1.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Прибыль предприятия — это один из ключевых финансовых показателей деятельности предприятия, определяет часть средств, поступивших на предприятие в результате реализации продукции за вычетом налоговых платежей и других расходов, возникших при производстве и реализации продукции, а также создает основу для экономического развития государства в целом [4, с. 87].
Прибыль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Прибыль можно рассчитать по формуле:
П=Д -Р, (1)
где П- прибыль от продаж;
Д- доходы, всё, что получило предприятие за продажу товаров, услуг;
Р- расходы, которые есть у предприятия.
Исходя из источников формирования, назначения использования, периода образования прибыль предприятия может выступать в разных видах (рис. 1.).
Рис. 1. - Виды прибыли предприятия
Рассмотрим некоторые виды прибыли.
Валовая прибыль — это разница между вложенными в производство товаров средствами и полученным доходом. Расчет этого показателя помогает оценить эффективность вложений, корректно распределить бюджет. Валовую прибыль считают отдельно по каждому виду производимых продуктов или услуг. Это позволяет увидеть действительно доходные направления и урезать траты на сегменты, которые не приносят прибыль
Валовая прибыль рассчитывается по следующей формуле:
ПРвал = Выр – С, (2)
где ПРвал – валовая прибыль;
Выр – выручка от продаж;
С – себестоимость реализованных товаров (работ, услуг).
Прибыль/убыток от продаж − разность между валовой прибылью и коммерческими или управленческими расходами компании. Управленческие расходы связаны с содержанием управленческого персонала, в то время как коммерческие расходы напрямую зависят от затрат на реализацию продукции.
Под прибылью до налогообложения понимается совокупность прибыли от продаж с прочими доходами и процентами к получению за вычетом всех прочих расходов и процентов к уплате.
Чистая прибыль – это прибыль предприятий, которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов, акцизов и платежей в государственные и местные бюджеты.
Чистая прибыль рассчитывается по формуле:
ЧП= Выр – (С+ОР+НР+Н) (3)
где ЧП – чистая прибыль;
Выр – выручка от продаж;
С – себестоимость продаж;
ОР – операционные расходы (все издержки, связанные с текущей деятельностью компании);
НР – неоперационные расходы (расходы, которые не связаны напрямую с основной деятельностью компании);
Н – налоги и отчисления.
Сущность прибыли как экономической категории раскрывается через функции, которые выполняются в хозяйственной деятельности, основные из них: учетная, распределительная, стимулирующая.
Учётная функция рассматривает прибыль как критерий эффективности коммерческой деятельности.
Распределительная функция прибыли заключается в том, что через прибыль осуществляется регулирование распределения ресурсов и доходов между субъектами хозяйственной деятельности и отраслям экономики.
Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что прибыль используется как в интересах субъектов предпринимательства, так и в интересах их работников.
Таким образом, существуют различные виды прибыли, в зависимости от источников ее образования. Также прибыль являясь важным источником расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей выполняет учётную, стимулирующую и распределительную функции.
1.2 Направления формирования и использования прибыли предприятия
Сегодня прибыль одна из сложных экономических категорий, которая требует постоянного и эффективного управления, формирования и распределения.
Прибыль отражает результаты деятельности предприятия и испытывает влияние многих факторов. На формирование прибыли влияют [5]:
-сфера деятельности предприятия;
-отраслевая принадлежность;
-форма собственности;
-конкурентная среда;
-финансово-хозяйственная деятельность предприятия;
-учет финансовых результатов.
Рассмотрим формирование прибыли в бухгалтерской отчетности. Процесс определения чистой прибыли можно представить в виде нескольких этапов (рисунок 2).
Рис. 2 - Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли
Чистая прибыль - основной показатель финансовых результатов предприятия, характеризующий его экономический эффект.
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
На использование прибыли влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относят:
- прибыль образуется в ходе финансово-хозяйственной деятельности, что является источником формирования разных фондов и резервного капитала. Внутренние источники являются ходом производственного или торгового процесса;
- начисление амортизации, что позволяет обновлять основные средства, и включает сумму амортизации в себестоимость продаж.
Бланк И.А. считает, что распределение прибыли является стратегической целью предприятия, что приводит к максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. [9,с. 181]
Внешние факторы определяются законодательном РФ и являются законами, которые необходимо соблюдать.
Однако система должна обеспечивать рентабельность, оптимизацию структуры собственного и заменого капитала, понизать уровень финансового риска.
Основной целью политики распределения чистой прибыли, является определений такой пропорции всех финансовых ресурсов, что позволит и обеспечивать свою финансовую устойчивость, и будет возможность вкладывать средства на развитие предприятия.
На основании этого определим основные задачи распределения прибыли на предприятии:
- прибыль обеспечивает вложения в инвестиции для получения дополнительного доходы;
- прибыль позволяет стимулировать трудовую активность работников, что увеличивает производительность труда;
- прибыль позволяет создавать необходимые резервные и другие виды капитала.
Такие авторы, как Балабанов И.Т., Донцова Л.В., Ложкин О. считают, что при распределении прибыли необходимо использовать методы экономического анализа: балансовый, сравнение, экономико-математичесике методы, корреляция и др.
Как считает Бланк И.А., уровень прибыли неотделим от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, в результате чего каждый вид риска влияет на эту сферу [9, с. 182]
Распределение прибыли – составная часть финансового планирования на предприятиях. Основа распределения прибыли – финансовые отношения, возникающие в ходе использования чистой (нераспределенной) прибыли
Распределение прибыли направлено на обеспечение общей цели производства, т.е. на наилучшее удовлетворение текущих и долгосрочных потребностей предприятия при наименьших затратах. Это утверждается на общем собрании учредителей предприятия или собственником.
Нераспределенная прибыль распределяется согласно учредительным документам или уставу организации, в которых определяются всевозможные способы использования прибыли.
Относительно использования прибыли предприятия, то уровень эффективности использования прибыли предприятия зависит от товарной стратегии предприятия, достижение которой характеризует установление определенной стратегической зоны хозяйствования, то есть рыночной доли, которая способна обеспечить предприятию превышение эффекта маржинальной прибыли над расходами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2023. - 880 c.
2.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство "Финпресс", 2024. – 324 c.
3.Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум: учебное пособие для студ. учрежд. СПО / О.В.Губина, В.Е.Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2023.
4.Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2023. — 432 c.
5.Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 2024.
6.Жиделяева, В.В. Экономика предприятия. 2-e изд., перераб. и доп. Жиделяева В.В., Каптейн Ю.Н. / В.В. Жиделяева, Ю.Н. Каптейн. - М.: Academia, 2024. - 320 c.
7.Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Academia, 2024. - 320 с.
8.Ерофеева, В.А. Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации: учеб.пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова – Юрайт, 2024. – 640 с.
9.Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Омега-Л, 2024. 349 с.
10.Комплексный экономический анализ предприятия /под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - Спб.: Питер, 2024 – 576 с.
11.Крылов С.И. Финансовый анализ, учебное пособие//Екатеринбург, издательство УрФУ, 2024, 162 с.
12.Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЮнитиДана, 2024. – 471с.
13.Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для студ. учрежд. СПО / М.В.Мельник, Е.Б.Герасимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023.
14.Соколова, О.Н. Экономический анализ / Под ред. О.Н. Соколовой. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 320с
15.Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / О. Б. Веретенникова, В. И. Майданик, К. В. Ростовцев и др. В 2 ч. Екатеринбург: [Изд. Урал. гос. экон. ун-та], 2024. Ч. 2. 188 с.
16.Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 374 с.
17.Арабян, К.К. Проблема расчета уровня существенности как критерия достоверности финансовой отчетности. /К.К. Арабян// Аудит и финансовый анализ. 2024. -№ 3. стр. 240-244.
18.Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. – 2022. - №12. – С.53-59.
19.Дементьев В.В., Щербаков А.П. Прибыль и экономический рост / В.В. Дементьев, А.П. Щербаков // ТЕRRА ECONOMICUS. - 2023 - Том 15 №3. - С 75 – 91.
20.Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. - 2023. - №8. - С. 119-124
21.Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько // Аудит и финансовый анализ. - 2022. - №5. - С.60-64.
22.Калмыкова, Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии / Я.Н. Калмыкова// Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2023.- № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2023/11/15378
23.Кокум А.М. Точкка безубыточности как важный инструмент маржинального анализа // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/economy/9(57).pdf (дата обращения: 17.03.2024)
24.Кушнаренко Т.В. Особенности формирования финансовых результатов организаций оптовой торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Том 8. № 12А. С. 501-516.
25.Левкина Е.В., Курченкова Д.А. Оценка финансовых результатов рыбной промышленности Приморского края и их развития // Международный студенческий научный вестник. 2023. № 1. С. 59–59
26.Романова А.Д. Методы экономического анализа. Экономический анализ. Теория и практика. Том 16. Вып №2. - 2023. 389 с.
27.Швецова О. В. Сравнительная характеристика российских и зарубежных подходов к формированию информации о финансовых результатах в отчетности / О. В. Швецова // Аудит и финансовый анализ. - 2024. - № 4. - С. 101–104.
28.Шеина Е. Г., Кошелева В. И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (78) C. 89–98.
29.Widarti, Subiyanto, & Pramajaya, J. (2022). The Effect Of Profit Management On Company Performance. International Journal of Academic Research in Economics and Management Sciences, 7(4), 44–63
30.Яцюк, Н. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н.Яцюк // Аудит и финансовый анализ. – 2022. - №1. – С.22.