Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных этапов в процессе формирования личности. В этот период индивид сталкивается с многочисленными вызовами, включая поиск собственной идентичности, необходимость адаптации к социальным нормам и влияние различных культурных и субкультурных течений. Одним из наиболее опасных явлений современного общества является вовлечение подростков в деструктивные субкультуры, которые оказывают негативное влияние на их психологическое состояние, социальное поведение и жизненные перспективы. Деструктивные субкультуры характеризуются антиобщественными установками, пропагандой насилия, криминальной активности или радикальных идеологий, что создает угрозу как для самих подростков, так и для общества в целом.
Актуальность темы обусловлена ростом числа подростков, вовлеченных в деструктивные субкультуры, что связано с рядом факторов: кризисом семейных ценностей, недостаточной социальной поддержкой, влиянием интернет-среды и медиа. В условиях современных вызовов особую значимость приобретает разработка эффективных мер первичной профилактики, направленных на предотвращение вовлечения подростков в подобные группы. Первичная профилактика позволяет не только минимизировать риск возникновения проблемы, но и способствует формированию у подростков устойчивости к негативным влияниям.
Целью данной работы является проектирование системы первичной профилактики вовлечения подростков в деструктивные субкультуры. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы вовлечения подростков в деструктивные субкультуры.
2. Проанализировать причины и последствия данного явления.
3. Разработать проект первичной профилактики на основе современных методик и подходов.
4. Оценить эффективность предложенной программы профилактики.
Объектом исследования выступает процесс социализации подростков в условиях воздействия деструктивных субкультур. Предметом исследования являются методики и мероприятия первичной профилактики, направленные на предотвращение вовлечения подростков в деструктивные субкультуры.
Методологической основой исследования являются комплексный подход к изучению проблемы, включающий анализ научной литературы, проведение анкетирования подростков для выявления группы риска, разработку и апробацию профилактических мероприятий. Использованы методы теоретического анализа (сравнительный анализ, синтез), эмпирические методы (опросы, анкетирование) и проектирование (разработка программы профилактики).
Таким образом, данная работа направлена на создание системы первичной профилактики вовлечения подростков в деструктивные субкультуры, которая будет способствовать формированию у молодежи позитивных жизненных установок и навыков конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Глава 1. Теоретические основы проблемы вовлечения подростков в деструктивные субкультуры
1.1 Понятие и классификация деструктивных субкультур
Деструктивные субкультуры представляют собой неформальные движения, оказывающие разрушительное воздействие на личность молодого человека, искажающие его систему ценностей и подменяющие традиционные нормы деструктивными установками. Участников таких объединений характеризует ряд специфических признаков, включая претензию на исключительность и элитарность (убеждение в собственном превосходстве), доминирование групповых интересов над индивидуальными, оправдание любых средств для достижения целей (что приводит к поощрению асоциального и противоправного поведения), наличие общих внешних атрибутов (особенности внешнего вида, специфический жаргон), постепенное ослабление связей с семьей и прежним кругом общения, а также замещение личных интересов ценностями и установками деструктивного объединения.
В современной подростковой среде получили распространение различные типы деструктивных субкультур. Среди них выделяются "зацеперы" – движение, пропагандирующее экстремальный и крайне опасный способ передвижения на железнодорожном транспорте, при котором подростки цепляются за внешние части вагонов или едут на крыше поезда, подвергая себя высокому риску травматизма и летального исхода [5]. "АУЕ" (арестантское уркаганское единство) – запрещенная в России организация, распространяющая среди несовершеннолетних тюремную идеологию, "воровской кодекс" и практику сбора денег в "общак", романтизирующая криминальный образ жизни.
Движение "Беги и умри", с другой стороны, основано на смертельно опасной игре, требующей от подростка пробежать перед движущимся на высокой скорости автомобилем, с последующей публикацией видеозаписи в интернете для получения одобрения сверстников. Субкультура "Поясни за шмот" (также известная как "Кэжуал") пропагандирует агрессивное поведение, при котором участники движения присваивают себе право требовать у прохожих объяснений относительно их одежды, и в случае если она признается "поддельной" или "недостойной", подвергают человека физическому или психологическому насилию. "Офники" – околофутбольные фанаты, организующие "забивы" (договорные драки), которые снимаются на видео и публикуются в интернете [15].
Особую опасность представляют "колумбайнеры" – последователи учащихся американской школы "Колумбайн", совершивших массовое убийство в 1999 году, и связанное с ними движение "скулшутинг", пропагандирующее насилие и стрельбу в образовательных учреждениях (обе организации запрещены в РФ). Относительно новым явлением стало молодежное движение "ЧВК 'Редан'", возникшее в начале 2023 года и заимствующее символику и идеологию из японского аниме "Хантер х Хантер", участники которого используют характерную атрибутику, включая символ паука с числом 12 и одежду в клетку, преимущественно черно-белую.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. – 183 с.
2. Беличева, С. А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников : учебное пособие / С. А. Беличева. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 336 с.
3. Богданович, Н. В. Психологическая профилактика деструктивного поведения подростков / Н. В. Богданович, Н. А. Делибалт // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 93–101.
4. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – Т. 16, № 3. – С. 422–439.
5. Вахромов, Е. Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением : монография / Е. Е. Вахромов. – Москва : АПКиППРО, 2018. – 343 с.
6. Выявление и профилактика деструктивного рискованного поведения подростков : методическое пособие / М. А. Кудака, Т. Н. Михаленко, Е. Э. Кораблева, О. С. Челнокова. – Череповец : Благотворительный фонд «Дорога к дому», 2022. – 112 с.
7. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я. И. Гилинский. – Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2021. – 634 с.
8. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учебно-методический комплекс / Е. В. Гребенкин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 157 с.
9. Дмитриева, Н. В. Психология девиантного поведения и аддикций: профилактика и коррекция : учебное пособие / Н. В. Дмитриева, Л. В. Левина. – Новосибирск : НГПУ, 2020. – 278 с.
10. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 436 с.
11. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / Е. В. Змановская. – Москва : Академия, 2018. – 288 с.
12. Иванов, Д. В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ / Д. В. Иванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2019. – Т. 21, № 2. – С. 28–32.
13. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. – Москва : Юрайт, 2020. – 290 с.
14. Кокоренко, В. Л. Социальная работа с детьми и подростками : учебное пособие / В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина. – Москва : Академия, 2011. – 256 с.
15. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение : учебное пособие / Г. И. Колесникова. – Москва : Юрайт, 2020. – 175 с.
16. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция : учебное пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – Минск : Аверсэв, 2019. – 365 с.
17. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2018. – 251 с.
18. Крылова, Т. А. Профилактика деструктивного поведения детей и подростков : методические рекомендации / Т. А. Крылова, Т. Л. Струкова. – Вологда : ВИРО, 2020. – 103 с.
19. Кулаков, С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков / С. А. Кулаков. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 464 с.
20. Липунова, О. В. Психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / О. В. Липунова. – Комсомольск-на-Амуре : АмГПГУ, 2018. – 375 с.
21. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – Москва : Эксмо, 2020. – 1008 с.
22. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / В. Д. Менделевич. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 443 с.
23. Мищенко, В. А. Психология аутодеструктивного поведения и его профилактика : учебное пособие / В. А. Мищенко. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2022. – 232 с.
24. Молодцова, Т. Д. Психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / Т. Д. Молодцова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 352 с.
25. Никитина, Л. Е. Профилактика детской безнадзорности : учебное пособие / Л. Е. Никитина, Г. А. Рогачева. – Москва : Академический проект, 2018. – 208 с.
26. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – Москва : Академия, 2018. – 448 с.
27. Профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные субкультуры и секты : методические рекомендации / сост. Е. А. Петрова. – Москва : МГППУ, 2019. – 86 с.
28. Профилактика социальных зависимостей подростков : учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. М. А. Мазниченко, Н. И. Нескоромных. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 227 с.
29. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 144 с.
30. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учебное пособие / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – Москва : Академия, 2019. – 176 с.
31. Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9, № 3. – С. 71–80.
32. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. – Москва : МПСИ, 2019. – 672 с.
33. Хломов, К. Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 19, № 1. – С. 1–9.
34. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – Москва : Академический проект, 2019. – 336 с.
35. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 672 с.
36. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе : учебное пособие / В. Р. Ясницкая. – Москва : Академия, 2018. – 352 с.
37. Яценко, Т. Е. Психологическая профилактика виктимного поведения подростков : учебно-методическое пособие / Т. Е. Яценко. – Барановичи : БарГУ, 2019. – 235 с.