Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА РФ 5
1.1. Анализ основных социально – экономических показателей развития субъекта РФ на примере Волгоградской и Ростовской областей 5
1.2. Анализ налоговых поступлений в доходную часть бюджета субъекта РФ на примере Волгоградской и Ростовской областей 15
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Основные проблемы оценки и прогнозирования налогового потенциала региона субъекта РФ на примере Волгоградской и Ростовской областей 19
2.2 Направления совершенствования и прогнозирования налогового потенциала субъекта РФ на примере Волгоградской и Ростовской областей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время субъекты Российской Федерации обладают широкими правами и возможностями для повышения как производственного потенциала, так и качества жизни населения региона. Для реализации своих прав регионы должны иметь соответствующие финансовые ресурсы, основную часть которых составляют налоговые поступления, зачисляемые в региональные и местные бюджеты.
Таким образом, практический интерес к изучению налогового потенциала территории обусловлен необходимостью на достаточном уровне определить, какие доходы может иметь субъект Российской Федерации при прогнозировании финансовых поступлений в бюджет.
В экономической литературе существует несколько определений налогового потенциала: в строгом смысле «налоговый потенциал региона» представляет собой максимально возможный размер налогов и доходов, рассчитанный в соответствии с действующим законодательством; в широком смысле — это совокупный имеющийся в настоящее время и ожидаемый в будущем объем финансовых ресурсов, который может быть получен на соответствующей территории через налоговую систему с учетом конкретных особенностей развития экономики конкретного субъекта Федерации [3, с. 53]. На современном этапе экономических реформ в стране основной проблемой регионального развития является фискальная обеспеченность регионов. Решение данной проблемы возможно путем реализации субъектами федерации объективной и сбалансированной региональной налоговой политики. В то же время реализация органами государственной власти соответствующих территорий налоговой политики, направленной на обеспечение регионов достаточными налогами, ограничивается положениями бюджетного и налогового законодательства.
Актуальность проблемы. Отсутствие единой методики расчета налогового потенциала в субъектах Российской Федерации приводит к существенным финансовым расхождениям при распределении безвозмездных доходов из федерального бюджета в региональные бюджеты.
Определение налогового потенциала. Это максимальный уровень налоговых поступлений, полученных в бюджеты разных уровней за определенный период.
Факторы, влияющие на налоговый потенциал региона. Их можно разделить на законодательную, ресурсную, производственную, организационную, инфраструктурную и социальную составляющие.
Выбор объектов исследования. Для анализа были выбраны Волгоградская и Ростовская области, поскольку, несмотря на административно-территориальное деление, данные субъекты имеют много общих черт и факторов, влияющих на налоговый потенциал.
Цель исследования. Анализ, сравнение и определение наиболее оптимальной методики расчета показателя регионального потенциала.
В ходе исследования можно рассмотреть основные налоговые поступления в рассматриваемых регионах: в Волгоградской области наибольшую долю составляют акцизы и налог на доходы физических лиц, в Ростовской области преобладающую долю составляет налог на доходы физических лиц, а существенные доходы бюджета формируют акцизы, налог на прибыль и НДС.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА РФ
1.1. Анализ основных социально – экономических показателей развития субъекта РФ на примере Волгоградской и Ростовской областей
Исторически благоприятный климат, природные ресурсы и выгодное географическое положение всегда делали Донской край привлекательным для людей разных национальностей, вероисповедания и расового происхождения, в результате чего рядом со станицами и хуторами донских казаков со временем появились стойбища донских калмыков, поселения русских и украинских крестьян, поселения донских немцев, станицы донских армян, города с многонациональным населением.
С XVIII века государство начало активно вмешиваться в военный порядок. Земли Войска Донского вошли в состав России, утратив свою автономию. Не желая терять былую свободу, казаки активно выступали против царского правительства. Имена предводителей войн и крестьянских восстаний — Разина, Булавина, Пугачева — навсегда останутся в памяти народа.[3]
Казаки включены в состав Вооружённых сил России как нерегулярное войско. Они участвовали во всех русских войнах с XVII по XX век, проявляя мужество, героизм и стойкость, покрыв свои знамена бессмертной славой во многих сражениях. Ермак, Минаев, Краснощеков, Ефремов, Орлов, Платов, Бакланов – эти славные имена навсегда останутся в памяти на Дону и в России.
В 1749 году указом императрицы Елизаветы Петровны на правом берегу Дона, в устье реки Темерник, была учреждена таможенная застава; В 1761 году началось строительство крепости, названной в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.[5]
С присоединением Азово-Черноморского региона к России в конце XVIII века крепость утратила свое стратегическое значение и была упразднена. Крепостные предместья — форштадты — были преобразованы в город, который в 1806 году получил официальное название — Ростов-на-Дону.
С 1920 по 1924 год регион входил в состав вновь созданной административно-территориальной единицы Юго-Восточная Россия, которая в 1924 году была переименована в Северо-Кавказский край.
В 1934 году Северо-Кавказский край был разделён на Азово-Черноморский край с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край с центром в городе Пятигорске.[2]
В настоящее время на территории Ростовской области проживают представители более 150 национальностей, субэтнических групп и местных религиозных групп, сохранившие свой язык, культурные традиции, обычаи и обряды.[5]
Ростовская область как самостоятельное административно-территориальное образование образована в 1937 году. По состоянию на начало 2002 года в состав области входило 43 сельских административных района, 23 городских поселения, в том числе 16 областного подчинения, 26 поселков городского типа в 447 сельских советах.
Ростовская область расположена на юго-западе Российской Федерации между 50º14–45º51 с.ш. и 38º14–44º20 в.д., имеет вытянутую с севера на юг форму (457 км), узкую северную часть и широкую с запада на восток южную часть (455 км). Общая протяженность границ — 2260 км, площадь — 100 800 км². Подавляющее большинство границ области проходит по суше, и лишь на крайнем юго-западе она омывается водами Таганрогского залива, а на востоке — Цимлянского водохранилища[1].
Соседними с Ростовской областью регионами объявлены Воронежская область на севере, Волгоградская область и Республика Калмыкия на востоке, Ставропольский и Краснодарский края на юге. На западе граница с Украиной тянется примерно на 600 км. К особенностям физико-географических условий Ростовской области относится сравнительно спокойный и ровный характер поверхности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаев, Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода / Н.А. Абдуллаев. - М.: Финансовый контроль, 2019. - 176 c.
2. Аджикова, Алтынай Конкурентный потенциал предпринимательского сектора регионов СКФО / Алтынай Аджикова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 136 c.
3. Алевтина, Битерякова Налоги и налоговый менеджмент в системе управления экономикой фармацевтической организации / Битерякова Алевтина. - М.: Феникс, 2022. - 206 c.
4. Ашенкампф, Николай Аграрные реформы и развитие аграрного сектора германской экономики во второй половине ХIХ века / Николай Ашенкампф. - М.: Академический проект, 2021. - 167 c.
5. Воробьева, Е.В. Заработная плата в 2003 - 2004 с учетом требований налоговых органов / Е.В. Воробьева. - М.: АКДИ Экономика и жизнь'', 2019. - 149 c.
6. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В.С. Бард и др. - М.: Экзамен, 2017. - 178 c.
7. Институциональная экономика / ред. Д.С. Львов. - М.: ИНФРА-М, 2024. - 204 c.
8. Катасонов, В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики. Механизмы формирования и использования / В.Ю. Катасонов. - М.: Анкил, 2019. - 240 c.
9. Катасонов, В.Ю. Инвестиционный потенциал хозяйственной деятельности. Макроэкономический и финансово - кредитный аспекты / В.Ю. Катасонов. - М.: МГИМО(У) МИД Росси, 2023. - 118 c.
10. Кашаев, А.Н. Бухгалтерский учет в условиях перестройки управления экономикой / А.Н. Кашаев, Я.И. Цвейбах, О.М. Островский, и др.. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 176 c.
11. Конюховский, П. Математические методы исследования операций в экономике / П. Конюховский. - М.: [не указано], 2022. - 189 c.
12. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. - М.: Эксмо, 2019. - 272 c.
13. Кузнецов, В.В. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы / В.В. Кузнецов. - М.: Мини-Тайп, 2022. - 231 c.
14. Лапина, О.Г. Годовой отчет за 2007 год. Сдаем в срок и без ошибок с учетом практики налоговых проверок / О.Г. Лапина. - М.: Эксмо, 2024. - 280 c.
15. Логинова, Елена Инновационный потенциал сетевой экономики / Елена Логинова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 296 c.
16. Макарьева, В.И. Как правильно подготовиться к налоговой проверке / В.И. Макарьева. - М.: Налоговый вестник, 2019. - 280 c.
17. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Эксмо, 2023. - 146 c.
18. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления: моногр. . - М.: Альпина Паблишер, 2024. - 142 c.
19. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой. - М.: Алетейя, 2023. - 260 c.
20. Неровня, Т.Н. История экономики в вопросах и ответах / Т.Н. Неровня. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 295 c.
21. Петров Налоги 2008 все о поправках в налоговый кодекс рф / Петров, А.В. и. - М.: Бератор-Паблишинг, 2023. - 221 c.
22. Родионова, И. А. Мировая экономика. Индустриальный сектор / И.А. Родионова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2022. - 224 c.
23. Романов Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) / Романов, Анатолий Николаевич; Одинцов, Ефимович Борис. - М.: Вузовский учебник, 2021. - 300 c.
24. Романова, М.В. Банковская деятельность: налоговый аспект / М.В. Романова. - М.: БДЦ-пресс, 2023. - 281 c.
25. Рябушкин, Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 144 c.
26. Сайфиева, С.Н. Налоговая нагрузка на российскую экономику. Макроэкономический анализ / С.Н. Сайфиева. - Москва: Гостехиздат, 2020. - 293 c.
27. Соколов, Д. В. Базисная система риск-менеджмент организаций реального сектора экономики / Д.В. Соколов, А.В. Барчуков. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 128 c.
28. Соловьев, И. Н. Механизмы амнистирования в сфере экономики и налогообложения (налоговая амнистия) / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2019. - 184 c.
29. Соловьев, И.Н. Механизмы амнистирования в сфере экономики и налогообложения. Налоговая амнистия: моногр. / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2022. - 296 c.
30. Харитонов, С.А. Информационные технологии налогового учета: моногр. / С.А. Харитонов. - М.: 1С Паблишинг, 2021. - 182 c.