Фрагмент для ознакомления
2
В условиях развития новых художественных направлений перед хореографами встает необходимость формирования единого, универсального языка. Этот язык должен отражать все богатство и разнообразие современной культуры и обеспечивать более глубокое понимание замысла танца зрителем [7].
Развитие хореографической лексики неуклонно набирает обороты, стимулируя прогресс в художественной и образовательной сферах танца. Возникновение новых танцевальных направлений влечет за собой необходимость разработки новых терминов, что придает дополнительную значимость современному танцу, делая его более понятным и доступным как для танцоров, так и для публики. Укрепление культурных связей в современном обществе также подчеркивает важность изучения языка танцевальных движений, что позволяет не только оберегать традиции, но и порождать новые смыслы и толкования в танцевальном искусстве.
Хореографическая лексика состоит из разнообразных компонентов, которые помогают сформировать яркую и доступную танцевальную речь. Освоение этих компонентов дает возможность постановщику результативно устанавливать зрительные и чувственные ассоциации между па и канвой произведения. Компоненты хореографической лексики предстают в различных видах, таких как основные позиции, связки, темп, энергетика и прочие выразительные приемы, служащие для трансляции конкретной мысли или определенного настроения.
Движения составляют основу хореографического искусства, наделяясь прямым или переносным смыслом. Сочетаясь в определенном порядке, они создают не только зрительный образ, но и особую выразительность, способную транслировать широкий спектр чувств. Так, грациозные и непрерывные па могут ассоциироваться с умиротворением и согласием, в то время как угловатые и рваные – с противостоянием или пылкостью [7]. Один и тот же набор движений может быть истолкован по-разному, в зависимости от жанра и замысла, что акцентирует важность точной настройки хореографической выразительности под конкретную тему.
Хореографическая лексика неразрывно связана с культурными традициями и танцевальным направлением. Каждый стиль характеризуется уникальным набором движений, которые часто несут в себе особые значения и смыслы. При выборе тех или иных элементов необходимо учитывать не только жанр, но и зрителя. Важно уметь подбирать движения так, чтобы они максимально соответствовали замыслу хореографа, будь то ликование, скорбь, борьба или самопознание. Объединение стилей открывает путь к новым трактовкам, тем самым обогащая традиционную хореографию [26].
В танце заключена огромная сила для формирования личной манеры исполнения, когда каждый танцор привносит неповторимые нюансы и собственное понимание в устоявшийся набор движений. Эта самобытность становится ключевой частью хореографической композиции, давая возможность артисту не просто придерживаться общепринятых канонов, но и демонстрировать свою сущность через призму личных переживаний. Установление гармонии между устоявшимися нормами и новаторскими подходами – вызов, с которым сталкивается каждый постановщик, оперируя набором элементов, состоящим из движений, чувств и смыслов [26].
Ключевым умением хореографа является установление органичной связи между пластикой и сценическим действием. Это достигается путём интеграции разнообразных методик и приёмов, что способствует наиболее полному раскрытию повествования. Скажем, техника современного танца, с акцентом на импровизацию, может быть адаптирована в рамках традиционного балета, вдыхая новую жизнь в знакомую постановку.
Как правило, именно подобные интегративные решения позволяют создать неповторимое произведение, сохраняющее свою значимость и затрагивающее фундаментальные вопросы, соотнося их с сегодняшним днем [10].
Кроме того, хореографическая лексика может содержать элементы взаимодействия между исполнителями. Телесный контакт, поддержка партнеров или, напротив, противостояние между ними, способны стать ключевым акцентом постановки, углубляя ее смысл. В данном случае особенно важен контекст: хореограф может использовать как тонкие, легко читаемые жесты, так и размашистые, выразительные движения, привлекающие внимание зрителей даже на большой сцене. Подобное взаимодействие способно не только подчеркнуть уникальность каждого танцора, но и отразить общие переживания или разногласия внутри группы [4].
Таким образом, хореографическая лексика, используемая в качестве средства выражения, дает возможность устанавливать связи между разными культурными пластами, обогащая танцевальное искусство глубоким смыслом. Формирование замкнутой системы терминов для конкретных хореографических задач неэффективно; именно гибкость словарного запаса позволяет хореографу создавать оригинальные и неповторимые произведения, затрагивая извечные темы через восприятие настоящего.
1.2. Хореографическая выразительность: взаимозависимость движения и повествования
Танцевальное движение – это не только физическая активность, но и мощный способ коммуникации, передающий повествование. В современной хореографии, постановщики активно экспериментируют с разнообразными стилями, создавая символические образы, которые раскрывают основные идеи и темы произведения. Это стало реальностью благодаря обогащению хореографической лексики, включающей элементы различных направлений и стилей, что способствует созданию новаторских и самобытных постановок.
Эмоциональное воздействие танца часто определяется взаимодействием движения и музыки. Это партнерство создает ощущение ритма и развивает музыкальную память, что критически важно для хореографа, стремящегося рассказать историю посредством пластики [2]. Например, применение конкретных жестов и поз в сочетании с определенными музыкальными отрывками способно вызвать у зрителя сильный эмоциональный резонанс, усиливая понимание сюжета.
Постановка танца предстает как непрерывный поиск нового. Хореографы углубляются в изучение организации движений, их порядка и масштаба, что отражает современные тенденции в хореографическом искусстве. Применение принципа случайности, как это делал, например, М. Каннингем, показывает, что неожиданные комбинации могут порождать оригинальные хореографические концепции. Этот способ позволяет танцовщикам развивать собственное чутье и выстраивать свежие формы, акцентирующие энергию и уникальность спектакля [18].
В нарративном танце телодвижения перестают быть просто способом выразить себя, а превращаются в инструмент для создания истории. Чувства, транслируемые через движения, формируют живую канву танцевальной постановки и помогают развитию столкновений между героями, что делает сюжет более понятным.
Постановщики танцев разрабатывают оригинальные методы, которые точно соответствуют темам и противоречиям, возникающим в ходе спектакля, позволяя публике полнее проникнуться в историю и ощутить себя участником происходящего.
Более того, взаимодействие с визуальным обликом и территорией в танцевальном искусстве предполагает применение языка тела для формирования сюжетной линии. Любое перемещение, вращение корпуса или телодвижение способно передавать важное послание, воспринимаемое аудиторией [16]. К примеру, внутренний мир персонажей может быть выражен посредством модификаций в их статичных положениях и действиях, что подчеркивает их индивидуальность и демонстрирует сокровенные чувства.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аветисян Л.А. СУЩНОСТЬ ПОСТАНОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА БАЛЕТМЕЙСТЕРА // Мировая наука. 2024. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-postanovochnoy-deyatelnosti-horeografa-baletmeystera (08.01.2025).
2. Буксикова О.Б., Булах В.В. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ // Наука. Искусство. Культура. 2021. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-zakonomernosti-vzaimosvyazi-muzyki-i-dvizheniya (21.12.2024).
3. Волкова Ю.И. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ УЛИЧНОГО ТАНЦА: МЕТОДЫ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ // Вестник науки. 2024. №10 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sozdaniya-horeograficheskih-kompozitsiy-s-ispolzovaniem-leksiki-ulichnogo-tantsa-metody-i-kompozitsionnye-priemy (25.12.2024).
4. Вычужанова Л. К. Язык хореографического искусства как знаково- символическая система // Вестник Башкирского университета. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-horeograficheskogo-iskusstva-kak-znakovo-simvolicheskaya-sistema (02.03.2025).
5. Д. Досжанова ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ ДЕТСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА: ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ, ПРАКТИКА // Oriental Art and Culture. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-horeograf-detskogo-tantsevalnogo-kollektiva-funktsii-metody-praktika (16.12.2024).
6. Зыков Алексей Иванович Хореографическое мышление и пластическая лексика в пространстве современного драматического спектакля (на примере «Кровавой свадьбы»;) // Манускрипт. 2018. №1 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horeograficheskoe-myshlenie-i-plasticheskaya-leksika-v-prostranstve-sovremennogo-dramaticheskogo-spektaklya-na-primere-krovavoy (21.01.2025).
7. Иванова Наталья Анатольевна Об истории формирования танцевальной лексики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorii-formirovaniya-tantsevalnoy-leksiki (02.03.2025).
8. Карпенко В.Н., Карпенко И.А. История возникновения танцевальной терминологии // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. №28 (240). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-tantsevalnoy-terminologii (02.03.2025).
9. Карпенко В.Н., Карпенко И.А. Генезис танцевальной терминологии в современном танце // Наука. Искусство. Культура. 2017. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-tantsevalnoy-terminologii-v-sovremennom-tantse (01.02.2025).
10. Карпенко В.Н., Тарасова Д.С., Карпенко И.А. Анализ танцевальной терминологии в классическом танце // Таврический научный обозреватель. 2017. №3-1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tantsevalnoy-terminologii-v-klassicheskom-tantse (14.12.2024).
11. Карпенко Виктор Николаевич, Щегликова Надежда Николаевна, Карпенко Ирина Анатольевна Балетмейстерские приемы, работающие на раскрытие тематики хореографического произведения // Вестник науки и творчества. 2016. №6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/baletmeysterskie-priemy-rabotayuschie-na-raskrytie-tematiki-horeograficheskogo-proizvedeniya (10.12.2024).
12. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Татаринцев А.Ю. Характерные отличительные черты форм русского народного танца, его стили и жанровые разновидности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-otlichitelnye-cherty-form-russkogo-narodnogo-tantsa-ego-stili-i-zhanrovye-raznovidnosti (17.12.2024).
13. Карпенко В.Н., Ежеченко П.С., Карпенко И.А. Творческие этапы создания народного сценического танца // Таврический научный обозреватель. 2017. №3-1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-etapy-sozdaniya-narodnogo-stsenicheskogo-tantsa (03.01.2025).
14. Карпенко Виктор Николаевич, Фильчакова Елена Александровна, Карпенко Ирина Анатольевна Литературное произведение как средство создания хореографической постановки // Вестник науки и творчества. 2016. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnoe-proizvedenie-kak-sredstvo-sozdaniya-horeograficheskoy-postanovki (09.01.2025).
15. Касиманова Л.А. Хореографическое искусство в контексте современных концепций развития культуры // Мир науки, культуры, образования. 2017. №5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horeograficheskoe-iskusstvo-v-kontekste-sovremennyh-kontseptsiy-razvitiya-kultury (14.12.2024).
16. Кирьянкова А.П., Комович С.Э. Особенности выразительных средств и композиционных приемов в современной хореографии // The Scientific Heritage. 2020. №46-6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vyrazitelnyh-sredstv-i-kompozitsionnyh-priemov-v-sovremennoy-horeografii (10.12.2024).
17. Ковель Е. Г. ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА В ПОИСКАХ СЮЖЕТА» БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2023. №2 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-kontsept-v-sovremennoy-horeografii-na-primere-spektaklya-chetyre-personazha-v-poiskah-syuzheta-bolshogo-teatra-rossii (20.02.2025).
18. Кочетков Д.Р. Использование приёмов передачи содержания художественного произведения на материале современного танца // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priyomov-peredachi-soderzhaniya-hudozhestvennogo-proizvedeniya-na-materiale-sovremennogo-tantsa (10.12.2024).
19. cyberleninka.ru/article/n/ob-istorii-formirovaniya-tantsevalnoy-leksiki... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorii-formirovaniya-tantsevalnoy-leksiki/viewer, свободный. - Загл. с экрана
20. Михайлова Татьяна Сергеевна Роль методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях // KANT. 2017. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-metodologiy-pedagoga-horeografa-v-effektivnosti-povysheniya-urovnya-detskoy-horeografii-v-sovremennyh-sotsialno-obschestvennyh (23.12.2024).
21. Нарская Тамара Борисовна Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности // Вестник культуры и искусств. 2014. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-horeografa-kak-faktor-sotsializatsii-tvorcheskoy-lichnosti (06.01.2025).
22. Никитин Вадим Юрьевич К вопросу о стилевых определениях в современной хореографии // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-stilevyh-opredeleniyah-v-sovremennoy-horeografii (10.12.2024).
23. Никитин В.Ю. МЕТОД ПОЭТАПНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. №6 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-poetapnoy-kompozitsii-horeograficheskogo-proizvedeniya (10.12.2024).
24. Попова К.В. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАРУБЕЖНЫМИ ХОРЕОГРАФАМИ В XXI ВЕКЕ // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. №4 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horeograficheskaya-interpretatsiya-proizvedeniy-russkoy-klassicheskoy-literatury-zarubezhnymi-horeografami-v-xxi-veke (10.12.2024).
25. Попова А.В. Практическая реализация авторского хореографического спектакля на материале танца модерн // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-realizatsiya-avtorskogo-horeograficheskogo-spektaklya-na-materiale-tantsa-modern (09.01.2025).
26. Соковикова Наталья Викторовна Проблемы сохранения традиционной хореографической лексики в хореографической педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-traditsionnoy-horeograficheskoy-leksiki-v-horeograficheskoy-pedagogike (13.12.2024).
27. Наталья Федоровна Спинжар, Цзинцзин Ян ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ МАЛЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2024. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-tantsevalnoy-leksiki-malyh-etnicheskih-grupp-v-horeograficheskom-obrazovanii-kitaya (02.03.2025).
28. Татаринцев Андрей Юрьевич, Дубников Константин Валентинович ПРОБЛЕМА БАЛЕТМЕЙСТЕРСКОГО ЗАМЫСЛА В РАБОТЕ НАД ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-baletmeysterskogo-zamysla-v-rabote-nad-horeograficheskim-proizvedeniem (09.01.2025).
29. Фомкин Алексей Викторович, Исаков Вячеслав Михайлович, Юрьева Марина Николаевна Проект глоссария хореографического образования // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2008. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-glossariya-horeograficheskogo-obrazovaniya (13.12.2024).
30. Шерегова Вера Алексеевна, Постельняк Александра Игоревна, Медведева Светлана Вадимовна «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» // Восточно-европейский научный журнал. 2021. №1-5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovopolagayuschie-komponenty-professionalnoy-deyatelnosti-horeografa-v-sovremennyh-usloviyah (09.01.2025).