Фрагмент для ознакомления
2
Рассматривая нормы административной ответственности, следует подчеркнуть преобладание штрафной функции, которая носит не только принудительный, но и превентивный характер. Основной задачей такого воздействия становится предупреждение правонарушений и формирование у граждан законопослушного поведения.
Разработаны различные формы назначения штрафных санкций, а также механизмы их исполнения. Несмотря на существование альтернативных мер административного воздействия, основным инструментом остается применение штрафов в денежной форме.
Административный штраф представляет собой установленную государством меру административного наказания, выраженную в денежном взыскании. Его назначение направлено не только на наказание правонарушителей, но и на предотвращение новых правонарушений как со стороны виновного лица, так и со стороны иных субъектов. Такая двойственная функция закреплена в законодательном определении административного штрафа, представленном в ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .
Хотя отдельные виды административных правонарушений могут иметь схожие признаки, каждое правонарушение совершается в уникальных условиях и с учетом индивидуальных факторов. К таким особенностям относятся как материальные обстоятельства, так и психологические аспекты поведения правонарушителя. В связи с этим в российском административном законодательстве сформирована комплексная система административных наказаний, позволяющая учитывать специфику каждого правонарушения при выборе меры ответственности.
Административный штраф представляет собой наиболее объективную меру наказания, обеспечивающую реализацию принципа справедливости. Применение данной санкции предусмотрено в отношении физических, должностных и юридических лиц . При определении размера денежного взыскания суд или правоохранительный орган учитывает степень тяжести совершенного правонарушения, характеристики личности нарушителя и обстоятельства, повлиявшие на возникновение противоправного деяния.
Согласно положениям действующего законодательства, а именно ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , предусмотрены исключительные случаи, в которых размер штрафа может значительно превышать стандартные санкции.
Особый порядок установлен в отношении лиц, не исполнивших ранее наложенные штрафные санкции. Так, при наличии просроченного штрафа, например, за нарушение правил дорожного движения, возможно повторное наложение взыскания, размер которого составляет двукратную сумму первоначальной санкции.
Любое выявленное административное правонарушение влечет за собой составление процессуального протокола, являющегося основанием для дальнейшего рассмотрения дела и назначения наказания. Применение штрафных санкций осуществляется несколькими способами:
в судебном порядке, если материалы поступили от должностных лиц или уполномоченных органов;
должностными лицами на федеральном, региональном или муниципальном уровнях в пределах их компетенции, установленной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;
сотрудниками ГИБДД при рассмотрении дел, связанных с нарушением правил дорожного движения;
органами, наделенными полномочиями по вынесению административных санкций, включая Федеральную налоговую службу, таможенные органы и Министерство внутренних дел .
Таким образом, система административных штрафов основывается на принципе соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, что обусловливает дифференцированный подход при их назначении. Судебные и административные органы при вынесении решений опираются на объективные критерии, включая личность нарушителя, степень его вины и наличие отягчающих либо смягчающих обстоятельств.
1.2 Правовая основа административных штрафов в РФ
Административное правонарушение представляет собой действие или бездействие, противоречащее правовым нормам и совершенное с виной физического или юридического лица. Ответственность за подобные деяния устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативными актами субъектов страны . При этом санкции применяются лишь в тех случаях, когда характер совершенного нарушения не образует состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.
Штрафные санкции вводятся как на федеральном уровне, так и в региональном законодательстве, где административная ответственность регулируется специальными кодексами субъектов. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 3.5 определяет административный штраф как денежное взыскание, выраженное в рублях. Установленные правовые нормы дифференцируют предельные размеры санкций в зависимости от статуса правонарушителя и конкретного состава деяния.
Размер штрафа может определяться с учетом различных критериев. В частности, сумма взыскания может быть кратна стоимости предмета правонарушения, выявленной на момент его пресечения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов или таможенных платежей. Аналогичный подход применяется к случаям незаконных валютных операций, задержки зачисления средств на счета в уполномоченных банках или представления недостоверных данных, повлиявших на расчет штрафных санкций.
Для закрепления негативного воздействия на правонарушителя законодатель, помимо использования кратных величин административного штрафа, в ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ предусматривает вычисление размера штрафа, исходя из выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке, где было совершено административное правонарушение. Кроме того, расчет может базироваться на расходах правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги) на соответствующем рынке, где был совершен правовой проступок.
Частью 4.2 ст. 3.5 КоАП РФ введен особый порядок расчета штрафа в случае, если правонарушитель предоставляет ложные (недостоверные) сведения, которые требуются для вычисления размера штрафа. В таких ситуациях величина штрафа, рассчитанная с учетом достоверных данных, необходимых для определения размера наказания, и фактически наложенная санкция, не может превышать десятикратного размера штрафа, который был бы назначен при наличии достоверной информации .
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме в соответствии с действующим законодательством .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения: 29.03.2025).
2. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/12156199/ (дата обращения: 29.03.2025).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 29.12.2020 N 471-ФЗ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/400152240/ (дата обращения: 29.03.2025).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/12132854/ (дата обращения: 29.03.2025).
5. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409601/ (дата обращения: 29.03.2025).
6. Байтимирова, А. А. Эффективность штрафа как административного наказания РФ / А. А. Байтимирова, А. А. Аскаров, И. Т. Каменов // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 5(32). – С. 918-922.
7. Василенко, Г. Н. Административный штраф как вид административного наказания / Г. Н. Василенко, И. А. Виноградов // Актуальные проблемы административного права и процесса. – 2019. – № 1. – С. 13-14.
8. Гутиева, И. Г. Порядок применения административного штрафа как вида административного наказания / И. Г. Гутиева // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 6(157). – С. 135-136.
9. Егупов, В. А. Административный штраф как административное наказание в Российской Федерации: проблемы эффективности применения / В. А. Егупов // Правовой альманах. – 2021. – № 5(9). – С. 18-22.
10. Кудинов, В. В. Административные наказания: система, содержание и пути правового развития / В. В. Кудинов, Д. Ю. Мананников ; Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева. – Курган : Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2019. – 292 с.
11. Лифанов, Д. М. Об обжаловании штрафов за нарушение Правил дорожного движения через Единый портал государственных и муниципальных услуг / Д. М. Лифанов // Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере. – 2022. – С. 204-209.
12. Перонко, Д. В. Административное правонарушение: понятие и состав / Д. В. Перонко // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 51. – С. 568-573.
13. Ретих, М. В. Проблемы исполнения штрафа как административного наказания / М. В. Ретих // Проблемы совершенствования российского законодательства. – 2022. – С. 133-134.
14. Старосельцева, Ю. М. К вопросу о назначении штрафа как административного наказания за правонарушения в области дорожного движения / Ю. М. Старосельцева, А. В. Борисова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3, № 19. – С. 129-132.
15. Шубин, И. В. Административно-правовой механизм исполнения штрафных санкций и пути его совершенствования / И. В. Шубин // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 3. – С. 254-258.
16. Шубина, В. С. Понятие и признаки административного штрафа / В. С. Шубина // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 490-498.