Фрагмент для ознакомления
2
Границы России на севере и востоке омываются водами морей Северного Ледовитого и Тихого океанов, что создает уникальные возможности для развития арктического и морского судоходства. Южные и западные границы в основном сухопутные, проходящие через территорию различных стран, включая Казахстан, Китай, Монголию, Украину, Финляндию, Белоруссию, Абхазию и Южную Осетию. Такое соседство определяет геополитическое положение России и ее роль в региональных отношениях.
Более двух третей территории России занимают низменности и равнины. На западе простирается Восточно-Европейская равнина с чередованием низменностей и возвышенностей, формирующих разнообразный ландшафт. Эти равнины имеют важное значение для сельского хозяйства и расселения населения.
Уральские горы, протянувшиеся с севера на юг, служат естественной границей между европейской и азиатской частями страны. К югу от равнин возвышаются величественные хребты Большого Кавказа, Алтая, Западных и Восточных Саян и Станового нагорья, создавая впечатляющие горные ландшафты с уникальной флорой и фауной [9].
На Дальнем Востоке преобладают средневысотные хребты, такие как хребет Чечерского и Верхоянский хребет, формируя сложный и живописный рельеф. Эти горные районы богаты полезными ископаемыми и являются важными центрами добывающей промышленности.
Крайний восток России является зоной активного вулканизма. Именно здесь расположена Ключевская Сопка – самый высокий действующий вулкан Евразии, привлекающий внимание ученых и туристов со всего мира. Вулканическая деятельность формирует уникальные ландшафты и оказывает влияние на окружающую среду.
Территория России расположена в пределах четырех климатических поясов: арктического, субарктического, умеренного и субтропического. Самый обширный из них – умеренный пояс, в котором проживает большая часть населения страны. Это обуславливает разнообразие климатических условий и широкий спектр природных зон.
Расположение в северных широтах определяет преобладание холодного климата на большей части территории России. Только южные районы европейской части, отдельные участки южной Сибири и Приморье находятся южнее 50° северной широты, а более половины территории расположено севернее 60° северной широты.
На большей части территории России четко выражены только два сезона – зима и лето. Весна и осень – это короткие переходные периоды, характеризующиеся резкими колебаниями температур и быстрой сменой погодных условий.
Влияние океанов на климат внутренних районов России ограничено из-за огромной территории страны. Это приводит к увеличению континентальности климата, который характеризуется большими годовыми и суточными колебаниями температуры, а также небольшим количеством осадков [5].
Самым холодным месяцем является январь (на побережье морей – февраль), а самым теплым – обычно июль. Зимой температуры могут опускаться до экстремально низких значений, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, в то время как летом наблюдается значительное потепление, особенно в южных регионах страны.
Одной из важнейших особенностей климата России является широкое распространение многолетней мерзлоты. В некоторых районах толщина мерзлотного слоя достигает нескольких сотен метров. Многолетняя мерзлота занимает около 60% территории страны (около 10 млн км²) и оказывает огромное влияние на строительство, сельское хозяйство и экологию.
1.2 Социально-экономические условия и его планируемое развитие
Все участники экономической деятельности, включая государственные органы разного уровня – от федерального до муниципального, – заинтересованы в ясном понимании перспектив. Это актуально как для всей страны, так и для отдельных регионов.
Использование принципов устойчивого развития при разработке арктических месторождений нефти и газа гарантирует соответствие процессов добычи и транспортировки углеводородов строгим экологическим требованиям. Это также способствует вовлечению экономики северных территорий в общенациональную модернизацию технологической базы нефтегазового комплекса и обеспечивает экологически сбалансированное дальнейшее развитие этого региона.
Понятие устойчивого развития нефтегазовой отрасли многогранно и сложно, поэтому не имеет единого общепринятого определения. Научные исследования в этой сфере в основном сосредоточены на теоретическом обосновании и создании методов оценки устойчивости. Часто в публикациях рассматриваются отдельные аспекты концепции устойчивого развития в контексте добывающих отраслей, при этом индикаторы устойчивости не формируют единой системы. Также не учитывается влияние глобальной нестабильности на энергетический сектор.
В настоящее время вопросы социально-экономического развития регионов находятся в фокусе внимания научного сообщества, поскольку эффективное территориальное развитие напрямую влияет на благосостояние государства и его территорий. Применение стратегических методов управления территориями проявляется в разработке теоретических основ и их внедрении в политику регионального управления. Углубленное изучение пространственного развития территорий, являющегося ключевым элементом стратегии социально-экономического развития и целью регионального управления, представляется необходимым. Анализ тенденций пространственного развития выявил ряд проблем, требующих экспертной оценки: увеличение разрыва между регионами, концентрация населения в столице, несоответствие между экономическим ростом и развитием инфраструктуры в большинстве промышленных центров и другие.
Определение направлений пространственного развития на государственном уровне предполагает выявление потенциала и возможностей регионов для достижения конкурентных преимуществ в социально-экономической и природно-ресурсной сферах, принятие эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества жизни населения, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности [7].
Повышение эффективности модернизации и обеспечение стабильного экономического роста современной России тесно связаны с задачами стратегического планирования развития её субъектов. Ключевым препятствием для внедрения системы стратегического планирования является качество документов стратегического планирования. Поэтому необходима оценка и всесторонний анализ состояния подготовки этих документов.
В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года, стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий долгосрочный прогноз. На основании этого закона, стратегия социально-экономического развития региона должна разрабатываться в аналогичных временных рамках. Первая попытка решения задач экономического и социального развития была предпринята с горизонтом планирования 2012-2025 годов. Распоряжением Правительства от 20 июня 2012 года № 185-р была утверждена Стратегия социального развития до 2025 года.
Отсутствие пессимистического сценария в анализе указывает на то, что Министерство экономического развития и торговли не учло потенциальное влияние неблагоприятных факторов, их причины и источники на социально-экономическую ситуацию. Не были проанализированы и негативные последствия присоединения России к ВТО, внешние потрясения и усугубление внутренних проблем, таких как рост цен, снижение курса национальной валюты, увеличение числа безработных и другие.
Стратегия социально-экономического развития (SED) предполагала поэтапное выполнение. На первом этапе (2012-2013) планировалось сформировать институциональную базу и создать условия для защиты и легализации бизнеса. Второй этап (2014-2015) предусматривал запуск и реализацию масштабных инвестиционных проектов, направленных на улучшение уровня жизни населения. На третьем этапе (2016-2017) должны были быть заложены основы для промышленного развития региона. Четвертый этап (2018-2020) был посвящен переходу к современной, постиндустриальной модели развития. И, наконец, на пятом этапе (2021-2025) планировалось закрепить позиции региона как быстрорастущего субъекта.
Для каждого этапа региональными властями были разработаны конкретные мероприятия и поставлены цели. Чеченская Республика должна была превратиться в регион с высоким уровнем благосостояния, минимальной безработицей, выступающий донором федерального бюджета, обладающий современной инфраструктурой и эффективной системой управления [1].
Практический опыт подтверждает достоверность расчетов в любом прогнозно-плановом документе. Неудача Стратегии стала очевидной к 2017 году, когда прогнозировался объем валового регионального продукта (ВРП) в 212,5 млрд рублей, а налоговые поступления в консолидированный бюджет были запланированы лишь в размере 28,5 млрд рублей.
Все участники экономической деятельности, включая федеральные, региональные и местные органы власти, нуждаются в четком понимании перспектив развития. Это актуально как для России в целом, так и для ее регионов. Вопросы стратегического планирования социально-экономического развития вызывают интерес у ученых как в стране, так и за рубежом. До 1 января 2015 года в России действовала система индикативного управления, основанная на прогнозах социально-экономического развития и закрепленная федеральным законом.
Новый федеральный закон о стратегическом планировании заложил основу для перехода к прогнозному планированию, основанному на системе стратегического планирования. Однако регионы не были синхронизированы в этом процессе. В Чеченской Республике стратегический план был принят лишь в июле 2018 года и включает в себя семь документов.
Повышение эффективности модернизации и обеспечение устойчивого развития экономики современной России напрямую связаны с вопросами стратегического планирования развития регионов. Качество этих семи документов стратегического планирования является ключевым фактором при внедрении новой системы. Поэтому необходимо оценить и проанализировать текущее состояние разработки всех этих документов [4].
Современные научные дискуссии посвящены уточнению понятия «пространственное развитие территории». Одни специалисты видят в нем комплекс факторов, гарантирующих комфортные и безопасные условия жизни людей, что способствует устойчивому «развитию территории». Другие же предпочитают рассматривать отдельные элементы этого понятия по отдельности. Рассматривая «развитие» как постоянный процесс, ведущий к «переходу от существующего состояния к более прогрессивному», можно утверждать, что постепенное изменение влечет за собой ряд качественных и количественных преобразований как в социально-экономической сфере территории, так и в системе взаимодействия различных региональных объектов.
При обсуждении развития территории важно определить, что подразумевается под самим понятием «территория». Если исходить из географического определения, то территория – это участок земли, через который перемещаются товары, информация и финансовые потоки. В экономическом плане территория представляет собой систему, обеспечивающую экономическую интеграцию и реализацию интересов участников этой системы, с учетом логистических аспектов. Проще говоря, это область или совокупность регионов, объединенных общим признаком.