Фрагмент для ознакомления
2
1. Введение
Литературный процесс ХХ в. представляет собой весьма сложное, полное противоречий и трагедий, не подпадающее под однозначные оценки историко-литературных и социо-культурологических аспектов. Подобное состояние сложилось под влиянием драматических общественно политических потрясений и кардинальных реформ уклада жизни и экономики. Все это в полной мере относится к литературному процессу в культурной жизни много национального Советского Союза.
В современном литературоведении почти отсутствуют оформившиеся концепций, позволяющие упорядочить в единую теорию сложившиеся результаты развития литературы этой полной коренных и катастрофических преобразований общественно-исторической эпохи.
Было бы опрометчиво и в корне неправильно представлять развитие литературных процессов в союзных республиках в ХХ в. обособленно не только от основополагающих тенденций и закономерностей развития мировой литературы, но и от взаимодействия с литературным процессом в России. Процесс развития национальной литературы происходил под влиянием внешнего социально-культурного и общественно-политического влияния. Эти факторы воздействия в определенной степени позволили выявить и индивидуальную особенность национальной литературной сферы, и ее место в пространстве сосуществования с другими национальными культурами. При этом примечательным является постоянство стремлений национальных литературных деятелей к сохранению вековых культурных традиций в условиях единого социокультурного пространства советского периода.
Все выше сказанное по праву можно отнести к истории существования узбекского и русского литературных процессов в едином советском поле действительности, несмотря на навязываемую политической властью линию творчества.
Актуальность темы. Современные условия жизни общества в условиях глобализации и обострения общественно-политических противоречий ставит перед человеком необходимость поиска смысла жизни, способствует глубокому духовному кризису общества. Считавшиеся незыблемыми многие жизненные устои в настоящее время подвергаются сомнению и пересмотру с одновременным моделированием новых сомнительных норм морали и поведения. Произведения художественно-эстетического характера сейчас направлены только на удовлетворение поверхностных чувственных потребностей – обывательских желаний «зрелищ», а серьезные нравственные вопросы отодвигаются на второй план. Этим подтверждается ориентация мировой массмедиа на потребительский тип аудитории, увеличивая его численность еще больше. Но, при этом накопленный опыт исследования истории развития нашего Отечества, подтверждает, что в кризисные времена именно благодаря творческим ресурсам, особенно литературе, начинает активизироваться духовные и нравственные возможности общества. Из этого следует, что изучение событий культурного мира, происходивших в прошедшие переломные времена, позволит обозначить пути выхода из сложившейся в настоящее время ситуации. Одним из таких «переломных» периодов для советского общества были 1960-е годы, вошедшие в историю под названием «оттепель».
Цель данной работы — провести сравнительный анализ литературы 60-х годов ХХ в. России и Узбекистана с акцентом внимания на темы, мотивы и стилистические особенности.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
ознакомиться с литературой шестидесятых годов ХХ века в России и Узбекистане;
определить мотивы, темы и стилистические особенности в литературе;
осуществить сравнительный анализ узбекской и русской литературы шестидесятых годов XX века.
Объект исследования — произведения узбекской и русской художественной литературы шестидесятых годов XX века.
Предмет исследования — особенности узбекской и русской художественной литературы шестидесятых годов XX века.
Базой исследования стали научно-исследовательские статьи, критические работы, посвещенные анализу тематических, жанровых и стилистических особенностей двух национальных литератур на примере отдельных авторов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
2. Литература шестидесятых годов ХХ века в России и Узбекистане
Начиная с 60-х годов XX в. в стране стали происходить серьезные перемены, появились новые явления в духовной и экономической жизни, что напрямую связано с низвержением сталинизма.
После смерти Сталина, к середине 50-х годов, культ личности подвергся резкому осуждению, были приняты меры для ликвидации последствий этого явления и преодоления таких порождений политики культа личности, как массовые нарушения закона. Стало развертываться общественное движение за демократию, за установление справедливости. В такой атмосфере советская страна встретила 1956 г., знаменующий новый этап в ее истории — этап устранения порожденной культом личности социальной несправедливости. Выросла политическая активность народа. Но одновременно с этим по вине центра культивировались такие явления, как очковтирательство, политика двойных стандартов в исторических оценках, идеализация жизни. Развитие страны в этот период не было ровным и гладким. «Оттепель» быстро сменилась периодом застоя. Но, несмотря на это, 60-е годы можно охарактеризовать как время больших перемен, этап исправления прежних недостатков и начало новых и достижений и ошибок.
Литература периода «оттепели» — это яркое и самобытное явление в истории отечественной культуры. «Исследование новых форм творческого самовыражения, проведение различных экспериментов в целях поиска нового курса развития в различных сферах культуры – еще одна черта рубежного времени. Ю.И. Визбор первым открыл новый жанр – песню-репортаж, пользующуюся успехом и сегодня. О.Н. Ефремов в своей театральной деятельности стремился отойти от четких установок и правил – в спектаклях приветствовалось отражение действительности, пьесы изначально ставились с минимальным реквизитом, а актеры играли в обычных костюмах. За десятилетие в литературе возникло множество новых жанров («деревенщики», антисталинская литература, лейтенантская проза, молодежная проза, эстрадная поэзия), тематика произведений не имела ограничений, лирика была пропитана духом новаторства и выступала транслятором общественных настроений» .
Произведения тех лет поднимали самые волнующие общество темы. Тесное переплетение публицистики с лирикой, в силу того, что в произведениях авторы пытались выразить общественные настроения, осознать изменившиеся исторические реалии, — вот главная особенность литературы периода «оттепели». Эта эпоха активизации гражданской позиции, либерализма и обращения к вопросам нравственности и морального выбора. Особенно ценно, что одним из мотивов творчества тех лет было воплощение главных эстетических тенденций при художественном воплощении реалий жизни.
Обращаясь к вопросу цензурных ограничений на рубеже 1950—1960 годов, можно отметить некоторую полярность мнений. Так, по мнению А. В. Филиппова, «литературная трибуна в СССР во многом заменяла свободную политическую полемику, и в условиях отсутствия свободы слова литературные произведения оказывались в центре общественных дискуссий» . С этой точкой зрения частично не согласен А. А. Аронов. Он пишет, что публикация во время «хрущёвской оттепели» таких смелых произведений, как «Бабий Яр» и «Наследники Сталина» Е. Евтушенко, а также «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, свидетельствует в полной мере о действительном ослаблении цензуры и существующей неполной, но свободы слова, что в условиях тоталитарного режима было в принципе невозможно .
Ярким явлением 1960-х годов становятся пьесы для театральных подмостков. В качестве примечательного примера стоит привести пьесу Э. Радзинского «104 страницы про любовь» 1965 г. Молодой автор посвятив пьесу «104 страницы про любовь» такой романтической теме — любви, ушел от возвышенно-эмоциональное в качестве фона и при создании образов главных героев. Драматург поместил свои героев в повседневную бытовую среду, рассказывая о них и отношениях между ними, как о своих современниках. В этом видятся большие философские размышления автора. В шестидесятые годы прошлого века страна, приходит в себя после разрушительной войны, особенно регионы России, и охвачена бумом развития научно-технической мысли: делаются открытия в разных сферах жизнедеятельности человека — химии, физике, атомной энергетике, авиастроении и т.д. На первый план выходят люди молодого поколения, «дети войны», охваченные желанием созидать. И не просто восстанавливать утраченное, а именно создавать новое, еще неизвестное никому для улучшения жизни окружающих, развития своей страны, независимой и свободной. Сам автор пьесы, как представитель этого молодого поколения дерзких мечтателей и практиков, лириков и физиков, стремиться объединить в одном человеке и стремление к рационализации окружающего социально-экономического пространства, и чувственную сторону его личности, трансформировав в созданные им образы персонажей пьесы.
На начало 1960-х годов выпадает последний этап «оттепели». В это время литераторы начинают обращаться к ранее запретным темам результатов поражений и трагедий войны. Этим темам посвящены: роман С. Злобина 1962 г. «Пропавшие без вести» в защиту пленных советских солдат, ранними романы и повести В. Аксенова, рассказ «Один день Ивана Денисовича» 1962 г. А. Солженицына, в котором впервые достоверно описан место содержания заключенных — лагерь.
Несмотря на то, что цензурная деятельность партии продолжалась, в 1960-е годы масштабы свободы литературного процесса весьма увеличились. Впервые после 1920-х годов были созданы специфические работы Вл. Солоухина о религиозно–нравственной идее в русском искусстве «Письма из Русского музея» (1966), о духовной жизни общества «Черные доски» (1969); увидела свет историческая романистика В. Пикуля, Д. Балашовым написаны произведения глубокого историко-философского толка; появилась историко-революционная романистика А. Солженицына («Красное колесо»); начала активно развиваться научная фантастика, произошел взлет социальной антиутопии (авторы братья Стругацкие и И. Ефремов).
1960-е годы также отмечены возрождением а литературном процессе двух течений, которые в последствии значительно окрепли и развились: одно - национально ориентированное, патриотического толка, говорящие о соборности русской жизни, крестьянстве (представители: Н. Рубцов, В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, и др.), второе – «западническое», ориентированное на новейшую постмодернистскую философию и поэтику, индивидуалистическое (представители: И. Бродский, В. Войнович и др.), саркастически относящееся к «русской идее».
Активизация процесса переселения жителей деревень в города в 1960-е годы не могло не привлечь к себе внимание писателей того периода (Трифонов, Дудинцев). В этой связи литературной обработке в произведениях подвергалась тема городской жизни как новая область бытия человека с раскрытием персонажей через манеру поведения, привычки, образ мыслей. В городской прозе герои уже не крестьяне и рабочие, а научные работники, служащие, инженеры, гуманитарии и т.п. Так, например, у Ю. Трифонова новым этапом в творчестве стали повести так называемого «московского цикла», в которых автор осмысливал столичную жизнь интеллигенции, ставил вопросы сохранения личности, ее человеческого достоинства, показывал механизм принятия существующего порядка, декларируемого окружающим большинством без критического анализа.
К «городской прозе» примыкает большое число произведений на производственную тематику в которой присутствует мотив изобретательства, труда, научного поиска (Проскурин «Горькие травы», Тендряков «Короткое замыкание», Бек «Новое назначение»).
Как отмечает С. Мирзаев: «В Узбекистане также стали происходить серьезные изменения, затронувшие все сферы общественной жизни. В 1956 г. были наконец реабилитированы жертвы репрессий: Фитрат, Абдулла Кадыри, Чулпан, Усман Насыр, Бату и другие литераторы. Такие перемены в масштабах государства повлияли и на литературную жизнь. Положительную роль в развитии литературы этого периода сыграли съезды писателей. В рамках работы съездов был обобщен опыт прошедших лет, были определены условия и основные задачи дальнейшего развития художественного творчества. IV съезд писателей Узбекистана состоялся в 1959 г., V съезд — в 1965, На этих литературных съездах — курултаях были озвучены серьезные, концептуально важные идеи и выявлены основные закономерности развития национальной литературы. В результате в эти годы установилась органичная связь между литературой и жизнью народа.
В ускорении динамики развития узбекского литературного процесса, характерного для периода 60–х годов, значительную роль сыграл накопленный опыт национального литературного движения первой половины XX в. — опыт положительных и отрицательных явлений, в свете которых выявились основные закономерности художественно-эстетического и мировоззренческого пути. Ведь эволюция любой истины, и литературной в том числе, определяется не только положительными достижениями, но и недостатками, ошибками, научный анализ которых дает возможность определить перспективные векторы дальнейшего развития. Одной из важнейших задач литературы на этом этапе стало формирование и совершенствование духовного облика человека в соответствии с нравственно-общественными идеалами и интересами времени. Так, в литературе начинается работа по созданию «идеального» образа национального героя — человека Времени, Истории, Народа.