Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Игрушки играют неоценимую роль в процессе формирования личности ребенка. Многочисленные исследования, проведенные специалистами в области психологии и педагогики, подтверждают, что они являются эффективным инструментом для развития психики и заняли важное место в народной педагогике, способствуя социализации и интеграции ребенка в мир взрослых.
Вопрос о значении игрушек для малышей особенно актуален в начале XXI века, когда детские интересы кардинально меняются на фоне повсеместного внедрения современных технологий и появления на рынке игрушек, не отвечающих требованиям педагогики.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно в процессе игры у ребенка формируются различные аспекты личности, а также происходят серьезные изменения в психическом развитии, подготавливающие его к переходу на новый уровень взросления. Именно поэтому игровая деятельность считается ведущей для дошкольников и имеет огромные воспитательные потенциалы.
Объект исследования: игры детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игрушка как средство формирования игровой активности детей раннего возраста.
Цели и задачи исследования
Цель исследования: Изучение условий, способствующих развитию игровой деятельности детей раннего возраста, и определение игрушки как важного инструмента развития их игровых навыков и умений.
Задачи исследования:
- Провести анализ существующей литературы по заданной теме.
- Выявить специфические особенности развития игровой активности у детей раннего возраста.
- Рассмотреть значение игрушек в развитии игровых умений детей в этом возрасте.
- Проанализировать предметно-игровую среду и различные категории игрушек для дошкольников.
Теоретическая и методологическая база: Исследование опирается на работы видных отечественных и зарубежных ученых, таких как В.В. Абраменкова, Е.Ю. Артемьева, Л.М. Баткина, О.А. Белобрыкина, В.С. Библер, Л.С. Выготский, А. Голан и многих других.
Гипотеза исследования: Дети склонны выбирать игрушки в зависимости от своего пола и личных интересов.
Научная новизна: Данная работа подчеркивает недостаток специализированных исследований по рассматриваемой теме в российской литературе.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы для выбора игрушек в детских садах, оформления игровых пространств и планирования работы воспитателей в свободные игровые моменты.
Методы исследования: В ходе работы применялись методы анализа психолого-педагогической литературы, исследование образовательной деятельности воспитателей, наблюдение за игрой детей, беседы с ними и воспитателями, статистические методы анализа, а также анкетирование.
База исследования: В исследовании участвовали 21 ребенок, в том числе 12 мальчиков и 9 девочек.
Структура исследования: Структура настоящего исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава I. Теоретические аспекты развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
Многообразие и значимость игры в жизни ребенка
Игра представляет собой многогранное явление, которое можно рассматривать как уникальную форму существования всех аспектов жизнедеятельности сообщества. Огромная роль игры в развитии и воспитании младших школьников неоспорима: это один из важнейших видов детской активности. Игра служит эффективным инструментом формирования личности дошкольника и его морально-волевых качеств, обеспечивая потребность влиять на окружающую действительность.
Советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что «игра – это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка поступает живительный поток представлений о мире». Он считал игру искрой, зажигающей стремление к познанию и любознательность. Главное в игре – это осмысленная деятельность, которая включает в себя совокупность действий, объединенных общим мотивом. Игра – это выражение определенного отношения личности к реальности, которая, в свою очередь, дает возможность преобразовывать окружающий мир.[6]
Суть человеческой игры заключается в способности контрастировать и преобразовывать действительность. Именно в процессе игры впервые проявляется желание ребенка воздействовать на мир, что и составляет её центральное значение.
Мотивы и особенности игровой деятельности
Первое ключевое положение о сущности игры гласит, что ее мотивы заключаются в многообразии переживаний, которые имеют значение для играющего. Игровая деятельность, как и любая другая человеческая активность, определяется отношением к важным для индивида целям.
Игровые действия имеют значение благодаря собственному внутреннему содержанию, что является основополагающей особенностью игры. В ней осуществляется разнообразие мотивов человеческой активности, не будучи ограниченной теми средствами или способами, которые используются в нереальной деятельности.
Игра предоставляет возможность разрешать противоречия между быстро растущими потребностями ребенка и его возможностями, позволяя ему реализовать свои желания в рамках допустимого. Также важной чертой является способность ребенка к творческому преобразованию. В игре происходит не просто временное отдаление от реальности, но и глубокое проникновение в нее. Она черпает все, чем живет, из действительности, что подтверждает, что игра никогда не является бегством от жизни в некий вымышленный мир.[13]
По Фребелю, игра представляет собой «зеркало жизни» — мост от внутреннего мира ребенка к природе, которая воображалась как единственное и разнообразное пространство. В свою очередь, Д. Ушинский подчеркивал важность учения, отделяя его от игры, отмечая, что участие в учебном процессе требует и усилий воли.
Таким образом, игра как предмет исследования не перестает привлекать внимание ученых. Значительный вклад в теоретическое осмысление игры внесли такие исследователи, как Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина и другие, что свидетельствует о ее важности для психологии и педагогики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.
2. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.
3. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. - 2005, № 3. - с 8-15.
4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. - М., 2021.- 356 С..
5. Бениаминова М. В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1981, - 311 с.
6. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -2017. - №7- С.45-50.
7. Джшютт Х.Дэж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. - М., 2021. - 500 С.
8. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2018. - 85 с.
9. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 2020. - 464 с.
10. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. М.: Просвещение, 2017. - 280 с.
11. Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. - Прил. «Социономия». - 2022 - №2. - С.16-20.
12. Леонтьев А.Я. Психологические основы дошкольной игры// Избранные. психологические произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1. - 520 С.
13. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 2022. - № 5. - 18-23 с.
14. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2016. - № 3. - 15-18 с.
15. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М., 2015. - 330 с.
16. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,2018.- 368 с.
17. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 2022. 275 с.
18. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. - 2023. - №3. - С. 15-18.
19. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 2017 - №5. - С. 28-33.