Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Действие механизма расходов региональных бюджетов нацелено на достижение и поддержание устойчивого экономического развития субъектов Российской Федерации, а также реализацию их стратегических целей. К тому же инфраструктурные колебания и макроэкономическая нестабильность делают актуальной проблему повышения эффективности управления и оптимизации бюджетных расходов.
Развитие теории бюджета через изучение расходов бюджета приобретает особую актуальность в свете происходящих бюджетных реформ. Повышение эффективности государственной деятельности посредством достижения заданной результативности бюджетных расходов является ключевой идеей современных бюджетных реформ как в России, так и многих других стран мира.
Целью данной курсовой работы является анализ расходов бюджета Иркутской области для определения их особенностей.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретическое содержание и состав расходов бюджетов субъектов.
2. Проанализировать и оценить динамику и структуру расходов бюджета Иркутской области.
3. Определить особенности исполнения расходов бюджета Иркутской области.
Объект исследования – расходы бюджетов.
Предмет исследования – состав и структура расходов бюджета Иркутской области.
Информационной основой для написания данной курсовой работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, специальная литература, данные сайтов Министерства финансов Иркутской области, собранные и обработанные лично автором.
Цель задачи, а так же предмет исследования предопределили логику изложения и структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучено теоретическое содержание и состав расходов бюджетов субъектов.
Во втоой главе проанализирована и оценена динамика и структура расходов бюджета Иркутской области, определены особенности исполнения расходов бюджета Иркутской области.
Заключение содержит выводы по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ
1.1 Состав и структура расходов бюджета субъекта
Бюджетные расходы - это расходы, выделяемые из бюджетных средств. Единственным исключением из этого правила является то, что они являются источником финансирования бюджетного дефицита. Такие издержки являются основой сложной системы взаимоотношений, которые охватывают не только органы государственной власти, но и членов гражданского общества. Распределение средств государственного бюджета по отдельным статьям расходов закреплено в специальных законах. Планирование бюджета, его обсуждение, а также процесс исполнения и контроля расходов являются элементами общего бюджетного процесса .
Количественная оценка расходов - это показатели темпов их роста, их общего объема, динамичного роста по отношению к валовому внутреннему продукту, структуры этих расходов, а также размера доходов государства, которые, в свою очередь, зависят от уровня налогообложения, неналоговых доходов бюджета, собираемости налогов и ряда других факторов. Для изучения структуры таких расходов используется классификация бюджетных расходов.
В разных странах периодически принимаются программы сокращения различных видов расходов с целью экономии бюджетных средств и повышения эффективности их использования. Но в целом расходы государственного бюджета, как правило, превышают валовой внутренний продукт. Факторами, влияющими на динамику расходов, являются :
- экономическое развитие страны;
- развитие человеческого потенциала (демографические и социальные показатели);
- политические и институциональные факторы;
- внешние обстоятельства (различные чрезвычайные ситуации, такие как войны или стихийные бедствия).
Бюджетные расходы классифицируются по определенным характеристикам. На участие в общественном производстве государственные расходы делятся на две части: первая направляется на развитие уровня материального производства и совершенствование его отраслевой структуры, другая часть используется для поддержания и дальнейшего развития непроизводственной сферы . Бюджет развития создается для поддержки государственной поддержки инвесторов, вкладывающих средства в развитие высокоэффективных инвестиционных проектов, либо напрямую выделяя их на условиях срочности, оплаты и возврата, либо предоставляя им государственные гарантии.
Для государственных целей бюджетные расходы делятся на следующие основные группы расходов: финансирование обороны; промышленное производство; наука; деятельность социальной и культурной сферы; формирование резервных фондов; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы на обслуживание государственного долга; внешнеэкономические расходы; прочие платежи и расходы. Дополнительные расходы выделяются на финансирование приоритетных национальных программ.
Все вышеперечисленные группы бюджетных расходов, в свою очередь, подразделяются по ведомственным и целевым характеристикам. Согласно первой классификации, каждой группе расходов выделяется соответствующая: либо министерство, либо другое государственное учреждение, либо юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот классификационный признак отражает наиболее подвижные изменения в структуре расходов.
Расходы бюджета субъекта могут быть классифицированы по определенным признакам :
- по принадлежности расходов к функциям органов власти: расходы на управление, развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия и прочие;
- по характеру потребления: обыкновенные, чрезвычайные;
- по степени предсказуемости: запланированные, внезапные;
- по целевому назначению: капитальные, текущие;
- по участию в общественном воспроизводстве: финансирование расходов в непроизводственной сфере и в производственной сфере;
- по принадлежности к уровню бюджетной системы: федеральные, региональные и местные расходы.
На основе целевого показателя расходы распределяются по конкретным расходам. Классификация расходов на специальные цели создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств и является основой для эффективного контроля за расходованием бюджетных средств.
1.2 Нормативно-правовое регулирование расходования средств бюджета субъекта
Бюджетные расходы могут осуществляться только в правовой форме. В связи с этим представляется важным определить нормативно-правовую основу осуществления расходов федерального бюджета. Такую основу составляют:
1. Конституция РФ.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и иные нормативные правовые акты, которые влекут за собой исполнение расходных обязательств Российской Федерации.
Реализация политических, социальных и любых других принятых Российской Федерацией на себя обязательств, полномочий, функций и вообще вся деятельность государства возможны лишь через механизм правового регулирования расходной части федерального бюджета. Согласно п.3. ст. 104 Конституции РФ, перед тем как принять федеральный закон, влекущий расходы федерального бюджета, проводится экспертиза законопроектов . Можно сказать, что расходная часть федерального бюджета выступает основным элементом, который необходимо задействовать для достижения конечной цели государственного управления, и реализация функций государства возможна только через нее.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расходование средств в РФ, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, «расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета» .
Бюджетный кодекс Российской Федерации все виды расходов бюджета разделяет на четыре группы:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 4. Ст. 445
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.01.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 82. Ст. 7425
3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 № 445 (ред. от 18.02.2025) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»
4. Приказ Минфина России от 26.07.2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов»
5. Приказ Минэкономразвития России от 17.08.2021 № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»
6. Андреева, А. А. Оптимизация расходов бюджета и устойчивое развитие региона / А. А. Андреева // Молодой исследователь : Материалы II Всероссийской студенческой конференции с международным участием, Липецк, 19 ноября 2024 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2024. – С. 53-55.
7. Аркадьева, О. Г. Оценка финансовых результатов исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ / О. Г. Аркадьева, М. А. Петрова // Oeconomia et Jus. – 2023. – № 3. – С. 11-24.
8. Буланова, А. А. Современный взгляд на качество управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации / А. А. Буланова // Ступени роста - 2024 : материалы 76-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, Кострома, 01–22 апреля 2024 года. – Кострома: Костромской государственный университет, 2024. – С. 185.
9. Гагаева, М. В. Прогнозирование расходов бюджетов субъектов РФ в условиях турбулентности / М. В. Гагаева // Глобальный научный потенциал. – 2022. – № 7(136). – С. 193-196.
10. Калиниченко, А. Н. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, их оптимизация / А. Н. Калиниченко, А. А. Храмченко // Современные тенденции развития исследовательских компетенций в условиях инновационного кластера : Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета "Финансы и кредит" Кубанского государственного аграрного университета, Краснодар, 25 апреля 2024 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, 2024. – С. 130-136.
11. Основные социально-экономические показатели области за январь-декабрь 2024 года Режим доступа: [https://38.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/macroeci_122024_994586.pdf 04/04/2025]
12. Положение Иркутской области по основным макроэкономическим показателям среди субъектов Сибирского федерального округа и Российской Федерации по итогам 2024 года. Режим доступа: [https://irkobl.ru/region/economy/social/?ysclid=m92a4u6k45343155668 04/04/2025]
13. Расходы бюджета в разрезе отраслей Режим доступа: [https://openbudget.irkobl.ru/budget/osnovnye-pokazateli-byudzheta/rashodi-budgeta.php 04/04/2025]
14. Расходы в разрезе отраслей Режим доступа: [https://openbudget.irkobl.ru/ispolnenie-budgeta/osnovnye-pokazateli-byudzheta/raskhody-v-razreze-otrasley.php 04/04/2025]
15. Сведения об исполнении консолидированного, областного бюджета Иркутской области за 2022 год в сравнении с соответствующим периодом прошлого года Режим доступа: [https://openbudget.irkobl.ru/upload/iblock/533/nbzsi1jlksiwv842khruxo7n17jazb2y/3.7,%203.8,%203.10,%203.11.%20%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB,%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%93%D0%9E%D0%94_%202021-2022%D0%B3.xlsx.zip 04/04/2025]
16. Сведения об исполнении областного, консолидированного бюджета Иркутской области за 2023 год в сравнении с запланированными значениями на соответствующий период (финансовый год) Режим доступа: [https://openbudget.irkobl.ru/upload/iblock/61c/2re7chsbjvpf1k0kco5l86ygyatenltr/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F.xlsx 04/04/2025]
17. Сведения об исполнении областного, консолидированного бюджета Иркутской области за 2024 год в сравнении с запланированными значениями на соответствующий период (финансовый год) Режим доступа: [https://openbudget.irkobl.ru/upload/iblock/3ee/wpxf9q4063ivvzilvt4f2c500ps1v6lb/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F.xlsx 04/04/2025]
18. Характеристика субъекта Режим доступа: [https://38.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/harakteristika-subekta 04/04/2025]