Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Система правового регулирования – это комплекс норм права, регламентирующих поведение людей в обществе, отношения их друг с другом в рамках коллективов, объединений, регулирующих их взаимоотношения с природой. Правовое регулирование устанавливает в отношениях «человек к природным явлениям» и «человек к человеку» социальный и естественный порядок в условиях взаимодействия большого количества факторов.
Право призвано регламентировать общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, в качестве элемента правового регулирования. В таком случае система признается взаимодействием разновидностей социальных норм, которые выделены по основанию их регулятивной специфики. Установить роль и место норм права в системе социального правового регулирования предполагает в этом случае соотношение юридических и других социальных норм, которые выделены по этому основанию.
Весь комплекс норм, при помощи которых осуществляется регулирование деятельности и поведения, представляет из себя систему правового регулирования общественных отношений. Право является высокозначимым, уникальным, авторитетным регулятором, однако, оно – только один из элементов системы правового регулирования. Установление роли и места права среди других социальных регуляторов (норм) обладает важным значением для осознания его природы, установления возможностей и пределов регулятивного действия.
Правовая жизнь общества не способна развиваться без моральных категорий социальной справедливости и гуманизма, чести и совести, достоинства человека, добра, свободы и ответственности. Органично включенность данных моральных принципов и идеалов в реальные правовые отношения и связи является свидетельством повышения моральных ценностей права. Настоящая тема исследования актуальна, т.к. особенное место в создании духовного мира личности, ее культуры и сознания, активной позиции в жизни принадлежит праву и нравственности, выступающие в качестве самых важных социальных регуляторов, целенаправленно влияющие на совершенствование и развитие.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с механизмом правового регулирования.
Предмет исследования – особенности элементов механизма правового регулирования.
Цель данной работы – комплексное исследование понятия и основных структурных элементов механизма правового регулирования.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие, предмет и пределы механизма правового регулирования;
2) определить структуру механизма правового регулирования;
3) провести соотношение правового регулирования и правового воздействия;
4) исследовать проблемы эффективности правового регулирования.
Методологической основой данного исследования являются различные общенаучные методы: диалектно-материалистический - как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, логического и функционального анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
1.Общая характеристика механизма правового регулирования
1.1.Понятие, признаки и предмет механизма правового регулирования
В обычной жизни любого человека зачастую формируется вопрос, как поступить в разных ситуациях на работе, дома, в семье, в общественных местах, либо, другими словами, каким образом согласовать собственные поступки с общественными и государственными интересами, а также интересами иных людей. Ответ на вопрос о желательном, допустимом, должном поведении зачастую мы получаем из сформировавшихся в обществе социальных норм, где в общей форме выделяется опыт большого числа поколений людей.
Механизм правового регулирования – динамическая система последовательно организованных правовых средств, обеспечивающих достижение задач правового регулирования, движение от записанной в законе абстрактной правовой нормы к правомерному поведению субъектов права .
Необходимо заметить, что система правового регулирования в полной мере не совпадает с правовой надстройкой. Правовая надстройка – это комплекс всех юридических явлений, характеризуемых, в конечном итоге, экономической основой общества.
Система социальных норм является только элементом системы правового регулирования, т.к. в обществе функционируют два вида норм (правил поведения): социальные и социально-технические. Таким образом, нормы применяются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой или в области общественных отношений .
Правовое регулирование – это особенная форма деятельности общества, которая направлена на формирование, реализацию и обеспечение разного рода общих правил поведения граждан, для систематизации их отношений и достижения общественной стабильности.
Если консолидация деятельности разных людей и их объединений для достижения совместных целей происходит через систему власти, то систематизация отношений – путем правового регулирования. Власть и правовое регулирование призваны регламентировать выражение и согласование общих интересов разных субъектов жизни общества, стабильность их отношений и формируют необходимые условия для развития по пути прогресса.
Правовое регулирование состоит в разработке социальных норм (примеров поведения), выражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов жизни общества и обеспечении принудительными мерами при отклонении от предусмотренного нормой правила .
Признаками правового регулирования являются:
1)нормативность – регулирование на основе социальных норм, рассчитанных на общее массовое применение в аналогичных ситуациях;
2) системность – общество использует большое количество социальных регуляторов (право, мораль, идеология, религия), объединив их в некую систему, где каждому регулятору отведено свое специальное место;
3) конкретно-исторический характер заключается в том, что система нормативного регулирования характерна для любого исторического общества в конкретный период времени;
4) объективность – нормативное регулирование объективно характеризуется общественными потребностями;
5) регулятивность – содержание нормативного регулирования состоит в подчинении людей консолидированным общим стандартам, заключении поведения людей в регламентированные рамки;
6) социальный характер – нормативное регулирование направлено на систематизацию общения граждан между собой; в таком случае необходимо отличать социальное нормативное регулирование от технического, устанавливающего правила и стандарты общения людей с техникой;
7) целей характер – нормативное регулирование направлено на достижения общественного согласия и порядка;
8) обеспеченность мерами социального принуждения – каждый социальный регулятор включает в себя средство, направленное на обеспечение его эффективности, т.е. меры принуждения.
Механизм правового регулирования – это процедура становления общественного порядка на основе социальных норм, объединяющее в себе средства и стадии правового регулирования .
Предмет механизма правового регулирования – это область, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Он признается основным, материальным критерием отграничения правовых норм по отраслям, так как обладает объективным содержанием, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит от законодательной воли. Именно предмет, в первую очередь, диктует необходимость выделения той либо другой отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется соответствующий метод регулирования, в существенной степени зависящий от законодательной воли .
Таким образом, можно отследить взаимосвязь категории предмета правового регулирования и правотворчества. Здесь мы говорим о предпроектном этапе правотворчества, когда в соответствии с анализом создающихся отношений устанавливается необходимость в их регулировании, т.к. в обратном случае состояние «неурегулированности» влечет за собой беспорядок, а также невозможность разрешить образовавшиеся конфликты правовыми способами. Также осуществляемое саморегулирование может не соответствовать общественным и государственным интересам.
В теории принято выделять стадию установления потребности в правовом регулировании. Это первая, предпроектная фаза процесса нормотворчества, на которой происходит понимание потребности регламентирования правовыми средствами конкретного круга социальных связей или внесения изменений в действующую нормативную базу. Алгоритм установления этой потребности заключается в следующих последовательных шагах: установление признаков проблемной ситуации; сбор сведений, которые относятся к проблеме; анализ проблемной ситуации согласно собранным сведениям; принятие решения о выработке правового документа. На основании характера регулируемых общественных отношений нормативно-правовые акты получают предметное действие.
В процессе правотворчества следует установить «стратегию» регулирования, учитывая разделение права на частное и публичное, так как установление сущности, характера регламентируемых общественных отношений предполагает создание представления об итогах правового влияния на них. В качестве критериев здесь могут выступать следующие признаки: сам характер отношений, учитывая сочетание частных и общественных интересов; область жизнедеятельности (управления и охраны правопорядка либо гражданско-правовая, имущественная сфера); применение принципа правовой централизации либо децентрализации в качестве наиболее эффективных; использование диспозитивного либо императивного метода правового регулирования; субъект инициативы защиты прав (устанавливается тем, чьи интересы, в первую очередь, будет выражать и защищать право); состав субъектов общественных отношений; правовое регулирование, которое допускает заключение соглашений и договоров на основании общего правового закрепления либо подразумевающее принятие правоприменительных актов субъектами власти.
Разработанная «стратегия» заключается в предусмотренных правовых принципах как исходных положений, не предусматривающих определенные права и обязанности участников правовых отношений, согласно которым разрабатываются и предусматриваются регулятивные и другие нормы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
2. Бакирова Д.М. Основные подходы к определению понятия «юридический факт» // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2023. - Т. 16. - № 1. - С. 29-33.
3. Березина Е.А. Методико-технологические аспекты оценки эффективного правового регулирования // Журнал «Философия права». – 2021. – С. 153-155.
4. Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 461 с.
5. Журавлев Б.Ю. Пределы и значение правового регулирования // Инновационные подходы в решении научных проблем. Сборник научных статей. - 2024. - С. 183-185.
6. Зайцева Е.С. Факторы установления пределов правового регулирования // Журнал «Правовая парадигма». -2021. - Т. 20. - № 3. - С. 18-23.
7. Зуев А.В., Бруевич М.Ю., Билашенко Е.В., Рубцов С.Н. Подходы к понятию и сущности правового регулирования: проблемные вопросы // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». - 2023. - № 5. - С. 101-105.
8. Казармин И.А. Понятие, виды и предмет правового регулирования // Управление, право, экономика, социум: теории и практики. Сборник научных статей. - 2023. - С. 83-85.
9. Ларина Е.А. Вопросы эффективности механизма правового регулирования // Перспективные научные исследования как двигатель современной науки. Сборник научных статей. - Санкт-Петербург. - 2024. - С. 51-54.
10. Лунева М.А., Кулапов В.Л. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие и соотношение // Журнал «Аллея науки». - 2023. - Т. 1. - № 9 (84). - С. 334.
11. Малиновский А. А. Механизм правового регулирования в зарубежных правовых семьях // Журнал «Вестник Университета имени О. Е. Кутафина». – 2017. – С.56-58.
12. Мухаев Р. Т. Теория государства и права: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 555 с.
13. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
14. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
15. Рыженков А.Я. Предмет правового регулирования: необходимость пересмотра концепции // Журнал «Современное право». - 2022. - № 10. - С. 24-29.
16. Садовченко Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. – 2021. – С.16-22
17. Синекопов А.Н. Правовое регулирование: понятие, цели, признаки // Актуальные проблемы процессуального права. Сборник научных статей. - 2024. - С. 88-93.
18. Теория государства и права: учебник для вузов / под редакцией В. К. Бабаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 620 с.
19. Хасанова А.А. Правовое регулирование и правовое воздействие // Журнал «Экономика и безопасность». - 2024. - № 11. - С. 119-122.
20. Шелегов Ю.В. Механизм правового регулирования: структуру и критерии эффективности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2023. - № 4 (107). - С. 21-27.