Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка, оно способствует формированию эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и творческого начала. Творческие игры, в свою очередь, являются эффективным средством развития музыкальных способностей, поскольку они создают условия для активного участия детей в музыкальном процессе, стимулируют воображение и развивают креативное мышление. В современном мире, где технологии занимают всё большее место в жизни детей, творческие игры становятся особенно важными, так как помогают сохранить интерес к музыке и искусству в целом.
1.1 Понятие и классификация музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Развитие музыкальных способностей детей – одна из важных задач современного общества. В последнее время, учитывая и введение в систему ФГОС, развитие музыкальных способностей – одна из наиболее главных задач музыкального воспитания. «Цель музыкального воспитания детей – целостное развитие ребенка средствами музыкального воспитания. Музыкальное воспитание направлено не столько на развитие музыкальных способностей или на подготовку к музыкальной или балетной школе, а на «формирование общей культуры личности ребенка», его личностное развитие, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию» [1].
Глубокий анализ музыкальных задатков был проведен Б.М. Тепловым. Под способностями он понимал уникальные психологические черты личности, дающие возможность эффективно заниматься конкретным видом работы [6].
Описывая способности, необходимые для музыкальной деятельности, он предложил термин «музыкальность». Это понятие отражает врожденную склонность человека к музыке и представляет собой уникальное сочетание музыкальных способностей. Б.И. Теплов утверждал, что музыкальность объединяет в себе все необходимые умения для занятий музыкой.
По его мнению, ядром музыкальности является способность эмоционально реагировать на музыку, а ключевым признаком – переживание музыки как носителя определенного смысла. Кроме того, музыкальность предполагает развитое, детализированное восприятие или умение «слышать» музыкальные нюансы [28].
Согласно Б.М. Теплову, музыкальные способности определяются врожденными особенностями, но, подобно любым другим способностям, требуют развития и воспитания. Ряд исследователей полагают, что ключевыми предпосылками для формирования музыкальности являются музыкальный слух и память[6].
По мнению Д.К. Кирнарской, музыкальные способности базируются на музыкальном интеллекте, который определяется врожденным постижением звуковой структуры, принципов взаимосвязи звуков и закономерностей их объединения в более крупные элементы. Музыкально одаренный человек умеет различать отдельные звуки и гармоничные сочетания, а также, следуя определенным правилам, соединять их друг с другом при необходимости. Он обладает способностью к усвоению разнообразных методов и принципов звуковой организации [12].
По мнению К. Сишора, музыкальные дарования представляют собой набор независимых «способностей», которые можно классифицировать по пяти основным категориям. К ним относятся: музыкальное восприятие и ощущения, музыкальная память и воображение, музыкальный интеллект, а также эмоциональное восприятие музыки [10].
На основе анализа определений музыкальных способностей, представленных учеными, можно сформулировать следующее обобщенное определение:
Музыкальность представляет собой уникальный набор индивидуальных психологических характеристик, которые критически важны для успешной реализации в музыкальной сфере. Это включает в себя эмоциональную восприимчивость к музыке, развитое умение различать музыкальные тона и их структуру, а также возможность воспринимать музыку как носительницу смысла и чувств. Эти способности укоренены в генетических предрасположенностях, например, в музыкальном слухе и памяти, но их развитие и улучшение возможно благодаря обучению и систематическим занятиям.
Музыкальные способности детей дошкольного возраста можно классифицировать различными способами, в зависимости от критериев, которые рассматриваются исследователями.
1.2 Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста играют ключевую роль в их общем развитии и формировании личности. Этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием всех систем организма, включая нервную систему, что оказывает непосредственное влияние на поведение, познавательные процессы и эмоциональную сферу ребёнка. Понимание этих особенностей имеет важное значение для педагогов и родителей, так как позволяет создать оптимальные условия для обучения и воспитания, учитывая уникальные потребности и возможности каждого ребёнка.
Дошкольный возраст охватывает период от трёх до шести-семи лет и делится на несколько этапов, каждый из которых сопровождается своими специфическими физиологическими и психологическими особенностями. В это время происходит становление важнейших функций мозга, формируется речь, развивается мышление, воображение и социальная адаптация. Активное участие в игровой деятельности, творческий подход к обучению и поддержка эмоционального благополучия ребёнка становятся основными направлениями взаимодействия взрослых с детьми данного возраста.
Рассмотрим подробнее ключевые психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, которые определяют их готовность к восприятию и освоению нового опыта, в том числе в области музыкального воспитания.
Ранний возраст (до 3 лет) является временем активного освоения базовых двигательных навыков и формирования первых социальных связей. Для музыкального воспитания это ключевой период, так как именно в раннем возрасте закладываются основы музыкального восприятия и способности к активной реакции на музыку.
Дети только начинают овладевать крупными движениями тела, такими как ходьба, ползание, бег. Мелкая моторика развивается медленно, что ограничивает возможности для игры на музыкальных инструментах. Физическая активность сопровождается высокой утомляемостью, что требует коротких и насыщенных занятий.
1.3 Методы и приемы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Методы и приемы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста играют ключевую роль в формировании их музыкального восприятия, эмоционального отклика и творческого самовыражения. Музыкальное воспитание в этот период должно строиться на принципах доступности, наглядности и игрового подхода, учитывая психофизиологические особенности детей данного возраста. Разнообразие методов и приемов позволяет сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, способствующим гармоничному развитию личности ребенка.
Опираясь на возрастные и индивидуальные различия воспитанников каждого этапа дошкольного возраста, а также принимая во внимание степень их общего и музыкального развития, преподаватель специально формирует атмосферу музыкальных занятий. Это делается для того, чтобы обеспечить общее музыкально-творческое направление всей деятельности ребят во время их взаимодействия с музыкой.
Первым методом в музыкальном образовании выступает наглядно-слуховой подход. Музыкальное искусство отражает в художественных формах реальную жизнь, окружающую детей, оно служит главным источником своеобразного художественно-образного знания, которое приобретается через органы чувств, посредством слуховых ощущений и восприятий, это начальный этап чувственного познания. Музыка, вызывая разнообразные настроения, эмоции и чувства у ребенка, подвержена влиянию близких и знакомых ему художественных образов музыкального произведения.
Использование ярких и доступных музыкальных произведений, которые близки и понятны детям. Создание обстановки, вызывающей эмоциональный отклик у детей, например, через иллюстрации, декорации или театральные постановки. Постепенное погружение детей в мир музыки через слушание и обсуждение музыкальных произведений.
Во время прослушивания музыки педагог показывает картинки или предметы, ассоциирующиеся с музыкальными образами, чтобы помочь детям лучше понять и почувствовать музыку.
2.1 Определение и виды творческих игр, применяемых в музыкальном образовании в ДОУ
Творческие игры занимают важное место в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста (ДОУ). Они способствуют развитию воображения, креативности, эмоциональной сферы ребенка, а также помогают формировать музыкальные способности и навыки. Творческая игра — это особый вид деятельности, который позволяет детям выражать себя через музыку, движение, вокал и другие формы самовыражения.
Использование игровых методов в музыкальном воспитании дошкольников является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку именно через игру дети легче усваивают новые знания и умения. Игра помогает сделать обучение интересным и увлекательным, что особенно важно для детей младшего возраста.
Значительный вклад в разработку методик творческого музыкального образования дошкольников и создали игры, направленные на развитие их творческих способностей, внесли такие авторы как:
Фундаментальная роль музыкально-дидактических игр в формировании чувственного восприятия музыки была подчеркнута Н. А. Ветлугиной в ее исследованиях, посвященных развитию музыкально-сенсорных способностей [9].
2.2 Особенности проведения музыкальных творческих игр в разных возрастных группах в ДОУ
Музыкальное образование в детских садах (ДОУ) занимает особое место в общем образовательном процессе, так как музыка оказывает глубокое влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка. Музыкальные творческие игры играют ключевую роль в этом процессе, позволяя детям проявлять свою индивидуальность, развивать творческие способности и познавать окружающий мир через звук и движение. Однако проведение таких игр требует учёта особенностей каждой возрастной группы, ведь дети разного возраста имеют разные потребности, интересы и возможности.
Разработка и внедрение музыкальных творческих игр в образовательный процесс требуют от педагогов понимания специфики психофизиологического развития детей на каждом этапе их взросления. Правильное использование игровых методик помогает создать оптимальные условия для всестороннего развития ребёнка, учитывая особенности его возраста [21].
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они просты в изложении, всегда требуют участия взрослого. Такие игры помогают активизировать малоактивных детей. Дети младшего возраста с удовольствием играют в классические музыкальные игры: «Паровозик», «Солнышко и дождик», «Спрячь погремушку» и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа была посвящена исследованию вопросов развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования творческих игр. В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся понятия и классификации музыкальных способностей, психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, а также методов и приёмов их развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.)
2. Абдыкадыров А. А. Методы и средства, используемые при формировании музыкальной культуры дошкольников // Бюллетень науки и практики. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-sredstva-ispolzuemye-pri-formirovanii-muzykalnoy-kultury-doshkolnikov (дата обращения: 31.03.2025).
3. Аврамкова И. С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №193. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-i-ih-rol-v-razvitii-tvorcheskogo-potentsiala-uchaschihsya-v-protsesse-muzykalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.03.2025).
4. Айкина Л. П. К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-muzykalnyh-sposobnostey-shkolnikov (дата обращения: 31.03.2025).
5. Алиева, Э. Ф. Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ / Э. Ф. Алиева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10235/ (дата обращения: 31.03.2025).
6. Аношкин И. В. Вклад Б. М. Теплова в психологию способностей (на примере музыкальных способностей) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-b-m-teplova-v-psihologiyu-sposobnostey-na-primere-muzykalnyh-sposobnostey (дата обращения: 31.03.2025).
7. Бутакова И. А., Наташина Н. В. Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-garmonichnom-razvitii-lichnosti-doshkolnika (дата обращения: 31.03.2025).
8. Вахрамеева О.А. Социально-коммукативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016 № 2 (7). С. 78-82.
9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
10. Винтин А.И. Понятие музыкальной одаренности // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/08/1577 (дата обращения: 17.01.2025).
11. Волчегорская Е. Ю., Ногина О. А. Музыкальное развитие в период раннего детства // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-razvitie-v-period-rannego-detstva (дата обращения: 31.03.2025).
12. Кирнарская Д. К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности». Издание: Москва, издательство «Таланты-XXI век», 2004 год, 496 с
13. Козлова Т. А., Щередина Н. И., Чинякова Н. И. Формирование представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-klassicheskoy-muzyke-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-muzykalno-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.03.2025).
14. Костина Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников "Камертон" // Нижегородское образование. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-muzykalnogo-obrazovaniya-doshkolnikov-kamerton (дата обращения: 31.03.2025).
15. Кохановская И. А. Особенности музыкального восприятия детей дошкольного возраста // Скиф. 2020. №8 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalnogo-vospriyatiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.03.2025).
16. Крамченинова Е. Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста // Вестник науки. 2020. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.03.2025).
17. Мацкевич И. Н., Сысоева Ю. Н. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста // Вестник магистратуры. 2017. №2-1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chuvstva-ritma-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.03.2025).
18. Морозова Н. В. Онтогенез музыкального сознания как процесс развития высших психических функций // Музыкальное искусство и образование. 2018. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-muzykalnogo-soznaniya-kak-protsess-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy (дата обращения: 31.03.2025).
19. Муралева С. С. Возрастные особенности музыкального развития детей // Вестник магистратуры. 2022. №12-2 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-muzykalnogo-razvitiya-detey (дата обращения: 31.03.2025).
20. Никулица К. П., Хазеева И. Н. роль дидактических игр в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста // КПО. 2022. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-v-razvitii-muzykalnyh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.03.2025).
21. Палагина Н. С., Морозова А. А., Щеголева Т. В. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста // Образование и право. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.03.2025).
22. Печорина С. А., Мичков П. А. Особенности развития музыкального восприятия детей в возрасте 1-3 лет // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2021. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-muzykalnogo-vospriyatiya-detey-v-vozraste-1-3-let (дата обращения: 31.03.2025).
23. Половинко Э. Р. Анализ методик по развитию музыкальных способностей младших школьников // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodik-po-razvitiyu-muzykalnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 31.03.2025).
24. Пономарева Е. В. Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2016. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-tvorcheskoe-razvitie-doshkolnikov-idei-podhody (дата обращения: 31.03.2025).
25. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. Издательство М.: ТЦ СФЕРА Год выпуска 2022
26. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для вузов / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 293 с.
27. Родина Т. Б. Теория музыкальных способностей в трудах отечественных ученых (XX и XXI вв.) // Преподаватель ХХI век. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-muzykalnyh-sposobnostey-v-trudah-otechestvennyh-uchenyh-xx-i-xxi-vv (дата обращения: 31.03.2025).
28. Скокнина М.В. Музыкальность и музыкальная одаренность: тождества и различия// Социальные и культурные практики в современном российском обществе материалы научного форума преподавателей, студентов и аспирантов. Новосибирск, 2016
29. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. М.: Издательство Юрайт, 2020 163 с.
30. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.- М.: Просвещение, 2015 – 196 с.
31. Черепанова Е. В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // МНКО. 2010. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morfofunktsionalnoe-i-psihofiziologicheskoe-razvitie-detey-6-7-let-i-ih-adaptatsiya-k sistematicheskomu-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 31.03.2025).
32. Яцутко А. В. Методика музыкального воспитания : курс лекций : в 2 ч. / авторМ54- Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. -Ч. 1. - 52 с .: ил.