Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена теории и практике разделения властей, системе сдержек и противовесов при реализации разделения властей. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку принцип разделения властей – это одно из величайших достижений политической науки и практики. В истории европейского и мирового права этот принцип стал одним из основополагающих. Сегодня все цивилизованные государства мира реализуют данный принцип в своей политической системе. В Российской Федерации этот принцип также является одним из ведущих в аспекте государственного функционирования.
Современное правовое государство не может существовать без развитого гражданского общества и обеспечения механизма реализации прав человека, личности (в целом, эти аспекты связаны). Отечественная юридическая наука понимает правовое государство как такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой проявляется связь граждан и общества взаимной ответственностью, верховенством закона и равенства всех перед законом. Кроме того, в теории государства и права установлено, что правовому государству присущи определенные признаки.
В процессе реализации принципа разделения властей неизбежно возникают некоторые сложности, обусловленные недостаточностью урегулирования системы сдержек и противовесов, необходимостью совершенствования и модернизации законодательства в сфере реализации принципа разделения властей. Итак, есть определенное противоречие между ценностью принципа разделения властей и недостаточностью эффективности его реализации. Это определяет актуальность исследования.
Цель работы – рассмотреть особенности принципа разделения властей, реализацию системы сдержек и противовесов на современном этапе на примере Российской Федерации.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить возникновение теории разделения властей.
1. Выявить особенности различных концепций разделения властей.
2. Изучить специфику принципов разделения властей в государстве
3. Выявить преимущества и трудности реализации системы сдержек и противовесов в контексте принципа разделения властей.
4. Провести анализ системы сдержек и противовесов в Российской Федерации в аспекте федеративного устройства государственного механизма.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, формально-логический методы, теоретико-правовое прогнозирование.
Системный анализ использовался при рассмотрении основных аспектов формирования учения о разделении властей, выявлении ключевых принципов теории и практики разделения властей.
Формально-логический метод применялся в процессе исследования главных направлений реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.
Теоретико-правовое прогнозирование использовалось при разработке проблемы усовершенствования механизма реализации принципа разделения властей в современном российском государстве.
Степень изученности. Эта тема рассматривалась такими исследователями, как Л. Морозова, А. Югов, А. Смагина, А. Ковальчук и др. На современном этапе значение реализации принципа разделения властей признано всеми исследователями.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирического материала используются постановления Конституционного суда Российской Федерации, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Нормативная база исследования: нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, библиографического списка.
1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Понятие государственной власти и ее признаки
Принцип разделения властей актуален для правового государства. Соответственно, обратимся к признакам государственности власти в аспекте правового государства. На современном этапе правовое государство является демократическим государством, где осуществляется обеспечение господства права, верховенства закона, равенства всех перед законом.
Первый важнейший признак представлен принципом законности. Понятие «законность» достаточно часто появляется в нормах Конституции РФ, часто - в синтезе с таким важным понятием, как «правопорядок». Законность – это действительно конструктивный принцип абсолютно всех процессуальных отраслей права. В правовой доктрине законность выступает в качестве строгого и полного осуществления предписания закона, правовых актов, которые основаны на законе.
Законность, в свою очередь, имеет определенные свойства. Первое свойство – это всеобщность. Эта черта должна быть соотнесена как с самим государством, так и с его гражданами. Второе свойство, которое следует выделить – это качество нормативных актов. Если нормативные акты являются отражением интересов членов общества, имеют в своем составе эффективные механизмы для его реализации, то тогда можно сделать вывод о том, что законность в качестве базового признака правового государства конкретно в этом государстве есть. Если же законодательство основано на отражении интересов узкой части общества, элиты, то тогда нормы права обладают декларативным характером, таким образом, как таковая законность в таком государстве отсутствует.
Второй значимый признак - верховенство закона. Данный признак не является повтором предыдущего. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории России провозглашен в ч. 2 ст. 4 Основного Закона. Кроме того, нужно обратить внимание на ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая посвящена вопросу высшей юридической силы Основного закона, обязательному правилу о том, что все законодательные акты на территории страны должны соответствовать, а не противоречить нормам Конституции.
Конституция РФ закрепляет, таким образом, иерархию нормативных актов, в которой первенство принадлежит именно Конституции. В контексте сущности рассматриваемого принципа целесообразно сказать о функционировании в нашей стране двухуровневой системы нормативных актов. Что касается первого уровня системы, то на нем мы можем поместить федеральное законодательство и Конституцию, а на втором уровне – законодательство субъектов федерации во главе с конституцией (уставом). Действие Конституции и федерального законодательства является общим, распространяющимся на всю территорию государства. Что касается законодательства субъекта федерации, то оно действует исключительно на его собственной территории.
В аспекте соответствия всех законодательных актов Конституции важность приобретает функция конституционного контроля. В статье 124 закреплено, что эта функция реализуется Конституционным судом РФ . Специфика Конституционного Суда РФ заключается в том, что данный суд является судом права и судом над властью .
В 2020 году было осуществлено введение предварительного контроля конституционности нормативных актов РФ, что, безусловно, решает многие вопросы, связанные с укреплением принципа верховенства закона.
Другой значимый принцип правового государства – это безусловность признания и уважения прав и свобод граждан. В реализации данного направления законодатель предпринял следующие значимые действия:
1) Та система прав и свобод, которая представлена во второй главе Конституции, в полной мере соответствует международным стандартам;
2) Права и свободы имеют высшее положение в единой иерархии конституционно-правовых ценностей, что, в частности, подтверждено фактом их закрепления в первой же статье Конституции Российской Федерации;
2) Глава 2 Конституции РФ, в связи с этим, может быть подвергнута изменениям только в связи с некими чрезвычайными ситуациями, в случае, если Конституция меняется полностью. Соответственно, в ч.1 ст. 135 запрещено данную статью менять.
Четвертый признак – это принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности обязанностей. Суть этого принципа проявляется в том, что человек не может быть лишен прав, свобод, а также уклоняться от исполнения обязанностей, если данное право не предусматривается в законе. Этот принцип носит фундаментальный характер.
Итак, как отмечают исследователи, сущность правового государства сегодня немыслима без признания приоритета прав и свобод человека и гражданина, поскольку они и есть высшая ценность. И Конституция 1993 года с внесенными в 2020 году поправками данному требованию соответствует .
Пятым принципом выступает разделение властей. Данный принцип получил отражение в ст. 10 Основного закона. Данная статья закрепила разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти являются равноправными и независимыми .
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современное правовое государство является государством с демократической формой правления, в котором признана ценность прав и свобод человека, гражданина, где существует и активно функционирует гражданское общество.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (редакция от 28.12.2016) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. ФЗ от 04.07.2003 года N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28.03.2017 N 42-ФЗ). «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 12.05.2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента РФ от 21.05.2012 года N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 42-ФЗ). «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416
12. Боброва Н. А. Конституционная реформа-2020 как полигон инноваций / Н. А. Боброва // Юридическая техника. – 2021. - № 15. - С. 134-139.
13. Ведяхина К. В. Господство Конституции, закона – принцип российского права//Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Вып. 7. - Тольятти, 2019.
14. Волкова Н. С. Сущность правового государства / Н.С. Волкова // Молодой ученый. -2019. - № 47 (285). - С. 274-276.
15. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-teorii-razdeleniya-vlastey?ysclid=lesesehvgx833501857 (Дата обращения 03.04.2025)
16. Дикова И.В. Специфика судебной власти в системе разделения властей. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sudebnoy-vlasti-v-sisteme-razdeleniya-vlastey?ysclid=ltg4fwyyvs189187474 (дата обращения 03.04.2025)
17. Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве /Д.С. Ивакина// Молодой ученый. - 2019. - № 43 (281). - С. 89-91.
18. Иванов В.С. Проект конституционного преобразования М. М. Сперанского. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-konstitutsionnogo-preobrazovaniya-m-m-speranskogo?ysclid=ltg35znsbb571068051 (дата обращения 03.04.2025)
19. Иовенко А.Р., Карпушева Л.Н. Карпушева А.Н. Роль и место Президента в системе разделения властей России после принятия поправок к Конституции РФ 1 июля 2020 года. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-prezidenta-v-sisteme-razdeleniya-vlastey-rossii-posle-prinyatiya-popravok-k-konstitutsii-rf-1-iyulya-2020-goda?ysclid=ltg3lquf97814022707 (дата обращения 03.04.2025)
20. Исаханов А. Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А. Р. Исаханов // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (364). - С. 309-310. URL: https://moluch.ru/archive/364/81579/ (Дата обращения 03.04.2025)
21. История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510399 (дата обращения: 03.04.2025).
22. Истоки и источники права: генезис и эволюция / под ред. Р. А. Ромашова. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2022. - 482 с.
23. Ишкильдина С. Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации /С. Н. Ишкильдина // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). - С. 296-298.
24. Кряжкова О. Конституционный суд России после реформы 2020 года: что изменилось на практике? [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/blog/2022/11/12/konstitucionnyj_sud_rossii_posle_reformy_2020_goda_chto_izmenilos_na_praktike?ysclid=ltg4mnmg6i642673214 (Дата обращения 03.04.2025)
25. Марченко М.Н., Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - Москва : Юрайт, 2023. - 640 с.
26. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной /О.О. Миронов // Государство и право. - 2018. - № 4.
27. Основы правового государства : учебное пособие / Е. Г. Шаблова, С. В. Бендюрина, О. В. Жевняк, Н. А. Жумаканова, Л. И. Филющенко ; под общ. ред. Е. Г. Шабловой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. – 240 с.
28. Правотворчество : учебное пособие для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. 254 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/511697 (дата обращения 03.04.2025)
29. Сагетдинов А. Э. К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса /А.Э. Сагетдинов // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 317-319
30. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. – Москва : ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2021.