Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из ключевых задач логопедической работы в дошкольном возрасте. Пересказ выступает важным показателем развития связной речи, поскольку требует интеграции различных речевых и когнитивных процессов: восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения текста, использования разнообразных лексико-грамматических средств, логического построения высказывания.
У детей с ОНР процесс овладения пересказом затруднен в силу системного характера речевого нарушения. Несформированность навыков пересказа в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе, где от ребенка требуется умение работать с текстами, анализировать и пересказывать учебный материал.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных развитию связной речи у детей с ОНР, проблема формирования навыков пересказа на фронтальных логопедических занятиях остается недостаточно изученной. Научный аппарат представлен исследованиями таких авторов, как Ахутина Т.В. [1], Гаркуша Ю.Ф. [6;7], Глухов В.П. [9; 10],Левина Р.Е. [19], Нищева Н.В. [22], Параскова Е.Д. [24], Соботович Е.Ф. [25], Ткаченко Т.А. [28], Филичева Т.Б. [29], Чиркина Г.В. [32] и др.
Объект исследования – навыки пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – особенности формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках коррекционно-развивающей работы.
Цель исследования – изучение особенностей формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, разработка практических рекомендаций для коррекционной работы, основанной на системном подходе, включающем фронтальные логопедические занятия и активное участие родителей.
Гипотеза исследования: формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеет специфические трудности, обусловленные системным характером речевого недоразвития. Преодолеть эти трудности возможно при условии реализации системного подхода, включающего фронтальные логопедические занятия и активное участие родителей.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по вопросам психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2. Изучить исследования по проблеме предупреждения нарушений навыков пересказа у детей с ОНР, а также методы и приемы логопедической работы.
3. Выявить специфические особенности формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе констатирующего эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации для родителей детей с ОНР, направленные на формирование навыков пересказа в домашних условиях.
Методы исследования: теоретические (анализ, систематизация, обобщение исследований по обозначенной проблеме); экспериментальные (изучение анамнеза развития ребенка, медицинской документации, проведение констатирующего этапа эксперимента).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 199» г. Ростов-на-Дону.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных данных по проблеме формирования навыков пересказа у детей с ОНР. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций для домашней работы, которые могут быть использованы в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ С ОНР НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей 6–7 лет с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложное системное нарушение, при котором у ребенка наблюдается несформированность всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Данное нарушение впервые было подробно описано в работах Р.Е. Левиной, которая в 1968 году предложила классификацию, выделяющую три уровня речевого развития в зависимости от степени выраженности дефекта [19]. В дальнейшем эта классификация была дополнена Т.Б. Филичевой, включившей четвертый уровень, характеризующийся остаточными явлениями речевого недоразвития [29]. Следует отметить, что ОНР не является изолированным нарушением, а сопровождается вторичными отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сферах.
Современные исследования Т.В. Ахутиной, С.Н. Шаховской подчеркивают, что ОНР следует рассматривать как сложный симптомокомплекс, включающий как первичные речевые нарушения, так и вторичные отклонения в психическом развитии [33]. В частности, у детей с ОНР отмечаются специфические особенности формирования высших психических функций, что подтверждается данными нейропсихологических исследований [1].
В.К. Воробьева рассматривает общее недоразвитие речи как комплексное нарушение, проявляющееся в позднем начале речевой деятельности, ограниченном словарном запасе, наличии аграмматизмов и дефектов звукопроизношения [4]. Т.А. Ткаченко, подчеркивает, что при ОНР у детей наблюдаются выраженные трудности программирования речевого высказывания, что неизбежно сказывается на развитии связной речи [28].
Вопросами этимологии ОНР занималась Ю.Ф. Гаркуша, которая определила обусловленность данного нарушения комплексом биологических, социальных и психологических факторов. Среди биологических факторов особое значение имеют перинатальные поражения ЦНС и наследственная предрасположенность. Социальные факторы включают в себя дефицит речевого общения и педагогическую запущенность. Психологические аспекты проявляются в виде эмоциональных расстройств и нарушений коммуникации [6].
Рассматривая психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет с ОНР, необходимо особое внимание уделить характеристике их познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны специфические особенности когнитивной сферы. У детей с данным нарушением отмечается сниженная скорость переработки информации, что проявляется в замедленном выполнении заданий. Также наблюдаются выраженные трудности распределения внимания между несколькими объектами или действиями. Характерной особенностью является низкая устойчивость к интерференции - посторонние раздражители легко отвлекают детей от основной деятельности. Кроме того, отмечается выраженная истощаемость психических процессов [18].
Также у детей с ОНР отмечается замедленность восприятия, что проявляется в необходимости большего времени для обработки информации. Их восприятие отличается недостаточной дифференцированностью. Особые трудности возникают при интеграции отдельных элементов в целостный образ [32].
Внимание детей с ОНР характеризуется выраженной неустойчивостью и низким объемом. Они с трудом концентрируются на предложенных заданиях, часто отвлекаются на посторонние раздражители, что существенно осложняет процесс восприятия текстового материала. Особенно ярко это проявляется во фронтальных занятиях, когда педагогу необходимо удерживать внимание всей группы [18]
Л.Т. Заляева и А.Н. Корнев отмечали особенности памяти, характерные для детей с ОНР. Ученые выявили нарушения слухоречевой памяти при относительной сохранности зрительной. Дети испытывают значительные трудности при смысловой организации запоминаемого материала, что проявляется в фрагментарности воспроизведения. Особенно выражены затруднения при произвольном запоминании, в то время как непроизвольное запоминание может быть более успешным. Важной особенностью является зависимость мнемических процессов от эмоциональной окраски материала - эмоционально значимая информация запоминается лучше [16; 17].
Анализ особенностей мышления старших дошкольников с ОНР показывает, что у них преобладает наглядно-образный тип мыслительной деятельности. По результатам исследования Е.Ф. Соботович выявлена замедленность мыслительных операций, что проявляется в необходимости большего времени для решения задач. Дети с ОНР испытывают значительные трудности при выполнении операций абстрагирования и обобщения, предпочитая опираться на конкретные примеры. Характерной особенностью является недостаточная гибкость мышления, проявляющаяся в стереотипности решений. Особенно выражено отставание в развитии вербально-логического мышления [25].
Анализ речевого развития детей с ОНР показывает значительное ограничение лексического запаса по сравнению с возрастной нормой. В их речи преобладает обиходно-бытовая лексика, в то время как слова обобщающего характера и абстрактные понятия используются крайне редко. Характерным является явление вербальных парафазий, когда дети заменяют нужное слово близким по значению или звучанию.
Н.С. Жукова выявила, что у детей с ОНР наблюдается трудности актуализации слов, особенно в спонтанной речи. Ярко выражены нарушения в формировании семантических полей - связи между словами носят поверхностный характер. Бедность парадигматических связей проявляется в ограниченном использовании синонимов, антонимов и других лексических отношений [13].
Грамматический строй речи у детей с ОНР также отличается выраженными особенностями. Исследования Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой позволили установить несформированность системы флексий, что проявляется в ошибках при изменении слов по числам, падежам и родам. Особые трудности возникают при словоизменении и словообразовании - дети часто используют неправильные формы слов. В связной речи характерны многочисленные аграмматизмы, особенно при построении сложных предложений. Наблюдается упрощение синтаксических структур - дети избегают сложноподчиненных предложений, ограничиваясь простыми конструкциями [19; 29].
Моторная сфера детей с ОНР имеет свои характерные особенности. Общая моторика часто отличается недостаточной координацией и скованностью движений. Эти особенности связаны с недостаточностью межполушарного взаимодействия и проявляются даже в простых действиях [26]. Для мелкой моторики детей с ОНР характерны нарушения динамического праксиса, трудности при выполнении графических заданий и других действий, требующих точной координации, недостаточная сформированность графомоторных навыков [2].
Эмоционально-поведенческая сфера детей старшего дошкольного возраста с ОНР характеризуется повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. В групповых занятиях такие дети часто занимают пассивную позицию, предпочитая отмалчиваться или копировать ответы более успешных сверстников. Наблюдается снижение коммуникативной активности - в игровой деятельности они выбирают роли, не требующие вербального взаимодействия. У детей с ОНР часто наблюдается низкая самооценка, связанная с осознанием своих речевых трудностей. Отмечается снижение познавательной мотивации [20].
Дети с ОНР, как правило, демонстрируют поведенческие особенности, связанные с их речевыми и когнитивными трудностями. Они могут быть замкнутыми, избегать активного участия в групповых играх и занятиях, предпочитая наблюдать со стороны. В ситуациях, требующих вербального взаимодействия, такие дети могут проявлять тревожность, стеснительность или даже агрессию, что является защитной реакцией на их речевые трудности. Нередко у них наблюдаются трудности в установлении контактов со сверстниками, что приводит к социальной изоляции [12].
Таким образом, общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное системное нарушение, затрагивающее все компоненты речевой системы: фонетику, лексику, грамматику и связную речь. Оно сопровождается вторичными отклонениями в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. У детей 6-7 лет с ОНР отмечаются специфические особенности познавательной сферы: сниженная скорость переработки информации, трудности распределения внимания, неустойчивость памяти, преобладание наглядно-образного мышления, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, нарушения моторной сферы. Для эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ОНР характерна повышенная тревожность, низкая самооценка, снижение коммуникативной активности и познавательной мотивации. Эти особенности требуют комплексного подхода к коррекции, учитывающего как речевые, так и неречевые аспекты развития. Понимание специфики ОНР и его влияния на развитие ребенка позволяет разработать эффективные методы коррекционной работы, направленные на преодоление речевых трудностей и создание условий для успешной социализации и обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1.Ахутина, Т.В. Нейропсихология речи / Т.В. Ахутина. – М.: Юрайт, 2023. – 318 с.
2.Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 2018. – 320 с.
3.Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Т. Большева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 253 с.
4.Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: Астрель, 2006. — 158с.
5.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2019. – 352 с.
6.Гаркуша, Ю.Ф. Комплексный подход к коррекции речевых состояний / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2023. – 160 с.
7.Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2021. – 160 с.
8.Глухов, В.П. Методика обучения рассказыванию / В.П. Глухов. – М.: Владос, 2019. – 192 с.
9.Глухов, В.П. Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями / В.П. Глухов, В.К. Воробьева. – М.: Национальный книжный центр, 2021. – 192 с.
10.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения: 12.03.2025).
11.Гуськова, А.А. Речевое развитие детей 6—7 лет на основе пересказа: в 2 ч. Ч. 2. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с.
12.Жирнова, О.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 62–64.
13.Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.
14.Жулина, Е.В. Коррекция особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методами авторской сказки / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – URL: https://clck.ru/3KYsgR (дата обращения: 20.03.2025).
15.Заляева, Л.Т. Взаимодействие логопеда и семьи / Л.Т. Заляева. – М.: Сфера, 2023. – 128 с.
16.Заляева, Л.Т. Мнемотехника в логопедической работе / Л.Т. Заляева. – М.: Сфера, 2022. – 128 с.
17.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2019. – 288 с.
18.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2021. – 240 с.
19.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
20.Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. – 256 с.
21.Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2021. – 352 с.
22.Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения: 10.03.2025).
23.Параскова, Е.Д. Инновационные технологии в логопедической работе / Е.Д. Параскова. – СПб.: Каро, 2023. – 240 с.
24.Параскова, Е.Д. Формирование навыка пересказа / Е.Д. Параскова. – СПб.: Каро, 2024. – 240 с.
25.Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей / Е.Ф. Соботович. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
26.Тишина, Л.А. Нейропсихологический подход к формированию связной речи / Л.А. Тишина, Т.А. Шайдова. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с.
27.Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие связной речи [Электронный ресурс] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения: 12.03.2025).
28.Ткаченко, Т.А. Формирование связной речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. – М.: Детство-Пресс, 2022. – 288 с.
29.Филичева, Т.Б. Дети с ОНР / Т.Б. Филичева. – М.: Дрофа, 2021. – 192 с.
30.Чеснокова, Т.В. Инновационные технологии в логопедической практике / Т.В. Чеснокова. – М.: Национальный книжный центр, 2023. – 176 с.
31.Чеснокова, Т.В. Цифровые технологии в логопедии / Т.В. Чеснокова. – М.: Национальный книвый центр, 2023. – 176 с.
32.Чиркина, Г.В. Методы коррекции речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
33.Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию связной речи / С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2022. – 240 с.
34.Яшина, К.И. Методы наглядного исследования / К.И. Яшина. – М.: Инфра-М, 2024. – 158 с.
35.Яшина, К.И. Мультимедийные средства в коррекции речевых явлений / К.И. Яшина. – М.: Инфра-М, 2023. – 158 с.