Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Исторически сложилось так, что вопросы, которые связаны с властью государства, всегда вызывали большой общественный интерес. Они актуальны и в условиях современности: на них замыкаются сложные отношения парламентских и президентских структур, проблемы федерализма, издержки непродуманной приватизации, политика налогообложения, разгул преступности, издержки непродуманной приватизации, острые проблемы невыплат пенсий и заработных плат, а также многое другое.
Глава 1. Унитарное государство как форма государственного устройства
1.1.Понятие формы государственного устройства
Отличительные особенности государства, первоначально отраженные в его предпосылках, в ходе развития истории переходят в форму государства.
Форма государства – это устройство, которое состоит в характере политико-правовых отношений между гражданами, между гражданами и государством, а также в процессе управления ими, в способах функционирования и организации высших органов государственной власти и административно-территориальном разделении государства.
Категория «форма государства» показывает характерные черты внутренней организации государства, процесс создания и систему государственных органов власти, характерные черты их территориальной самостоятельности, характер правовых отношений друг с другом и гражданами, а также методы, используемые ими при осуществлении организующей и управленческой деятельности. Иными словами, формой государства признается устройство и организация государственной власти .
Форма государства включает в себя три структурных элемента:
— формы правления;
— формы государственного устройства;
— политического режима.
Именно о форме государственного устройства пойдет речь в нашем исследовании.
Форма государственного устройства – это административно-территориальное и национальное построение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его структурными элементами, между органами местной и центральной власти, а также органами управления государством.
1.2.Понятие и признаки унитарного государства
Унитарным государством признается целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (провинции, области, округа и др.) не обладают статусом государственных формирований, не имеют самостоятельные, суверенные права. В рамках унитарного государства предусмотрены единые высшие государственные органы, единая конституция, единство гражданство, что формирует организационно-правовые предпосылки для высокого уровня воздействия центральной власти по всей территории государства. Органы административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении центральной власти, или в двойном подчинении – центра и органов местной представительной власти.
Многие действующие сегодня государства являются унитарными. Это и понятно, так как унитарное государство хорошо управляется, а унитарная форма весьма надежно обеспечивает единство государства. Унитарные государства могут обладать и однонациональным (Швеция, Норвегия, Франция) и многонациональным (Бельгия, Великобритания) составом населения.
Простым признается унитарная форма государственного устройства. Унитарное государство – это, главным образом, единое государство, поделенное на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных формирований .
1.3.Достоинства и недостатки унитарной формы государственного устройства
К преимуществам унитарной формы устройства государства относятся:
- унитарная форма устройства проще и поэтому соответствует историческим традициям. В связи с этим первичной и существенно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, несмотря на то, что сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX век), и является антонимом термина «федерализм»;
- предоставляет возможность избежать лишнего осложнения системы управления, дублирования функций или конфликтов;
- унитарное государство устойчиво по всей территории;
- одна конституция;
- единая система высших органов государственной власти;
- единый бюджет, единый рынок.
«Минусы» унитарного государства начинаются, когда единство нарушено, то есть в случае, если присутствует:
- разная культура, языки, разница в истории, менталитете, религии;
- ощущение регионами отсутствия выгоды консолидации по экономическим причинам;
- насильственное присоединение в прошлом определенных земель унитарного государства;
- недовольство граждан уровнем жизни. Вера в стремительное решение всех проблем в своем отдельном «государстве» (регионе);
- низкий уровень политической культуры населения. Общественным мнения подобного населения легко удается манипулировать политикам-сепаратистам .
Глава 2.Федеративное государство
2.1.Понятие, признаки и виды федеративных государств
Федеративное государство - это сложная форма устройства государства. Федерация – это форма устройства государства, когда в составе государства существуют несколько территориальных образований государства, имеющие определенный уровень суверенитета государства.
2.2.Правовая природа Российского государства как федерации. Принципы федеративного устройства РФ
Один из важных моментов изучения данного вопроса состоит в том, насколько модель Конституции РФ по федерализму связана с договором федерального центра и его регионов.
В начале обсуждения проекта Конституции РФ в качестве основного условия вступления в силу данного закона являлось одобрение его положений его непосредственными субъектами – административно-территориальными единицами.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации должны провести рассмотрение положений Конституции и дать одобрение на проведение данных правовых норм в жизнь. После этого было принято решение, что принятие закона будет согласовано после одобрения его народом, на всероссийском референдуме.
Таким образом, одобрение положений Конституции проходило после выявления воли населения, проживающего на территории конкретных регионов.
После проведения голосования стало ясно, что его результаты вовсе не утешительны. Во многих регионах граждане проголосовали против принятия новой Конституции. В числе таких оказались республики: Адыгея, Дагестан, Тыва, Башкортостан, Карачаево–Черкесия, Чувашия и Мордовия. В республиках Татарстан и Чечня референдум не состоялся вообще.
Такое развитие событие дает основание полагать, что непринятие Конституции регионами происходит по причине несогласия субъектов РФ с конституционным строем нашей страны. Причем можно смело сказать, что и в наше время нет достаточно стабильных отношений между федеральным центром и регионами в области федерализма.
Следовательно, договор федеративного устройства нашего государства в большей степени условен, поэтому необходимо искать пути решения по данному вопросу. Подобные результаты проведенного референдума по принятию нового основного закона государства – Конституции РФ субъектами РФ – это напоминание о том, что в стране граждане негативно восприняли идею принятия новой Конституции.
Однако Российское государство проделало большой путь в данном направлении, и ее не стоит недооценивать. Можно отметить принятие Федеративного Договора, который стал первым шагом к процессу формирования в стране федерализма, позиции федерации и регионов значительно сблизились. Многие положения Федеративного договора вошли в состав Конституции РФ, таким образом, положение федерации было закреплено в Основном законе государства.
Стоит отметить, что проект Конституции 1993 года был одобрен на совещании, посвященном конституционным вопросам. Обсуждение проекта закона продолжалось более года. Если верить неофициальным источникам, то про 13 республик из 21 существующей не были согласны с проектом Конституции и не поддержали ее введение.
В основах Конституции РФ были заложены гарантии рассмотрения мнения регионов в случае изменения конституционного строя в вопросах федеративного устройства. Россия позволяет субъектам РФ ратифицировать и изменять положения Конституции, если данные нормы затрагивают их непосредственные интересы, но не менее 2\3 от общего числа регионов. Об этом говорится в ст.136 Конституции РФ. Помимо этого, законодательные органы регионов владеют правом законодательной инициативы, также изменения могут быть внесены в Конституцию РФ.
Таким образом, можно отметить, что Россия движется в сторону договорных отношений, то согласия между федеральным центром и ее субъектами.
Проводя анализ юридической природы российского федерализма, необходимо отметить особенность федерации по форме учредившего акта.
Как уже говорилось выше, федерации делятся на два типа: договорные и конституционные. Конституционные федерации образуются на основе принятия Конституции, а договорные имеют основу, как на конституционном уровне, так и на основании принятия ранее действовавшего договора между субъектами федерации.
2.3.Особенности федерализма в зарубежных странах (на примере США и ФРГ)
Вопросы федерализма считаются краеугольным камнем в современной правовой науке. Сохранение целостности и единства государства признается одной из наиболее важных проблем в юриспруденции, в особенности для тех стран, которые основаны на федерализме.
Федерализм был и продолжает оставаться главным принципом построения Соединенных Штатов Америки с периода борьбы британских колоний за независимость, и данная линия была усилена после гражданской войны.
На данный период времени опыт США отчетливо показывает, каким образом при двухпартийной системе, как и в бывшей колонии, может быть развита другая система устройства государства. Конституция США 1787 года изменила административно-территориальное устройство США из конфедерации в федерацию. Власть в данном государстве прошла через стадии революции – начиная британскими колониями и заканчивая борьбой и завоеванием суверенитета. В соответствии с Парижским мирным договором тринадцать бывших колоний получили независимость, стали суверенными и свободными штатами. После объединения они стали первым в мире федеративным государством с провозглашенной президентской республикой.
В настоящее время Соединенные Штаты Америки включают в себя 50 штатов, в совокупности образующие высокоразвитое современное государство – лидер мировой политики и экономики. Каждый штат имеет свою юридическую и политическую самостоятельность, хотя и обладает суверенитетом, подразумевающий право выхода из состава федерации.
Все штаты обладают равным объемом правомочий и признаков, т.е. у них функционирует свое законодательство, гражданство, конституции.
США предоставляют штатам самостоятельность во внутренних делах. Между тем, они уступают всю полноту власти федеральным властям в отношениях с зарубежными государствами .
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация власти государства, разделение государственной территории на те либо другие структурные элементы, их правовой статус, отношения между государством в целом и его структурными элементами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 N ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2003, N 1(157), ст. 3.
Научная и учебная литература:
3. Абарилова С.В. Форма государственного устройства: разнообразие трактовок // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. Тюмень. - 2022. - С. 11-14.
4. Воропаева Е.А. Проблемы российского федерализма // Журнал «Студенческий вестник. 2021. № 43-2 (188). С. 20-22.
5. Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 461 с.
6. Геращенко Д.А. Федеративное устройство государства: достоинства и недостатки // Журнал «Наукосфера». - 2022. - № 12-2. - С. 223-228.
7. Гвоздев В.А. Федерализм в США: история, развитие и современное состояние // Этнос и общество в контексте межнациональных отношений. Сборник научных статей. - 2023. - С. 614-620.
8. Денисов П.Г., Матросов С.Н. Конституционно-правовые принципы федеративного устройства России // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2023. - С. 71-74.
9. Еланидзе Т.В. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. - 2021. - С. 28-31.
10. Епихин Н.И., Громов А.О., Маркина А.А. Унитарное государство как форма государственного устройства // Лучшая научная статья. Сборник научных статей. - 2024. - С. 46-48.
11. Зайцева Т.И., Ярмошевич А.А. Специфика российского федерализма и перспективы его развития // Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики государств. Сборник научных статей. Санкт-Петербург. -2024. - С. 210-216.
12. Капошко И.С. Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов. Сборник научных статей. - 2022. - С. 148-150.
13. Кленов Т.И. Федерализм в РФ и Федеративной Республике Германия: сравнительный анализ // Журнал «Общество, экономика, управление». - 2023. - Т. 8. - № 4. - С. 62-69.
14. Ключевская О.А. Российский и германский федерализма: принципы, пути заимствования зарубежного опыта // European Research forum. Сборник научных статей. – Петрозаводск. - 2022. - С. 47-50.
15. Ковалев С.В. Актуальные вопросы российского федерализма // Журнал «Образование и право». - 2022. - № 9. - С. 71-73.
16. Кошокова С.Я., Скичко А.А. Принципы и особенности построения и развития федеративного устройства в современной России // Журнал «Эпоха науки». - 2022. - № 30. - С. 294-298.
17. Кущев М.А., Беланова Г.О. Проблемы российского федерализма // Юриспруденция в условиях новых вызовов современности: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. - 2024. - С. 330-336.
18. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
19. Погорелова А.А. Федеративное устройство государства // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. – 2021. – С.68-70.
20. Рамазанов Р.Р. Форма государственного устройства как фактор экономического развития // Журнал «Актуальные проблемы науки и образования». - 2023. - С. 355-356.
21. Рыбченко Б.Н. Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ // Современные проблемы экономики, социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика. Сборник научных статей. - 2024. - С. 568-574.
22. Сухотерина М.В. Актуальные проблемы российского федерализма // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2022. - № 17. - С. 167-179.
23. Фомичев С.М., Бредихин А.Л. Сущность унитарного государства // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2024. - № 7 (235). - С. 26-27.
24. Шустров Д.Г. Федерализм и изменение Конституции: опыт России, США, Канады // Федерализм в современном публичном праве. Сборник научных статей. – Москва. - 2023. - С. 251-264.