Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе муниципальная служба играет ключевую роль в обеспечении функционирования местного самоуправления, что в свою очередь значительно влияет на социально-экономическое развитие регионов и качество жизни граждан. С течением времени возрастает необходимость в эффективной организации и управлении процессами на уровне муниципального управления, что предопределяет значимость изучения особенностей прохождения муниципальной службы.
Глава 1: Правовые основы муниципальной службы
1.1 Правовое регулирование муниципальной службы
Анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность муниципальной службы, представляет собой важный аспект исследования, так как именно правовые нормы формируют основы функционирования муниципальных органов власти и их взаимодействия с населением. Законодательная база включает в себя как федеральные законы, так и региональные и муниципальные нормативные акты, которые устанавливают права, обязанности, а также правила работы муниципальных служащих.
Основным федеральным законом, регулирующим деятельность муниципальной службы в России, является Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Этот закон определяет правовые, организационные и финансовые основы муниципальной службы, а также нормативы и принципы её функционирования. Он устанавливает основные положения, касающиеся порядка приема на работу в муниципальные органы, служебной деятельности, прав и обязанностей муниципальных служащих, а также основания и порядок их увольнения. Закон направлен на формирование системы профессиональной муниципальной службы, акцентируя внимание на важности квалификации и профессионализма кадров в этой сфере[6].
1.2 Практика применения законодательства о муниципальной службе
Применение законодательства о муниципальной службе в России является важным процессом, который требует постоянного анализа и оценки. На практике правоотношения, возникающие в рамках муниципальной службы, неоднородны и требуют учета специфики каждого региона и муниципального образования. Применение норм права зачастую зависит от уровня правосознания, профессиональной подготовки муниципальных служащих и их готовности к реализации поставленных задач.
Глава 2: Критерии организация муниципальной службы в Российской Федерации
2.1 Принципы и механизмы организации
Организация муниципальной службы в Российской Федерации основывается на нескольких ключевых принципах, которые определяют ее структуру, функции и методы работы. Эти принципы направлены на обеспечение эффективности управления, повышение качества публичных услуг и обеспечение доступности для населения. Важнейшие из этих принципов включают открытость и прозрачность, профессионализм, подотчетность и коллективизм.
Принцип открытости и прозрачности предполагает, что действия органов местного самоуправления должны быть понятными и доступными для граждан. Это означает, что информация о деятельности муниципальной службы, ее решениях и планах должна быть общедоступной. Открытость способствует формированию доверия между властью и населением, а также позволяет гражданам участвовать в процессе принятия решений. В современных условиях важным инструментом обеспечения этой открытости являются электронные платформы и системы управления, которые обеспечивают доступ граждан к необходимой информации и возможностям для непосредственного участия в управлении[3].
2.2 Распределение полномочий
Разделение полномочий между различными уровнями муниципальной службы представляет собой важный аспект организации местного самоуправления, который обеспечивает эффективное функционирование всей системы управления. В России система местного управления строится на принципах децентрализации, что позволяет регионам и муниципалитетам принимать собственные решения в рамках установленных законом полномочий. Это распределение полномочий между различными уровнями власти обеспечивает более гибкий и своевременный подход к решению вопросов, затрагивающих интересы населения.
На первом уровне распределения полномочий располагаются органы местного самоуправления, такие как представительные и исполнительные органы. Представительные органы, как правило, включают в себя советы депутатов, которые принимают решения по важнейшим вопросам местного значения, утверждают бюджет, принимают муниципальные программы и контролируют выполнение решений. Исполнительные органы, возглавляемые главами муниципальных образований, отвечают за реализацию принятых решений и предоставление государственных и муниципальных услуг населению. Таким образом, представительные органы сосредоточены на законодательно-управленческой функции, в то время как исполнительные органы реализуют эти решения в практической плоскости[8].
2.3 Кадровая политика
Кадровая политика в муниципальной службе играет ключевую роль в обеспечении функционирования местного самоуправления и повышении качества предоставляемых услуг населению. Она включает в себя систему мероприятий, направленных на формирование, обучение, развитие и мотивацию кадрового состава, что является необходимым условием для эффективного управления на местном уровне. Основные цели кадровой политики в муниципальной службе заключаются в создании квалифицированного, профессионального и этически ответственного кадрового аппарата, способного справляться с вызовами современности.
Первой и важной составляющей кадровой политики является набор и отбор кадров. В условиях демократизации управления важность открытых и прозрачных процедур подбора персонала возрастает. Это предполагает использование различных методов и инструментов оценки кандидатов, включая тестирование, собеседования и оценку их профессионального опыта. Помимо профессиональных навыков, особое внимание уделяется личностным качествам кандидатов, таким как способность к коммуникации и этическим нормам, которые являются необходимыми для работы в органах местного самоуправления[2].
Глава 3: Сравнительный анализ муниципальной службы в зарубежных странах
3.1 Принципы и механизмы организации в зарубежных странах
Рассмотрение успешного опыта зарубежных стран в организации муниципальной службы может служить ценным источником для достижения эффективного управления на уровне местного самоуправления в России. Многие государства внедрили инновационные подходы и практики, которые позволили улучшить качество услуг, предоставляемых населению, и повысить уровень доверия граждан к органам местной власти. Анализ этих примеров может помочь нам определить направления для реформирования и оптимизации муниципальной службы в России.
Одним из наиболее ярких примеров в Европе является опыт стран Скандинавского региона, таких как Швеция и Дания. Эти страны активно применяют модель децентрализованного управления, которая предполагает значительную степень автономии и самостоятельности для местных органов власти. В Швеции, например, местные советы обладают широкими полномочиями в области планирования и разработки социальных программ, что позволяет им успешно адаптировать решения к нуждам населения. Такие подходы обеспечивают высокую степень участия граждан в процессе принятия решений, в результате чего возникает более тесная связь между населением и местной властью[23].
3.2 Распределение полномочий муниципальной службы в других государствах
Совет европейских муниципалитетов и регионов — крупнейшая организация местного и регионального самоуправления в Европе. В его состав входят более 50 национальных ассоциаций муниципалитетов и регионов из 41 европейской страны. В совокупности эти ассоциации представляют около 150 000 местных и региональных органов власти. CEMR работает над созданием единой Европы, основанной на местном и региональном самоуправлении и демократии.
3.3 Кадровая политика муниципальных органов власти
Существование правил и нормативно-правовых актов общего характера, в странах Европы, охватывающих статус сотрудников местных органов власти и условия найма, характерно не только для стран, которые выбрали единую законодательную модель. Равное обращение играет важную роль даже в тех случаях, когда принятая модель не является единообразной по закону или основана на контракте. Единственное, что отличается, - это сфера ее применения.
Поэтому необходимо выделить те элементы, которые, как правило, должны охватываться принципом равного обращения (по крайней мере, на региональном уровне), независимо от того, какая из имеющихся унифицированных законодательных моделей будет выбрана.
Минимальная сфера равного обращения Существуют области, в которых равное обращение в отношении условий занятости в принципе не должно иметь исключений.
К первым относятся определенные фундаментальные права:
- право граждан на доступ к службе в местных органах власти;
- право на справедливые условия труда (включая вознаграждение и минимальные периоды отдыха); - право на безопасные и здоровые условия труда;
- право на социальное обеспечение (по болезни, материнству, инвалидности, смерти, старости, безработице).;
- право на правовую защиту (гарантию судебной защиты) и справедливые процедуры; - права профсоюзов. Из этого вытекают определенные существенные обязательства, в частности, обязанность проявлять беспристрастность и воздерживаться от любых действий, несовместимых с функциями должностного лица или лояльностью к государству. И наконец, речь идет о механизмах ответственности (гражданской, уголовной) и подотчетности сотрудников перед их официальными подразделениями или третьими лицами, а также о механизмах несовместимости с выборными государственными должностями на местном уровне.
2.4 Перспективы модернизации
Перспективы модернизации и оптимизации работы муниципальной службы в России требуют системного подхода и многогранных решений, направленных на улучшение качества управления и сервиса для граждан. В условиях изменений, происходящих в социально-экономической сфере, а также в связи с новыми вызовами, такими как цифровизация и быстрое развитие технологий, становится необходимым пересмотреть действующие подходы к организации бухгалтерии и управления на местах.
Заключение
В результате проведенного исследования были выявлены ключевые аспекты, касающиеся организации и функционирования муниципальной службы в Российской Федерации. Анализ текущих проблем и возможностей модернизации позволил сформулировать несколько значимых выводов, которые могут стать основой для дальнейшего развития местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции»// Собрании законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.
2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ.2003. № 40. Ст. 3822.
4. Бахтина М.С.. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. // Административное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 107-113.
5. Беспалова Н.А. Актуальные вопросы развития профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих РФ в современных условиях// Лидерство и менеджмент. 2017. № 2. С. 67-76.
6. Богданов В.А. Метод проектов в учреждениях муниципальной социальной службы как эффективный инструмент социально-педагогического сопровождения// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 150-155.
7. Владимир Слатинов. Российская бюрократия в зеркале статистики // Полити. 2011. № 3. С. 94-106.
8. Воробьев Н.Н., Васюкова В.А., Ионова А.Ч. Муниципальное образование в системе организации власти и территориального управления России. // KANT. 2023. № 1. С. 4-9.
9. Гацко М.Ф. Дополнительное образование государственных и муниципальных служащих // Наука, образование, общество. 2015. № 4. С. 105-113.
10. Голубева Т.С. Предпочтения и ожидания студенческой молодежи, обучающейся по направлению «Государственное и муниципальное управление», при определении будущей карьерной стратегии// Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 41-46.
11. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Концепция публичной администрации в современном административном праве(сравнительно-правовое исследование) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. № 4. С. 626-654.
12. Зеленый А.Н. Местное самоуправление, муниципальное управление и управление муниципальным образованием: концептуализация понятий// Вестник южно-российского государственного технического университета (НПИ). Серия: социально-экономические науки. 2023. № 6. С. 63-70.
13. Иваненко И.Н. Гусева О.Н. Соотношение принципов государственной и муниципальной службы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 132. С. 772-785.
14. Ишков Р.С., Сыроижко В.В. Совершенство управления персоналом. // Регион: системы, экономика, управление. 2018. № 3. С. 136-140.
15. Кабанов П.А. Правовое регулирование организации и проведения антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 444-450.
16. Кабанов П.А.. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы.// Административное и муниципальное право. 2020. № 3 С. 347-354.
17. Комахин Б.Н. К вопросу об определении критериев эффективности административно-правового регулирования публично-служебных отношений в контексте модернизации государственного управления и инновационного развития // Полицейская деятельность. 2013. № 4. С. 289-295.
18. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Проблемы подготовки кадров для местного самоуправления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20) С. 122-128.
19. Кремин А.Е, Гулин К.А. Управление функционированием малого бизнеса на муниципальном уровне как инструмент развития экономики региона// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 4.С. 94-110.
20. Куракин А.В. Международно-правовые источники административного права в сфере противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 240-249.
21. Логвинова И.В. Государственное управление в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 1149-1156
22. Палкина В.И., Ямщикова С.Л. Муниципальная служба в органах местного самоуправления (на примере городского округа г. Стерлитамак) // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 10. С. 156-160.
23. Пол Димаджио, Уолтер У. Пауэлл. Железная клетка пересмотрена: Институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т. 11 № 1 С. 34-56.
24. Провоторова Н. В. Методы подготовки будущих специалистов сферы государственного управления// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена2021. №. 202. С. 144-150.
25. РезерТ.М., Невский Г.А. Служение государству – новая социо-ценностная ориентация подготовки будущих чиновников // CITISE. 2020. № 1. С. 433-440.
26. Самба А.Д. Ретроспективный анализ формирования социально-профессиональной структуры населения республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2022. № 3. С. 135-149.
27. Синдеева И.Ю. Передача государственного и муниципального имущества в и хозяйственное ведение, и оперативное управление как особый вид административного договора // Административное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 163-172.
28. Ходырев А.А. Организационно-правовые формы публичной службы во Франции в контексте административного режима // Административное и муниципальное право. 2013. № 4 (4) С. 332-336.
29. Черногоров Д.А. Публичная служба и должностное лицо. // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 749-755.
30. Шишкина Л.А., Волкова А.Г. Майоров А.А. Стратегический подход в муниципальном управлении// Регион: системы, экономика, управление. 2022. №. 3 (58). С. 123-126.