Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование логических базовых образовательных мер происходит на протяжении всей жизни человека. Усвоение общего метода познавательной деятельности формируется в младшем школьном возрасте (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин). В начальной школе формирование познавательной деятельности основано на формировании логических действий.
1. Теоретические подходы к изучению проблемы
1.1. Внеурочная деятельность и её роль в современной системе образования
С. С. Леонтьева считает, что под внеаудиторной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от аудиторных, и направленную на достижение запланированных результатов.
Внеклассные занятия являются одной из форм организации свободного времени учащихся и в основном определяются интересами и потребностями младших школьников, чтобы каждый из них мог почувствовать свою уникальность и востребованность.
Целью внеклассной работы является создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха учащихся.
Внеклассная работа в начальной школе позволяет решить ряд задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;
• оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования на 2009 и 2021 годы, внеучебная деятельность организована по направлениям развития личности: духовно-нравственному, социальному, интеллектуальному, культурному, спортивно-оздоровительному.
Для учащихся, получающих начальное общее образование, объем внеурочной деятельности в ФГОС НОО в 2009 году составляет до 1350 часов за четыре года обучения, а в ФГОС НОО в 2021 году планом внеурочной деятельности определен объем до 1320 академических часов.
Время, выделяемое на внеурочные занятия, определяется образовательным учреждением самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения достижения запланированных результатов реализации основной образовательной программы, исходя из запросов обучающихся, родителей, а также имеющихся кадровых, материально-технических условий.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на 2009 и 2021 годы используются различные формы внеурочной деятельности: кружок, хоровая студия, школьные спортивные клубы и секции, военно-патриотические объединения, факультатив, научное общество, конференция, слет, игра, конкурс, турнир, собрание, концерт, спектакль, тренировка, экскурсия, олимпиада, культпоход, туристический поход, субботник и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [5].
Пикулина Т.В. разделила формы внеурочной деятельности на две группы: [2]
1) занятия в кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах и других учебных заведениях);
2) выезды на природу (экскурсии, походы в походы).
Ученые Д. В. Григорьев и П. В. Степанов утверждают, что формы внеклассной работы, используемые в начальной школе, должны способствовать формированию целостного представления об окружающем мире, эстетических чувств, коммуникативных, регулятивных и познавательных результатов. [6]
Д. В. Григорьев и П. В. Степанов выделяют в своей работе следующие виды внеурочной деятельности: [6]
1) Игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досуг и развлекательная деятельность на досуге (leisure communication);
5) художественное творчество;
6) Социальное творчество (добровольческая деятельность по преобразованию общества);
7) Трудовая деятельность (производство);
8) спортивные и оздоровительные мероприятия;
9) туристические и местные мероприятия.
Внеклассные занятия направлены на то, чтобы помочь учителю и младшему школьнику освоить новый вид учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, решить проблему образовательного пространства, создать дополнительные условия для развития учащихся, выстроить сеть, обеспечивающую поддержку, содействие на этапах адаптации, умение сознательно применяйте базовые знания в ситуациях, отличных от образовательных.
1.2. Понятие, содержание и методика формирования базовых логических действий во внеурочной деятельности
Формирование базовых логических действий в младшем школьном возрасте имеет психолого-педагогические особенности. Прежде всего, они связаны с развитием мышления детей в этом возрасте. Исходя из возрастных особенностей психического развития младших школьников, мы будем изучать способы формирования базовых логических действий у младших школьников.
Большую работу по изучению развития мышления проделал французский психолог Ж. Пиаже. Он отмечал, что "феномены" детского мышления объясняются определенной стадией "логического развития" их мышления. Полноценное усвоение знаний ребенком невозможно без наличия форм логического мышления. Согласно теории Ж. Пиаже, выделяют четыре основных периода в развитии интеллекта:
- сенсомоторный этап (от рождения до 2-летнего возраста);
- предоперационный период (от 2 до 7 лет);
- этап проведения специфических операций (от 7 до 11 лет);
- стадия официальной деятельности (от 11 до 15 лет).
Ж. Пиаже утверждал, что формирование вербального и логического мышления происходит на этапе выполнения определенных операций. Этот этап представляет собой форму мышления, основанную на логических операциях, которые используют внешние визуальные данные. Этот этап развития характерен для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. На этом этапе формируется понятийное отражение окружающего мира, ребенок осваивает простые операции классификации, формируются понятия числа, времени, движения и тому подобное. На данном этапе мыслительные операции еще не развиты в полной мере, они не формализованы, зависят от конкретного содержания, развиваются неравномерно в разных предметных областях и не интегрированы в целостную систему.
Теоретически, младший школьный возраст Ж. Пиаже (6-7 лет – 10-11 лет) попадает в определенную операционную фазу, характеризующуюся возникновением логических операций, которые автор рассматривал как стержень умственного развития ребенка. Показателем формирования операциональных структур на этом этапе являются представления детей о сохранении (неизменность количества вещества, длины, площади, массы, веса и объема), указывающие на обратимость психических действий. Обратимость характеризует способность ребенка менять направление мышления, т.е. мысленно возвращаться к исходным данным и предвидеть результаты запланированных преобразований. Концепции сохранения и прежде всего обратимости (внутренней подвижности мышления), в свою очередь, создают необходимые предпосылки для возникновения таких фундаментальных (в терминологии Ж. Пиаже – "элементарных логических операций") операций сериализации, т.е. Упорядочение объектов по признаку и классификация - группировки объектов, явлений и событий.
В младшем школьном возрасте развитие мышления имеет решающее значение для умственного развития в целом. В этот период когнитивные универсальные логические действия, составляющие основные операции мышления, должны стать предметом овладения младших школьников в большей степени, чем в предыдущие или последующие годы. По словам Л.С. Выготского, специфика мышления младших школьников заключается в том, что "7-8-летний ребенок обычно мыслит определенными категориями. Затем происходит переход к фазе формальных операций. Когда он достигнет среднего уровня, он должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности".
Заключение
В рамках исследования была рассмотрена проблема формирования логических базовых учебных действий у младших школьников. Этим вопросом занимались многие ученые, такие как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, Л.А. Трофимова, Т.А. Егорова, М.И. Ласковых, И.Е. Сисюкина.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Григорьев, Д. В. «Внеурочная деятельность школьников» / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – Методический конструктор 2010 г.
2. Игумнова, Е. А. Квест-технология в образовании : учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая ; Забайкал. гос ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2016. – 164с.
3. Леонтьева, С. С. Квесты для младших школьников. Методическая разработка // Ленинградская областная детская библиотека; сост. С. С. Леонтьева. – Санкт-Петербург, 2017. – 44 с.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. Nº 373
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 Nº 286 (Зарегистрирован
05.07.2021 Nº 64100)
6. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — Nº 2.1 (82.1). - C. 24-25.
7. Технологии внеурочной деятельности обучающихся / Н.И. Астахова, Л.Н.
8. Гиенко, Л.Г. Куликова [и др.] - учебное пособие. - Барнаул : АлтГПУ, 2019.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Избранные психологические труды. – М.: Академия, 2014. – С. 48-89.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – С. 15.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2002. – 232 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – С. 40.
13. Зеленская, С.В. Организация внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=72 (дата обращения 15.11.18).
14. Альтовская, С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. – 2015 г. – № 4 – С.42.
15. Полат, Е. С. Метод проектов: история и теория вопросов [Текст] / Е. С. Полат // из книги Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд-во центр «Академия», 2010. – С. 194.
16. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - №3. – С. 15.
17. Бритвина, Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. № 6. 2005. – С.24.