Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в связи с распространенными чрезвычайными ситуациями возрастает потребность в обучении правилам безопасного поведения. Начинать обучать правилам безопасного поведения необходимо еще в школе. Поэтому именно школе отводится важная связующая роль в процессе формирования у школьников общей картины действия в чрезвычайной ситуации.
Обучение безопасному поведению в рамках школьного курса осуществляется в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины (далее – ОБЗР)».
В настоящее время многие исследования подчеркивают недостаточность отведенного времени обучения безопасному поведению в рамках курса ОБЗР. Ситуацию осложняет также и низкое материально-техническое обеспечение многих общеобразовательных школ, минимального количества учебного времени, отведенного на изучение данной дисциплины.
Формирование навыков безопасного поведения в природной среде является важной частью формирования безопасности школьников в различных природных условиях.
Приведенные выше положения акцентируют внимание на выборе таких методов обучения школьников, которые бы имели максимальную эффективность в условиях малого урочного времени.
Одним из наиболее результативных подходов, позволяющих повысить мотивацию и знания школьников на уроках ОБЗР, является внеурочная деятельность.
Проблема исследования: с одной стороны, недостаточное методическое сопровождение в процессе обучения правилам безопасного поведения в природной среде в программе ОБЗР и ограниченное количество часов, отведенных на данную тему, с другой стороны – низкий уровень владениями навыками у школьников по безопасному поведению в природной среде и необходимость в использования потенциала внеурочной деятельности в обучении безопасному поведению в природной среде.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему курсового исследования, а также определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования – формирование безопасного поведения в природной среде.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как способ формирования безопасного поведения в природной среде.
Цель исследования – выявление возможности формирования безопасного поведения в природной среде через внеурочную деятельность у обучающихся основной школы по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методологические аспекты формирования безопасного поведения в природной среде у обучающихся в условиях ФГОС.
2. Определить сформированность безопасного поведения в природной среде у обучающихся основной школы.
3. Выявить возможность формирования безопасного поведения в природной среде через внеурочную деятельность у обучающихся основной школы по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»
Для решения задач были представлены следующие методы: теоретические (классификация, синтез, анализ), диагностика, педагогическое проектирование.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе рассмотрено определение безопасное поведение в природно й среде и раскрыты положения об особенностях использования внеурочной деятельности в практике обучения правилам безопасного поведения в природной среде школьников.
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью применения полученных результатов в практике обучения школьников правилам безопасного поведения в природной среде учителями ОБЗР в учебном процессе.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты формирования безопасного поведения в природной среде у обучающихся в условиях ФГОС
1.1 Особенности формирования безопасного поведения в природной среде у обучающихся основной школы
Формирование безопасного поведения подростков должно характеризоваться относительной целостностью, самостоятельностью и своеобразием. При этом оно само выступает как специфический вид социальной деятельности, представляя собой объект исследования целого ряда наук: философии, педагогики, психологии, медицины, военного дела и др. Поэтому мы остановимся, прежде всего, на вопросе о содержании понятий «безопасность», «поведение», «безопасное поведение», и «безопасное поведение в природной среде» их свойствах.
В энциклопедическом словаре безопасность определена как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности современного развития личности, общества и страны». Тут же угроза безопасности рассматривается как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и страны» [17, c. 52].
Известно, что при реальной угрозе изменяются критичность и эффективность мышления, нарушается восприятие реальности. Когда человек понимает неадекватность своего поведения, боится стать причиной того, что его группа будет неэффективной, а также страх перед получением отрицательной оценки своих действий – все это является причиной дезорганизации коллектива и человека, в частности. В связи с этим следует помнить, что термин «безопасность» обозначает состояние, а термин «безопасное поведение» – поведенческое проявление.
В психолого-педагогических исследованиях безопасное поведение понимается как «совокупность грамотных действий, алгоритм поведения при возникновении экстремальных ситуаций природного, техногенного, криминогенного характера» «специфическая форма реализации субъекта, выраженная в системе действий или поступков, направленных на обеспечение оптимального уровня защищенности во всех сферах» деятельность в среде, при которой уровень защищенности соответствует допустимым значениям наличия опасностей (Н. А. Плешкова); качество функциональной системы взаимодействия личности с окружающей средой, которое обеспечивает реализацию потребности в безопасности, сохранении жизни и здоровья [17].
Таким образом, становится понятно, что безопасное поведение в природной среде считается одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом.
Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:
- предвидение опасности;
- избежание влияния опасности;
- преодоление опасности;
- создание ресурсов безопасности [16].
Под безопасным поведением в природной среде понимается совокупность осознанных действий и стратегий, направленных на минимизацию рисков для жизни, здоровья и благополучия человека при взаимодействии с природными факторами, объектами и явлениями. Оно включает в себя знание потенциальных опасностей, умение их распознавать и избегать, а также готовность к эффективным действиям в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья как самого индивида, так и окружающих его людей, с учетом бережного отношения к природной среде.
На основании Федерального базисного учебного плана в школьное обучение входит учебный предмет ОБЗР, который школьники начинают изучать с 8 класса и по дальнейшее окончание старшей школы [19].
Содержание предмета «ОБЗР» в примерной программе по учебному предмету представлено модульной системой обучения. Обучение правилам безопасного поведения в природной среде в 8-9 классах рассматривается в модуле «Безопасность в природной среде». При этом обучение на модуль отводится 11 часов [14].
При этом в модуль включены следующие темы:
- правила безопасного поведения на природе – 1 час;
- безопасные действия при автономном существовании в природной среде – 2 часа;
- пожарная безопасность в природной среде – 1 час;
- безопасное поведение на водоемах – 2 часа;
- безопасное поведение при наводнения, цунами – 1 час;
- безопасное действие при урагане, буре, смерче, грозит- 1 час;
- безопасные действия при угрозе землетрясения, извержении вулкана – 1 час;
- экология и её значение для устойчивого развития общества- 1 час.
Обучение осуществляется в рамках 1 учебного часа в неделю.
Стоит отметить, что на изучение данного модуля в общей программе курса обучения «ОБЗР» отводится наибольшее количество часов, наряду с модулем «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний». Данный факт подтверждает, что составители учебной программы учитывали не только сложность учебного материала для школьников, но и его значимость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородов, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л.В. Байбородов, Ю.В. Индюков. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе / М.А. Вовк // Молодой ученый. – 2014. – №5.1. – С. 11 - 14.
3. Гафнер, В.В. О профессиональной компетентности учителя ОБЖ / В. В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №11. - С. 33-35.
4. Дзятковская, Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие – М.: Образование и здоровье, 2012. – 72 с.
5. Девисилов, В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика / В. Девисилов // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 5. – С. 39-49.
6. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие.; М.: Дрофа, 2012. –180с.
7. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме.; М.: Academia, 2015. – 240 c.
8. Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2017. – 352 с.
9. Костецкая, Г. А. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов / Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — Серия «Гуманитарные и общественные науки». — № 2 (148) / 2012. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. — С.54–60.
10. Лутовина, Е.Е. Формирование безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера / Е.Е. Лутовина, А.М. Суздалева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-u-obuchayuschihsya-v-usloviyah-opasnyh-situatsiy-prirodnogo-haraktera (дата обращения: 05.04.2025).
11. Лутовина, Е.Е. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-u-obuchayuschihsya-v-usloviyah-opasnyh-situatsiy-tehnogennogo-haraktera (дата обращения: 05.04.2025).
12. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
13. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / Б.И. Мишин. – М.: АСТ. 2003.
14. Примерная рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы». – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-uchebnogo-kursa-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeiatelnosti-5-9-klassy (дата обращения 19.03.2025).
15. Просандеев, А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 2. – С. 34-38.
16. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - М: РГГУ, 2014. – 449 c.
17. Сорокина, Л. А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению.; Челябинск Вестник ЧГПУ. – 2010 . - № 8. – С. 197 – 205.
18. Тронева, Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ / Л.Ф. Тронева // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10. – С. 26-27.
19. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». – URL: https://multiurok.ru/blog/fiedieral-nyi-komponient-obrazovatiel-nogho-standartapo-uchiebnomu-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti.html (дата обращения: 17.01.2025).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 117 с.
22. Хромов, Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях / Н.И. Хромов. - М.: Айрис-пресс, 2008.