Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном глобализирующемся мире формирования мышления детей дошкольного возраста приобретает особую значимость: ведь как раз оперирование внутренними различными образами лежит в основании большинства умственных действий детей – от самого простого воспоминания до наиболее абстрактного рассуждения. Так, гармоничное развитие дошкольника невозможно без развития у него мышления.
У дошкольника удивительная активность в познании окружающего мира. Постепенно развиваются представления об объектах, их назначении и свойствах, размере и количестве, форме и составе, действиях, которые могут быть произведены с объектами: уменьшение, увеличение, деление. В тоже время освоение окружающего мира у дошкольников не позволяет им понять все закономерности и процессы.
Мышление позволяет детям выделять и вычленять существенные и несущественные признаки предмета, проводить сравнение, анализ, умозаключение. Все перечисленные нами логические операции значительно обогащают кругозор детей.
Итак, исходя из вышесказанного, целенаправленная деятельность над формированием мышления у дошкольников актуальна, так как служит основной хорошей успеваемости.
В начале дошкольного возраста у детей формируется наглядно-действенное мышление. Современными исследованиями в области наглядно-действенного мышления занимались А. А. Катаева, Т. И. Обухова, Е. А. Стребелева. Наглядно-действенное мышление позволяет оперировать конкретными предметами и действиями, а также строить представления на основе наблюдений. Его формирование начинается, когда ребёнок впервые знакомится с игрушками, предметами и начинает их анализировать.
Формирование наглядно-действенного мышления осуществляется посредством игр, упражнений (Л.М. Захарова, е. А. Стребелева).
Цель исследования: рассмотреть особенности развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - особенности наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления у детей будет проходить эффективнее, если систематически использовать игры с предметами.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности понятий «мышление», «наглядно-действенное мышление»;
2. Описать особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
3. Провести диагностику наглядно-действенного мышления в дошкольном возрасте;
4. Разработать мероприятия по развитию наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста.
База исследования.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, сравнение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап).
- методы качественного и количественного анализа и графического представления данных.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью применения представленных в работе результатов в практике работы воспитателя по развитию наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования и развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие о мышлении, виды мышления
В когнитивной психологии познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение) определяют, как процессы, которые дают объективные знания об окружающем мире и организуют их в сознательный опыт.
Рассмотрим дефиницию мышления.
По И. П. Павлову мышление понимается как высшая форма познания окружающей действительности, отражающая взаимосвязи между объектами и явлениями в обобщенной и опосредованной форме .
А.Н. Леонтьев считает, что мышление является процессом. По определению А.Н. Леонтьева, «мышление – это процесс отображения объективной действительности, что составляет наивысшую ступень познания человека. С.Л. Рубинштейн пишет: «Мышление - это косвенное и обобщенное знание объективной реальности»
В разделе эпистемологии (теория познания) мышление рассматривается как высшая форма сознательной (ментальной) рефлексии, познания объективной реальности. То есть это обобщенное отражение их связей, основных характеристик и отношений .
Имеется масса иных дефиниций, которые раскрывают само понятие мышления как «наивысший этап обрабатывания сообщения человеком» «процесс запас знаний охватывающего настоящего мира, ядро которого будут составлять образование и постоянное пополнение резерва взглядов а также представлений», «процесс определения взаимоотношений между объектами или же явлениями окружающей среды», «процесс отображения основных свойств предметов и взаимоотношений между ними, что приводит к возникновению различных представлений об объективной действительности». В философском понимании, как указывает А.Г. Спиркин, мышление представляет собой высшую познавательную способность, активный процесс, который направлен на обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в человеческом сознании .
Мышление по теории Ж. Пиаже — это система операций, производных от предметных действий. Учёный рассматривал мышление как адаптацию мозга к окружающей действительности .
Мышление открывает определенные классы объектов и явлений в окружающем нас мире, которые так или иначе связаны между собой. Ключевую роль в данном аспекте играют мыслительные операции (Рисунок 1), ведь человек воспринимает, размышляет, рассуждает, анализирует, перерабатывает, раскрывает, устанавливает причинно-следственные связи сущности окружающей действительности, явлений и в последующем преобразует полученные данные.
В генетической классификации выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный и вербально-логический (вербально-символический) :
- наглядно-действенное (практическое мышление) решает конкретно поставленные задачи и выражается в практической деятельности людей. Человек познаёт какой-либо предмет, непосредственно взаимодействуя с ним. Пример: маленький ребёнок раскладывает кубики по цвету.
- наглядно-образное (художественное мышление) использует отвлечённые мысли и обобщения, воплощается в конкретных образах. В отличие от наглядно-действенного, человек оперирует не конкретными предметами, а их образами, например, присутствующими на картинах, описанными в стихах. Пример: ребёнка в детском саду просят перечислить все предметы, которые можно взять с собой в поход. Преимуществом наглядно-образного мышления, является возможность изучения внешней обстановки, при этом сохраняя и составляя в своем сознании плана-схемы особенностей внешней среды, следовательно, тем самым позволить ребенку лучше ориентироваться на местности и создавать обобщенные картины и представления об окружающем мире. П. П. Блонский обращает внимание: «Совместно с этим она является базой для формирования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий» .
- словесно-логическое (абстрактное мышление) направлено на поиск закономерностей в природе и обществе, воплощается в общих связях и отношениях. При словесно-логическом или словесно-символическом виде мышления, в той или иной ситуации, процесс переходит к мысленной обработке со свойствами объекта. Оно является наиболее поздним этапом развития мышления и начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Для данного вида мышления характерно использование понятий и логических конструкций, которые иногда могут не иметь прямого образного выражения (например, гордость, стоимость, честность и т. д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек способен устанавливать общие закономерности предметов и явлений, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, а также обобщать различный наглядный материал.
Также существуют и другие виды мышления. Интуитивное и аналитическое мышление делятся на типы в зависимости от характера познавательных процессов. Интуитивное мышление создается как ясный принцип или закон, «ясный взгляд» на новые знания. Аналитическое мышление осуществляется путем получения логических выводов, которые приводят к открытию принципа, закона или нового знания .
Различают практическое и теоретическое мышление исходя из характера задач, которые выполняет человек. Теоретическое мышление сосредоточено на объяснении явлений реальности, но оно практически позволяет изменить реальность.
Может быть разделение общих способов, которыми функциональный человек ориентируется в мире – это абстрактное и конкретное мышление. Креативное и критическое мышление также различаются по своим функциям.
Следует отметить, что типы мышления тесно связаны друг с другом. Когда человек приступает к какой-либо практической деятельности, у него складывается картина того, чего он хочет достичь. Разное мышление всегда меняет друг друга. Разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, например, при работе с графиками и схемами, практически невозможно. Поэтому, пытаясь определить тип мышления, важно помнить, что это процесс относительный и условный. Люди почти всегда используют разные типы рассуждений, поэтому важно обсудить относительные преимущества того или иного типа.
Таким образом, мышление представляет собой мыслительные операции, обеспечивающие сравнение, синтез, анализ, обобщение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб, пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. – Москва : МПСИ, 2006. - 296 с.
2. Бутенко, Н. В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития / Н. В. Бутенко. – Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traektoriya-formirovaniya-myshleniya-v-protsesse-detskogo-razvitiya (дата обращения: 03.04.2025).
3. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование / Л. Н. Вахрушева. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 187с. – Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Москва: :Эксмо,200. – 212 с. – Текст : непосредственный.
5. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. – Текст : непосредственный / Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- Москва-Воронеж, - 1998 – 316 с.
6. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я.Гальперин. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. — 2009. — № 1. — С.15–18.
7. Горюнова, А. Н. Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста / А. Н. Горюнова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 20–22.
8. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – Москва : Просвещение, 1991. –45 с.– Текст : непосредственный.
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва: ИНТОР, 1996. — 544. – Текст : непосредственный.
10. Зиновьева, Г. А. Изучение развития наглядно-действенного мышления детей / Г. А. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1343-1346. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19476/ (дата обращения: 03.04.2025).
11. Иванов, М. В. Наглядно-действенные мышление у детей дошкольного возраста / М. В. Иванов, Е. В. Фунтикова. – Текст : непосредственный. // СГН. 2019. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadno-deystvennoe-myshlenie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-rezidualno-organicheskogo-geneza (дата обращения: 03.04.2025).
12. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с. – Текст : непосредственный.
13. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - С. 18-19. – Текст : непосредственный.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — Москва : Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с. – Текст : непосредственный.
15. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – Москва Педагогика-Пресс,1994.
16. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. – Москва: Педагогика, 1977. - 272 с. – Текст : непосредственный.
17. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраста / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 384 с. – Текст : непосредственный.
18. Столяр, А. А. «Давайте поиграем» / А.А. Столяр. Текст: электронный. - URL: https: //sovietime. ru/matematika/davajte-poigraem-1991 (дата обращения 21.05.2024).
19. Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников / Е. Н. Филяева. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49799/ (дата обращения: 03.04.2025).
20. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с. – Текст : непосредственный.
21. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 1989. — 560 с. – Текст : непосредственный.