Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество, характеризующееся повсеместной информатизацией, диктует необходимость постоянного расширения объема знаний, которым должен обладать каждый член общества, включая учащихся школ. Школьные программы непрерывно эволюционируют, охватывая все более широкий спектр знаний о мире, материи и сущности жизни. В связи с быстрым устареванием знаний, образование, полученное в школе, часто оказывается лишь отправной точкой, формируя устойчивую тенденцию к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. Подобно тому, как меняется наше понимание мира, трансформируется и законодательная основа системы образования в России. В частности, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) привело к значительным преобразованиям на различных этапах обучения. Согласно этому стандарту, приоритетными результатами обучения являются не узкоспециализированные предметные знания, а универсальные учебные действия (УУД), способствующие развитию личности и метапредметных навыков. Таким образом, образовательный процесс в школе направлен на формирование у учащихся УУД, позволяющих им эффективно и самостоятельно приобретать знания, то есть "уметь учиться". Достижение этой цели возможно лишь через осознанное и активное освоение учащимися социального опыта. Традиционные знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются теперь как результаты целенаправленных действий, формирующиеся, сохраняющиеся и применяющиеся во взаимосвязи с активной деятельностью самих обучающихся [12].
Вопросы становления универсальных учебных действий у младших школьников освещаются в трудах множества известных исследователей, предлагающих различные авторские взгляды на данную тему. Однако, в рассмотренных нами работах не было представлено однозначного решения, как нам кажется. В научных исследованиях разных авторов представлены разнообразные методики для развития различных аспектов развития ребенка: двигательных навыков, концентрации внимания, а также иных когнитивных процессов, однако, не все из них соответствуют требованиям ФГОС, что является крайне актуальным на сегодняшний день.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий (УУД) остается одной из ключевых задач современной системы начального образования [5]. Рассматриваемая нами проблема с точки зрения педагогики видится следующим образом. Вопрос формирования и развития познавательных интересов у учащихся чрезвычайно важен в настоящее время для создания целостной системы обучения, основанной на самостоятельном образовании детей, стремлении к новым знаниям и расширению кругозора. Данная задача, безусловно, стоит перед каждым педагогом.
Изучением этой проблемы занимались такие ученые, как П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие. Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются принципы формирования УУД у детей на разных возрастных этапах. Кроме того, подходы к формированию УУД изучались такими учеными, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и другие. У этих авторов имеется свой профессиональный взгляд на рассматриваемую проблему, который авторы данной статьи уже пытались отразить в предыдущих публикациях [3].
Существенным фактором, влияющим на развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД) у детей младшего школьного возраста, является формирование учебной компетентности. Эта тема широко исследовалась психологами и педагогами, такими как Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и другие. В результате их исследований было установлено, что учебная компетентность подразумевает освоение общих методов работы (универсальных учебных навыков), которые обеспечивают самостоятельное и продуктивное выполнение учебных заданий.
По мнению А.Г. Асмолова, универсальные учебные действия (УУД) формируются у учащихся в процессе изучения различных предметов, предусмотренных учебным планом. Каждый предмет и даже конкретная тема обладают уникальными возможностями для формирования УУД, которые зависят от содержания и методов организации учебной деятельности [1]. И.М. Осмоловская подчеркивает, что в процессе обучения ребенок осваивает как предметные знания, так и познавательные навыки. Учебная деятельность, подобно любой другой, состоит из нескольких элементов: действий, операций, мотивов и задач. Обучение отличается от других видов деятельности следующими особенностями: оно ориентировано на усвоение учебного материала и решение учебных задач; предполагает изучение научных концепций и способов деятельности; способствует личностному росту учащихся; и эти изменения, происходящие в психике и поведении, зависят от степени вовлеченности в учебный процесс и личных усилий [4].
Анализ проблемы формирования познавательных УУД у младших школьников показывает, что существует значительный объем теоретических материалов, которые могут служить основой для работы педагогов. Однако, несмотря на это, наблюдается сложность в практическом применении этих знаний в школьной практике. Отсутствуют четкие механизмы решения данной проблемы, а существующие теоретические разработки частично утратили актуальность в связи с изменениями в современной образовательной среде. С психологической точки зрения, этот вопрос рассматривается следующим образом.
В основе концепции универсальных учебных действий лежит психологическая наука, поскольку она предполагает трансформации в психической сфере и сознании ребенка. Для эффективной оценки и структурирования учебного процесса выделяют различные категории УУД: личностные, регулятивные (включая самоконтроль), познавательные и коммуникативные. В рамках этой статьи акцент сделан на развитии познавательных УУД, как ключевых для усвоения необходимого объема информации учащимся. Они охватывают общеучебные умения, логическое мышление, а также навыки формулирования и нахождения решений для задач. Познавательные универсальные учебные действия играют определяющую роль в достижении академических успехов в школе и университете, оказывая при этом влияние на развитие и продуктивность различных видов деятельности, самооценку и профессиональную ориентацию обучающегося.
Какие же навыки охватывают познавательные универсальные учебные действия?
Среди них можно выделить: – способность читать и понимать тексты разных стилей и жанров, соотнося их с поставленными задачами; – способность осуществлять логические операции, такие как сравнение, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей; – способность выявлять существенные различия между объектами и явлениями; – способность применять основные понятия, изучаемые в различных дисциплинах; – способность использовать разнообразные знаково-символические средства для представления информации; – способность творчески решать возникающие перед учащимся проблемы, самостоятельно находить решения. Формирование этих навыков в рамках развития познавательных УУД способствует активизации различных видов памяти, развивает наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и делать заключения. П.Я. Гальперин разработал теорию поэтапного формирования действий и понятий, а также определил этапы формирования УУД, то есть процесс интериоризации действия [5].
Зарождение мотивации, культивирование у учащегося благоприятного восприятия целей и задач изучаемой деятельности, а также содержания предмета. В перспективе эта расположенность может трансформироваться в противоположную, однако на начальном этапе важно пробудить в учащемся живой интерес. Формирование совокупности ориентиров, играющих ключевую роль в эффективном усвоении материала и результативном обучении. Объективация действия в осязаемой форме, когда ориентация и реализация действия происходят с опорой на визуально представленные элементы ориентировочной основы действия. Трансформация действия во внешней коммуникации. Именно переработанные самим учащимся вербальные конструкции становятся фундаментом для последующей самостоятельной деятельности. Переход действия во внешнюю речь "для себя", когда объем произносимых вслух операций сокращается, перемещаясь во внутренний мыслительный план действий. Совершение действия в скрытой речи — фаза умственной активности [3].
Освоение действия, концепции или представления может происходить с сокращением или видоизменением определенных этапов, основываясь на предыдущем опыте учащегося, что ускоряет освоение новых навыков. Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что достижение цели – развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников – не представляется возможным без систематической работы педагога-психолога. Этот специалист должен применять актуальные знания о проблеме, разрабатывать и осуществлять программу по последовательному формированию УУД у учеников на протяжении всего периода обучения [2].
Однако следует отметить ряд сложностей: недостаток исследований, подтверждающих результативность работы педагогов-психологов, а также отсутствие должности психолога во многих школах (особенно в малочисленных), который бы занимался сопровождением учеников. Следовательно, развитие познавательных УУД у младших школьников – это актуальная психолого-педагогическая проблема, требующая решения. Познавательные действия играют важную роль в достижении успеха, влияя на эффективность деятельности, коммуникации, самооценку, формирование смыслов и самоопределение ученика [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
3. Бурмистрова, Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебник для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15400-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568286 (дата обращения: 03.04.2025).
4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21263-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569443 (дата обращения: 03.04.2025).
5. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06562-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561037 (дата обращения: 03.04.2025).
6. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией М. С. Смирновой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 380 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16043-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560626 (дата обращения: 03.04.2025).
7. Миронов, А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса "Окружающий мир" : учебник и практикум для вузов / А. В. Миронов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10596-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565378 (дата обращения: 03.04.2025).
8. Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. — Альманах современной науки и образования. 2015. № 5 (95). С. 129-131.
9. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
10. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры : учебник для вузов / И. В. Патрушева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16292-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563053 (дата обращения: 03.04.2025).
11. Факторович, А. А. Педагогические технологии : учебник для вузов / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09829-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562383 (дата обращения: 03.04.2025).
12. Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования : учебник для вузов / Л. В. Федина. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11273-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566201 (дата обращения: 03.04.2025).
13. Щеулова, Е.А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентангл» / Е.А. Щеулова — Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1793-1795
14. Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37749/ (дата обращения: 03.04.2025).