Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, характеризующемся повышенным уровнем стресса и эмоциональной нестабильности, проблема воспитания эмоциональной сферы подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Умение распознавать, понимать и управлять своими эмоциями является ключевым фактором успешной адаптации к социуму, формирования здоровой личности и достижения личного благополучия. В этом контексте роль физической культуры в эмоциональном развитии школьников сложно переоценить. Уроки физической культуры, помимо развития физических качеств и укрепления здоровья, обладают огромным потенциалом для формирования позитивного эмоционального опыта, обучения навыкам саморегуляции и развития эмоционального интеллекта.
Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости школьников, поэтому наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии.
Проблемой воспитания эмоций занимались многие известные авторы. Например, Л.С. Выготский подчеркивал важность эмоций в процессе обучения и развития личности. Он писал: «Эмоции не просто сопровождают психическую деятельность, а являются ее движущей силой». П.К. Анохин рассматривал эмоции как важный компонент функциональной системы, обеспечивающий адаптацию организма к окружающей среде. Современные исследования в области нейробиологии также подтверждают тесную связь между физической активностью и эмоциональным состоянием.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования ориентирован не только на предметные, но и на личностные результаты обучения. В частности, ФГОС подчеркивает необходимость формирования у школьников «устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению», «адекватной позитивной самооценки и самоуважения», «умения контролировать свои эмоции» и «развития эмпатии». Уроки физической культуры, благодаря своей специфике, предоставляют широкие возможности для достижения этих целей.
Несмотря на значимость проблемы воспитания эмоций у школьников, она остается недостаточно изученной в контексте физической культуры. Существующие исследования в основном посвящены влиянию физических упражнений на психоэмоциональное состояние, но недостаточно внимания уделяется целенаправленному формированию эмоциональной сферы в процессе обучения физической культуре.
Существующая практика преподавания физической культуры в школе часто ориентирована на развитие физических качеств и овладение двигательными навыками, в то время как воспитанию эмоций уделяется недостаточно внимания. Это приводит к противоречию между потребностью школьников в эмоциональном развитии и недостаточной реализацией потенциала уроков физической культуры в этом направлении.
Объект исследования: Процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: Воспитание эмоций у школьников на уроках физической культуры.
Цель исследования: Разработка и теоретическое обоснование рекомендаций по воспитанию эмоций у школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
Проанализировать понятие «эмоция» в психолого-педагогической литературе.
Определить особенности уроков физической культуры в воспитании эмоций у школьников.
Проанализировать педагогический опыт по воспитанию эмоций у школьников на уроках физической культуры.
Разработать рекомендации по воспитанию эмоций у школьников на уроках физической культуры.
Результаты исследования вносят вклад в развитие теории и методики физического воспитания, дополняя представления о возможностях физической культуры в эмоциональном развитии школьников. В исследовании будут обобщены и систематизированы теоретические подходы к пониманию эмоций и их роли в развитии личности (труды Л.С. Выготского, П.К. Анохина, С.Л. Рубинштейна и др.).
Отечественные ученые, такие как П.Ф. Лесгафт, заложили основы теории физического воспитания, подчеркивая его роль в гармоничном развитии личности. Современные исследователи, такие как В.И. Лях, Л.Б. Кофман и др., продолжают развивать эти идеи, рассматривая физическую культуру как важный фактор социализации и формирования здорового образа жизни [13].
Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями физической культуры для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения эмоционального состояния школьников. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации учителей физической культуры и создании методических пособий по воспитанию эмоций у школьников на уроках физической культуры.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, моделирование.
Эмпирические методы: наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках физической культуры.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ понятия «эмоция» в психолого-педагогическом контексте начинается с осознания его неоднозначности. Существует множество подходов к определению этого термина, каждый из которых акцентирует внимание на тех или иных аспектах эмоциональной сферы. Так, в рамках бихевиористской парадигмы, эмоции рассматривались как реакции организма на внешние стимулы, своего рода «поведенческие ответы». Однако такой подход, очевидно, не учитывает субъективный опыт, переживания, которые и составляют суть эмоциональной жизни человека. Более поздние теории, развиваясь в рамках когнитивной психологии, стали уделять больше внимания роли мышления и оценки ситуации в возникновении эмоций [3].
В психолого-педагогической науке понятие «эмоция» занимает центральное место, являясь ключевым фактором, определяющим поведение, мотивацию и общее психическое состояние человека. Однако, несмотря на широкое распространение термина, единого и общепринятого определения эмоций до сих пор не существует. Различные научные школы и подходы предлагают свои интерпретации, акцентируя внимание на различных аспектах этого сложного феномена.
Отечественная психология традиционно рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами человека. Так, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что эмоции являются отражением значимости объектов и ситуаций для субъекта, выражая его отношение к миру. Эмоции, по С.Л . Рубинштейну, не просто сопровождают деятельность, но и активно регулируют ее, направляя поведение в соответствии с потребностями и целями [24]. Эта идея получила дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева, который рассматривал эмоции как сигналы о состоянии деятельности, указывающие на ее успешность или неуспешность в удовлетворении потребностей. Эмоции, согласно А.Н. Леонтьеву, возникают в ситуации рассогласования между имеющимися возможностями и потребностями, сигнализируя о необходимости корректировки действий. [15]
В русле культурно-исторической теории Л.С. Выготский рассматривал эмоции как продукт социокультурного развития, подчеркивая их тесную связь с речью и мышлением. Эмоции, по Л.С. Выготскому, не являются просто врожденными реакциями, а формируются в процессе социального взаимодействия и обучения. Ребенок усваивает культурные нормы выражения эмоций, а также научается использовать эмоции для регуляции своего поведения и взаимодействия с другими людьми. Эта точка зрения акцентирует внимание на социальной природе эмоций и их роли в процессе социализации [9].
В современной российской психологии исследования эмоций продолжаются в различных направлениях. Так, П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно которой эмоции возникают как результат оценки вероятности достижения цели на основе имеющейся информации. Эмоция, по П.В Симонову, является отражением степени удовлетворения потребности в информации, необходимой для достижения цели. Чем больше дефицит информации и чем выше потребность, тем сильнее и негативнее будет эмоция. Эта теория позволяет объяснить широкий спектр эмоциональных явлений, от базовых эмоций до сложных чувств [29].
Е.П. Ильин, рассматривая эмоции в контексте психофизиологии, подчеркивает их связь с вегетативной нервной системой и эндокринной системой. Он отмечает, что эмоции сопровождаются изменениями в частоте сердечных сокращений, дыхании, кровяном давлении и других физиологических показателях. Эти изменения отражают активацию организма в ответ на эмоциональный стимул и подготавливают его к действию. Ильин также подчеркивает индивидуальные различия в эмоциональной реактивности и их влияние на поведение и здоровье человека [12].
В отечественной психологии значительный вклад в изучение эмоций внес Л.С. Выготский. Он рассматривал эмоции не как изолированные психические процессы, а как неотъемлемую часть целостной деятельности сознания. По мнению Л.С. Выготского, эмоции выступают в качестве регуляторов поведения, определяя направленность и интенсивность деятельности. Важным аспектом его теории является идея о культурно-исторической обусловленности эмоций, что означает, что способы выражения и переживания эмоций формируются в процессе социализации и усвоения культурных норм [8].
Развивая идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн подчеркивал роль эмоций в формировании мотивации и ценностных ориентаций личности. С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание на том, что эмоции не просто отражают отношение человека к миру, но и активно формируют это отношение, влияя на выбор целей и способов их достижения. Он также выделял связь эмоций с потребностями человека, отмечая, что возникновение эмоций обусловлено удовлетворением или неудовлетворением потребностей [19].
Другой видный российский психолог, А.Н. Леонтьев, рассматривал эмоции как отражение значимости для субъекта тех или иных событий и явлений. Согласно А.Н. Леонтьеву, эмоции возникают в ситуации, когда субъект сталкивается с препятствием на пути к достижению цели или, наоборот, с неожиданной возможностью. Эмоции, таким образом, сигнализируют о степени успешности деятельности и необходимости корректировки стратегии поведения. Важно отметить, что А.Н. Леонтьев выделял два типа эмоциональных явлений: эмоции и чувства. Эмоции он рассматривал как ситуативные реакции, а чувства – как устойчивые эмоциональные образования, связанные с определенными объектами или ценностями [13].
Зарубежные исследователи также внесли значительный вклад в понимание природы эмоций. У. Джеймс, один из основоположников психологии, предложил периферическую теорию эмоций, согласно которой эмоции возникают как следствие физиологических реакций организма на внешние стимулы. Согласно этой теории, мы не плачем, потому что нам грустно, а нам грустно, потому что мы плачем. Хотя эта теория подвергалась критике за игнорирование роли когнитивных процессов, она оказала значительное влияние на дальнейшее развитие исследований в области эмоций [10].
Другой известный зарубежный психолог, К. Изард, разработал теорию дифференциальных эмоций, согласно которой существует несколько базовых эмоций, таких как радость, печаль, гнев, страх, отвращение, интерес, удивление, стыд и вина, каждая из которых имеет свою специфическую функцию и нейрофизиологическую основу. К. Изард подчеркивал роль эмоций в адаптации человека к окружающей среде и в поддержании психического здоровья [11].
В заключение, стоит отметить, что дальнейшие исследования эмоций в психолого-педагогической науке необходимы для углубленного понимания их природы, функций и роли в развитии личности и обучении. Разработка новых методов диагностики и коррекции эмоциональных состояний, а также внедрение программ развития эмоционального интеллекта в образовательный процесс могут способствовать повышению эффективности обучения и социальной адаптации учащихся.
В контексте педагогики эмоции играют важную роль в процессе обучения и воспитания. Эмоциональное состояние ученика оказывает непосредственное влияние на его познавательную активность, мотивацию и способность к усвоению знаний. Позитивные эмоции, такие как интерес и радость, способствуют повышению мотивации и улучшению результатов обучения. Негативные эмоции, такие как страх и тревога, напротив, могут снижать концентрацию внимания и препятствовать усвоению знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман, Р. И. Валеология физической культуры в школе : монография / Р. И. Айзман, В. М. Ширшова. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2021. – 200 с.
2. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия. – 3-е изд. – Москва : Советская энциклопедия, 2022. – Т. 27. – С. 209–224.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл : Академия, 2007. – 528 с.
4. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого : учеб.-метод. пособие / В. К. Бальсевич. – Москва : Физкультура и спорт, 2020. – 208 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 400 с.
6. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – Москва : Ось-89, 2020. – 224 с.
7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – Москва : Изд-во МГУ, 2020. – 288 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2021. – 536 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва: Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
10. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс ; под ред. Л.А. Петровской. – Москва : Педагогика, 2022. – 368 с.
11. Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард ; пер. с англ. – Москва : Изд-во МГУ, 2020. – 440 с.
12. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания : учебник для институтов физической культуры / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – 486 с.
13. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л. Б. Кофман ; под ред. В. И. Ляха. – Москва : Физкультура и спорт, 2022. – 496 с.
14. Кряж, И. В. Социальная психология личности : учеб. пособие / И. В. Кряж, Ю. Е. Емельянов. – Москва : Знание, 2021. – 128 с.
15. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл : Книга по Требованию, 2016. – 40 с.
16. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт ; под ред. И. Н. Решетень. – Москва : Педагогика, 2023. – 400 с.
17. Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 4. – С. 11–14.
18. Лях, В. И. Физическая культура в начальных классах : учебное пособие / В. И. Лях. – Москва : Просвещение, 2024. – 225 с.
19. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2023. – 688 с.
20. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – Москва : Российский открытый университет, 1992. – 224 с.
21. Платонова, Н. Н. Телесный резонанс как основа эмпатии / Н. Н. Платонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 68–77.
22. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс ; пер. с англ. М. Ищенко. – Москва : Прогресс, 2021. – 480 с.
23. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – Москва : Прогресс, 1994. – 480 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 712 с.
25. Саловей, П. Эмоциональный интеллект / П. Саловей, Дж. Майер // Imaginat Cogn Pers. – 2020. – № 9 (3). – С. 185–211.
26. Саловей, П. Эмоциональный интеллект / П. Саловей, Дж. Майер // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 3–18.
27. Селигман, М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман ; пер. с англ. – Москва : АСТ, 2024. – 352 с.
28. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Москва : Прогресс, 2021. – 126 с.
29. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П. В. Симонов. – Москва : Наука, 2021. – 216 с.
30. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – Москва : Академия, 2022. – 368 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 07.04.2025).
32. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – Санкт-Петербург : Питер, 2023. – 256 с.