Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система специального образования направлена на создание условий для максимально полного развития каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, включая обучающихся с нарушением интеллекта. Одним из ключевых направлений коррекционной работы с данной категорией детей является формирование и развитие речи, в том числе словарного запаса, который обеспечивает понимание окружающего мира, успешное усвоение учебной программы и эффективное общение.
Пассивный словарь является основой речевой деятельности ребёнка. Он включает слова, которые ребёнок узнаёт и понимает при восприятии чужой речи, но ещё не использует самостоятельно. От сформированности пассивного словаря зависит способность ребёнка к адекватному восприятию информации, правильному пониманию инструкций, построению связных высказываний, что особенно важно на этапе школьного обучения.
У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается выраженная ограниченность пассивного словаря, что обусловлено особенностями их познавательной сферы, снижением познавательной активности, замедленным темпом обработки информации, а также недостаточным языковым опытом. Всё это приводит к нарушению понимания обращённой речи, затруднениям в овладении учебными знаниями и навыками, недостаточной сформированности грамматического строя речи и ограниченности активного словаря.
Формирование пассивного словаря у данной категории обучающихся представляет собой сложную и многоуровневую задачу, требующую системной логопедической работы. Для достижения положительного результата необходимо учитывать уровень речевого и интеллектуального развития, особенности восприятия и памяти, объём имеющегося словаря, а также индивидуальные потребности каждого ребёнка. Эффективность логопедической коррекции во многом зависит от правильно подобранных методов, приёмов и содержания занятий.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью поиска эффективных методов коррекционной работы по формированию пассивного словаря у младших школьников с нарушением интеллекта. Решение данной проблемы способствует успешной социализации детей, облегчает их адаптацию в образовательной среде, обеспечивает основу для дальнейшего развития речевой деятельности и мышления.
Цель курсовой работы — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по формированию пассивного словаря у младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования — речевое развитие младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования — процесс формирования пассивного словаря у младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогические особенности развития словаря у младших школьников.
2.Описать специфику формирования пассивного словаря у детей с нарушением интеллекта.
3.Провести логопедическое обследование уровня сформированности пассивного словаря у младших школьников с умственной отсталостью.
4.Разработать и апробировать систему логопедических занятий, направленных на обогащение пассивного словаря.
5.Оценить эффективность предложенной системы коррекционной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, наблюдение, логопедическое обследование, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений, включающих речевые карты, материалы обследования и конспекты логопедических занятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Психолого-педагогические основы развития пассивного словаря у детей младшего школьного возраста
Период младшего школьного возраста является критическим этапом речевого и интеллектуального развития ребёнка. Именно в этом возрасте происходит активное пополнение словарного запаса, усвоение новых понятий и формирование основ понятийного мышления. Особую роль в процессе речевого развития играет пассивный словарь, который охватывает слова, воспринимаемые и узнаваемые ребёнком, но ещё не используемые им в собственной речи.
С психолого-педагогической точки зрения пассивный словарь выполняет несколько важнейших функций: он обеспечивает понимание обращённой речи, является опорой при усвоении новых знаний, способствует формированию активного словаря и подготовке к связной речи. Пассивный словарь — это своеобразный "запас прочитанного и услышанного", который формирует основу лексико-семантической компетенции младшего школьника.
Формирование пассивного словаря тесно связано с уровнем познавательной активности, мотивации, особенностями восприятия, внимания и памяти. По мнению Е.А. Стребелевой, в младшем школьном возрасте происходит качественный скачок в развитии понятийного аппарата, активизируется мыслительная деятельность, расширяется кругозор, что способствует усвоению и закреплению новых слов и понятий в пассивном словаре ребенка [1, с. 56].
Развитие пассивного словаря зависит и от уровня сформированности фонематического восприятия, грамматического строя речи, способности к обобщению и классификации. Как указывает О.С. Ушакова, только при условии достаточного уровня речевого и познавательного развития у ребёнка
Фрагмент для ознакомления
3
1.Мастюкова Е. В. Дети с нарушением интеллекта: развитие, обучение, воспитание. — М.: Владос, 2008. — 208 с.
2.Ушакова О. С. Развитие речи у младших школьников: методические рекомендации для логопедов. — М.: Просвещение, 2019. — 128 с.
3.Ткаченко Т. А. Формирование лексической стороны речи у детей: методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2020. — 144 с.
4.Матвеева Е. И. Возрастные особенности речевого развития младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 2018. — 160 с.
5.Лубовский В. И. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 2007. — 240 с.
6.Левина Р. Е. Дети с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 2011. — 256 с.
7.Туманова Т. В. Лексико-грамматические нарушения у детей с интеллектуальными нарушениями. — СПб.: Речь, 2020. — 208 с.
8.Левченко Н. А. Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта: Логопедический подход. — М.: Академкнига, 2020. — 192 с.
9.Перова М. Н. Методы и приёмы диагностики речевого развития у детей с ОВЗ. — М.: Владос, 2021. — 144 с.
10.Бурдина Е. В. Логопедическая работа с детьми с ОВЗ: методика формирования словаря. — СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 176 с.
11.Волкова Л. С. Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта. — М.: Академия, 2020. — 192 с.
12.Ляшенко О. Л. Коррекционная педагогика и логопедия: теория и практика. — М.: Владос, 2020. — 256 с.
13.Бурева Н. Л. Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта: современные подходы. — СПб.: Речь, 2021. — 220 с.