Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе проблемой для изучения выбрано неоптимальное распределение ресурсов между их поставщиками и потребителями. Если эти ресурсы однородны по своему составу, например, грузы, то в этом случае рассматривается транспортная задача. Суть этой задачи состоит в том, что необходимо получить оптимальный план перевозок грузов от поставщиков к потребителям согласно выбранного критерия оптимальности. Критерий оптимальность выражает тот показатель, по которому будет проводиться оптимизация (улучшение) плана. Чаще всего, это минимизация транспортных затрат на доставку груза от поставщиков к потребителям.
Тема является достаточно актуальной в современных условиях, потому что решение транспортной задачи помогает оптимизировать транспортно-логистические затраты, а поскольку современная экономика характеризуется большей частью сетевыми организационными структурами, оптимизация затрат при транспортных потоках грузов между отдельными субъектами сетевой организационной структуры является актуальной задачей.
Анализ источников и литературы по теме курсовой работы показывает, что тема не перестает быть актуальной среди специалистов математического моделирования на протяжении последних пятнадцати лет. Изучении теоретических и методических подходов к обоснованию и решению транспортной задачи осуществлялось автором на основе изучения работ Агаповой Е.Г. [1], Бахвалова С.В. [2], Борисовой Е.А. [3], Гладкова Л.А. [4], Едыгарова И.А. [5], Ельдештейна Ю.М. [6], Ермошина Н.А. [7], Карганова С.А. [8], Кондратьева Ю.Н. [9], Кононыхиной А.Д. [10], Курзиной В.М. [11], Лебедевой Л.В. [12] и др. Анализ источников и литературы показывает, что современными приемами обоснования и решения транспортной задачи являются использование методического инструментария нечетких множеств, генетических алгоритмов, имитационного моделирования и разнообразных компьютерных программ
В качестве объекта изучения курсовой работы выбраны поставщики и потребители ресурсов грузов, которые необходимо распределить в плане перевозок оптимально с точки зрения минимизации их стоимости. Предмет курсовой работы – транспортная задача.
Цель курсовой работы – подробно изучить алгоритм решения транспортной задачи и рассмотреть его практическое использование на примере поставщиков и потребителей.
Задачи:
- дать общую характеристику транспортно-распределительной задачи;
- рассмотреть способы нахождения опорного и оптимального плана транспортной задачи;
- получить решение транспортной задачи методом потенциалов на примере конкретных объектов (поставщиков и потребителей;
- по результатам изучения алгоритма решения транспортной задачи сделать обоснованные выводы и рекомендации.
Основой методики исследования в данной курсовой работе выступил прием моделирования. Модель – это копия реального объекта или процесса. В данном случае рассматривается модель процесса доставки грузов от поставщиков к потребителям по минимальной стоимости.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ
Задачи по распределению ресурсов относятся к распределению ресурсов для выполнения работы. Задачи этой категории возникают, когда имеющихся ресурсов недостаточно для наиболее эффективного выполнения каждой работы. Поэтому цель решения задачи - найти такое распределение ресурсов, которое минимизирует общие затраты на выполнение работы или максимизирует общий доход, как это отражено в работах В.И. Левина [13, c. 439], В.Н. Луценко [14, c. 50], М.А. Мамаева [15, c. 53].
Типичная распределительная задача приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Типичная распределительная задача
Работы, которые нужно выполнить Объём
Ресурсы J1 J2 ... Jj ... Jn имеющихся
ресурсов
R1
R2
...
Ri
...
Rm
C1,1
C2,1
...
Ci,1
...
Cm,1
C1,2
C2,2
...
Ci,2
...
Cm,2
...
...
...
...
...
...
C1,j
C2,j
...
Ci,j
...
Cm,j
...
...
...
...
...
...
C1,n
C2,n
...
Ci,n
...
Cm,n
b1
b2
...
bi
...
bm
Объём требуемых ресурсов a1 a2 ... aj ... an
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Е.Г., Попова Т.М. Решение транспортной задачи с нечетко определёнными тарифами // IJAS. 2021. №1. С. 34-44
2. Бахвалов С.В., Маланова Т.В., Янхаев Д.В. Транспортная задача с ограничением на время перевозок // Информационные и математические технологии в науке и управлении. 2024. №2 (34). С. 82-89
3. Борисова Е.А., Финаев В.И. Разрешимость триаксиальной транспортной задачи с нечеткими параметрами // Известия ЮФУ. Технические науки. 2007. №1. С. 5-8
4. Гладков Л.А., Гладкова Н.В. Гибридный алгоритм решения динамических транспортных задач // Известия ЮФУ. Технические науки, 2015. №6 (167). С. 180-191
5. Едыгаров И.А. Задачи с транспортной интерпретацией из разных классов сложности // Вестник науки. 2023. №12 (69). С. 152-158
6. Ельдештейн Ю. М., Шапорова З. Е. Задача оптимизации транспортной схемы // Вестник КрасГАУ. 2015. №1. С. 94-97
7. Ермошин Н.А., Лазарев Ю.Г. Многокритериальная оптимизация в задачах транспортного планирования // Технико-технологические проблемы сервиса 2017. №1(39). С. 58-62
8. Карганов С.А. Решение транспортных задач методом структурной оптимизации // УЭкС. 2012. №7 (43). С. 1-8
9. Кондратьев Ю.Н. Решение транспортной задачи в среде Excel-7.0 // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ, 2003. №1. С.55-57
10. Кононыхина А.Д. Методы решения транспортных задач в различных программах // Экономика и социум, 2015. №1(14). С. 648-649
11. Курзина В.М., Курзин П.А. Оценки оптимальности решения транспортной задачи // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2005. №2. С. 156-157
12. Лебедева Л.В. О разработке учебных задач по теме «Транспортная задача линейного программирования» // Интерактивная наука, 2016. № 6. С. 71-76
13. Левин В.И. Транспортная задача, линейного программирования с интервальными параметрами // Вестник российских университетов. Математика. 2001. №4. С. 438-441
14. Луценко В.Н. Генетический алгоритм решения транспортной задачи // Известия ЮФУ. Технические науки, 1996, № 1. С. 49-53
15. Мамаев Э. А., Чеботарева Е. А. Математическая модель организации эксплуатационной работы в задачах повышения пропускной способности железнодорожного участка // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2025. Т. 22. Вып. 1. С. 60–74.
16. Монтлевич В.М., Бородинова И.А. О некоторых постановках много продуктовых транспортных задач // Вестник Самарского государственного университета, 2008. №7 (66). С. 86-93
17. Найденышева Е. Г. Математические методы в экономике: вопросы и ответы [Текст]: учебное пособие / Е. Г. Найденышева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2017. – 112 с.
18. Нуркаева А.В. Методы многокритериальной оптимизации транспортной задачи // Инженерный вестник Дона, №1 (2018). – URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4705
19. Петрунин С.В. О решении транспортных задач большой размерности // Научный вестник МГТУ ГА: серия Менеджмент, экономика, финансы, 2008. № 131. С. 183-185
20. Петрунин С.В., Кренева Г.В. Метод решения открытых транспортных задач // Научный вестник МГТУ ГА, 2014. № 202. С. 58-60
21. Погодин И.Е. О решении задач оптимального планирования. Транспортные задачи с «диагональными» условиями // МНИЖ. 2015. № 3-1(34). С. 16-17
22. Раскин Л.Г., Серая О.В., Дунаевская О.И. Нечеткая модель нелинейной многоиндексной транспортной задачи // Восточно-Европейский журнал передовых технологий, 2012. № 6/4 (60). С. 15-17
23. Рудин Р.Ю. Решение транспортных задач с помощью имитационного моделирования // Достижения науки и образования. 2016. №11 (12). С. 12-16
24. Ручинская Ю.С., Панкратова Е.В., Ковалева К.А. Транспортная задача и ее применение в ООО «Виктория» // Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. С. 325-338
25. Силкина Г.Ю. Математические методы в экономике и управлении = Mathematical methods in economics and management : Mathematical methods in economics and management : учебное пособие / Г. Ю. Силкина, В. Н. Юрьев ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2019. – 78, [1] с.
26. Черников Ю.Г., Трушин А.Е., Изварин М.Е. Черникова Е.Ю. Автоматизированное составление математических моделей транспортных задач // ГИАБ. 2005. № 11. С. 212-215
27. Черняк Ж.А., Черняк А.А. Графовый алгоритм решения транспортных задач // Доклады БГУИР, 2006. №1(13). С. 76-90