Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Анализ понятия «экологические представления» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Роль игровой деятельности в формировании экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста 11
1.3. Методические рекомендации по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста 17
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Процесс формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 23
2.1. Анализ процесса формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 23
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.3. Динамика результатов формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста 31
Вывод по 2 главе 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38
Фрагмент для ознакомления
2
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста — это важнейшее направление современного дошкольного образования, ориентированного на гармоничное развитие личности, воспитание любви к природе, понимания ее значимости и осознанного поведения в окружающем мире. Одним из наиболее эффективных средств достижения этих целей выступает игровая деятельность. Именно в игре ребёнок получает первые представления о мире, усваивает социальные нормы, учится взаимодействовать с другими и формирует начальные экологические знания и ценности.
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте занимает центральное место в развитии ребёнка. Как отмечал Л.С. Выготский, именно игра становится ведущим видом деятельности на этом возрастном этапе, благодаря которому ребёнок осваивает окружающую действительность [Выготский, 2021]. Игра обеспечивает мотивационную вовлечённость, активность, эмоциональную насыщенность, что делает её особенно подходящей для экологического воспитания. Дети не просто усваивают информацию о природе, а проживают её в сюжетах, вживаются в роли животных, растений, природных явлений, что способствует формированию личностно окрашенных, прочных экологических представлений.
Разработка и реализация методики использования игры для формирования экологических представлений требует учёта возрастных и психологических особенностей младших дошкольников. По мнению Н.Н. Поддъякова, дети этого возраста обладают ограниченными возможностями абстрактного мышления, но в то же время отличаются высокой восприимчивостью к эмоционально-насыщенной информации [Поддъяков, 2022]. Поэтому экологическое содержание должно подаваться через яркие образы, доступные сюжеты, эмоционально значимые ситуации.
Наиболее эффективными формами игровой деятельности для формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста являются дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и театрализованные игры. Каждая из этих форм имеет свои особенности и потенциал в развитии экологического мышления и отношения к природе.
Дидактические игры позволяют знакомить детей с основными природными объектами и явлениями, закреплять знания о временах года, растениях, животных, явлениях погоды. Такие игры, как «Найди домик для зверюшки», «Кто где живет», «Собери урожай», активизируют внимание, память, мышление и создают условия для начального классифицирования объектов природы. По мнению Т.И. Бабаевой, дидактические игры способствуют структурированию и систематизации знаний о природе, формируют у ребёнка базу для последующего экологического анализа [Бабаева, 2020].
Сюжетно-ролевые игры обеспечивают эмоциональное погружение в природные сюжеты. В них ребёнок может представить себя лесником, зоологом, садовником, пчёлкой или деревом. Такая форма деятельности позволяет моделировать экологически значимые ситуации, тренировать умение заботиться о природе, принимать на себя экологически ориентированные роли. Например, в игре «Лесная аптека» дети заботятся о растениях и животных, учатся распознавать лекарственные травы. Эти игры способствуют развитию эмпатии, чувства ответственности, ценностного отношения к природе. Как подчёркивает Н.Н. Авдеева, сюжетно-ролевая игра формирует у ребёнка способность к моральной оценке поведения человека по отношению к природе [Авдеева, 2021].
Подвижные игры с экологическим содержанием не только способствуют физическому развитию, но и помогают освоить знания о природе через движение. Играя в «Птицы и кошки», «День и ночь», «Перелетные птицы», дети учатся различать виды животных, особенности их поведения и условий жизни. Это особенно важно для младших дошкольников, которым важно двигаться и активно действовать. По мнению А.Г. Рузской, сочетание двигательной активности и познавательного содержания позволяет достигать высоких результатов в формировании устойчивого интереса к природе и экологически грамотного поведения [Рузская, 2023].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Формирование экологической культуры у дошкольников / Н. Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 4. – С. 12–18.
2. Бабаева, Т. И. Развитие познавательной активности детей в игре / Т. И. Бабаева // Педагогический вестник. – 2020. – № 3. – С. 25–30.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 400 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Виноградова. – Москва : Академия, 2021. – 96 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2023. – 174 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2021. – № 6. – С. 62-76.
7. Глазачев, С. Н. Экологическая культура: сущность, структура, пути формирования / С. Н. Глазачев // Непрерывное экологическое образование. – 2020 – Вып. 1. – С. 24-41.
8. Гроос, К. Игры животных / К. Гроос. – Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2022. – 272 с.
9. Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. – Москва : Московское психологическое издательство, 2020. – 314 с.
10. Ермаков, Д. С. Основы экологического образования / Д. С. Ермаков. – Москва : МНЭПУ, 2021. – 160 с.
11. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный. – Москва : Просвещение, 2020. – 160с.
12. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников / И. Д. Зверев. – Москва : Педагогика, 2023. – 160 с.
13. Концепция дошкольного воспитания / В. В. Давыдов, В. А. Петровский, [и др.]. – Москва : Просвещение, 2021. – 48 с.
14. Моисеев, Н. Н. Экология человечества глазами математика / Н. Н. Моисеев. – Москва : Молодая гвардия, 2021. – 254 с.
15. Монтессори, М. Саморазвитие ребенка в подготовленной среде / М. Монтессори. – Москва: Просвещение, 2021. – 200 с.
16. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : работа с детьми сред. и ст. групп : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва : Просвещение, 2021. – 208 с.
17. Орр, Д. В. (Orr, David W.). Earth in Mind: On Education, Environment, and the Human Prospect / David W. Orr. – Washington, D.C. : Island Press, 2024. – 304 с.
18. Палмер, Д. (Palmer, J.). Environmental Education in the 21st Century: Theory, Practice, Progress and Promise / J. Palmer. – London: Routledge, 2022. – 298 с.
19. Пиаже, Ж. Ребенок открывает мир: Исследования раннего развития / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. – Москва : Педагогика, 2021. – 176 с.
20. Рузская, А. Г. Подвижные игры в экологическом воспитании дошкольников / А. Г. Рузская // Дошкольное образование. – 2023. – № 5. – С. 34–40.
21. Симонова, Л. П. Педагогические основы экологического образования в начальной школе / Л. П. Симонова. – Москва : Прометей, 1994. – 144 с.
22. Стерн, П.С. (Stern, Paul C.). Psychology and Global Environmental Change: Research Needs and Priorities / Paul C. Stern // Американский психолог. – 2022. – Т. 47, № 7. – С. 977-986.
23. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет / О. С. Ушакова. – Москва : Сфера, 2020. – 176 с.
24. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2021. – 360 с.
25. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Санкт-Петербург : Ленато, 2022. – 592 с.