Фрагмент для ознакомления
2
Патриотическое воспитание всегда было одной из важнейших задач общества, так как любовь к Родине, ее благополучие и благоустройство во многом зависят от подрастающего поколения. Для решения этой проблемы необходимо формировать и развивать устойчивые гражданские качества личности. К ним относятся ответственность, трудолюбие, амбиции, человечность и другие. Эта проблема приобретает особую актуальность в современном обществе, когда старые идеалы разрушаются, а новые идеи не изобретаются. Сегодня патриотизм определяется как преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к жертвам и поступкам на благо своей Родины. Чтобы привить молодёжи любовь к Родине и сформировать у них патриотические чувства, необходимо использовать разнообразные методы. В школах и университетах вводятся специальные курсы, посвящённые истории, культуре и государственному устройству страны. Молодые люди активно вовлекаются в волонтёрские проекты, работают с ветеранами, участвуют в восстановлении памятников. Организуются спортивные соревнования и военно-патриотические игры. Поддерживаются клубы и молодёжные организации, изучающие историю и культуру. Проводятся конкурсы и фестивали, демонстрирующие культурное богатство страны. Развиваются военно-патриотические организации, такие как поисковые отряды и кадетские корпуса. Активно используются интернет-технологии для распространения патриотического контента. Важно помнить, что фундамент патриотизма закладывается в семье, где родители своим примером воспитывают любовь к Родине.
Актуальность памятников героям Великой Отечественной войны в исторической памяти потомков заключается в ряде факторов. Памятники не дают забыть о подвиге соотечественников, отдавших свою жизнь за Родину. Они служат наглядным свидетельством мужества и героизма народа. Памятники играют важную роль в формировании патриотизма, нравственных ценностей и любви к Родине. В современном мире есть тенденция к «переписыванию» истории, что ведёт к «стиранию» памяти подрастающих поколений. Памятники являются доказательством истинной истории, не подверженной искажению. Удаление из памяти поколений объединяющих событий ведёт к разрыву веками сложившихся связей между семьями, регионами и целыми народами. Памятники Великой Отечественной войны являются важным инструментом в патриотическом воспитании и образовании. Они не только напоминают о героизме и жертвах войны, формируя чувство гордости за страну и её народ, но и способствуют формированию нравственных ценностей и любви к малой родине. Интеграция этих памятников в учебный процесс позволяет студентам не только получать знания, но и ощутить свою причастность к истории, а экскурсии и посещения памятных мест вызывают эмоциональные переживания, укрепляющие патриотические чувства.
Таким образом, актуальность памятников героям Великой Отечественной войны связана с необходимостью сохранения исторической памяти, патриотического воспитания и укрепления связей между поколениями.
Объект исследования - памятники героям Великой Отечественной Войны (ВОВ) в г. Екатеринбурге.
Предмет исследования - организация сохранения исторической памяти, патриотического воспитания и укрепления связей между поколениями.
Цель исследования – анализ роли памятников героям Великой Отечественной войны в исторической памяти потомков.
Задачи исследования:
проанализировать особенности исторической памяти;
рассмотреть направления сохранения исторической памяти потомков;
исследовать памятников героям Великой Отечественной войны в исторической памяти потомков г. Екатеринбурга.
Методы исследования: анализ, синтез.
Теоретическая основа исследования представлена научными материалами, нормативно-правовыми актами.
Структура работы определяется поставленными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографический список.
В эпоху всеобщего распространения интернета, когда подростки 12-16 лет черпают информацию преимущественно из онлайн-источников, особенно важно обеспечить доступ к достоверным и неискаженным сведениям, в том числе об истории.
Особую тревогу вызывает целенаправленная деятельность некоторых западных стран и некоммерческих организаций в интернете, направленная на принижение роли советского народа в победе над фашизмом и искажение исторических фактов. Эта «перепись» истории угрожает памяти подрастающего поколения, которое является основной целевой аудиторией для подобной дезинформации. В связи с этим, патриотическое воспитание молодежи становится одной из ключевых задач школьного образования.
Если раньше ветераны Великой Отечественной войны могли лично делиться своими воспоминаниями со школьниками, то сегодня, с каждым годом, свидетелей тех событий становится все меньше. Историческая память о войне постепенно размывается и теряет свою остроту.
Патриотизм – это фундамент сильного государства. Поэтому патриотическое воспитание молодежи – приоритетная задача как государства, так и системы образования.
В этих условиях памятники, посвященные героическим страницам нашей истории, приобретают особую значимость в школьном образовании. Они служат мощным инструментом для формирования гражданственности, патриотизма, нравственных ценностей и любви к Родине.
Памятники воинам и событиям Великой Отечественной войны – это наглядное свидетельство мужества и героизма советского народа, место, где можно почтить память павших за будущее страны. Они представляют собой неоспоримое доказательство истинной истории, не подверженной искажениям и манипуляциям в цифровом пространстве.
Успешное формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, любви к малой родине возможно до тех пор, пока у учащихся выработаны соответствующие навыки и поведенческие привычки, а именно собственный опыт этих отношений. Каждый опыт развивается через длительную практику различных видов деятельности и поведения. Поэтому необходимо вовлекать в различные практические мероприятия, связанные с проявлением патриотизма.
В России, начиная с 1990-х годов, наблюдается всплеск интереса к изучению коллективной, культурной и исторической памяти, а также «мест памяти». Этот период характеризуется как переосмыслением классических теорий, так и появлением новых работ, отражающих современное понимание этих концепций. Важную роль в становлении и развитии российской историографии, посвященной сохранению памяти, сыграли зарубежные ученые. Ключевой фигурой в теории исторической памяти является французский социолог Морис Хальбвакс, который подчеркивал социально-коммуникативную природу воспоминаний. Посещение мест, связанных с историческими событиями, и участие в соответствующих ритуалах рассматриваются как эффективный способ укрепления исторической памяти .
К концу 2010-х годов глобализация все чаще стала восприниматься негативно из-за ее противоречивых последствий. Особенно остро ощущается кризис в духовной сфере, который угрожает уникальности местных культур, размывает национальную идентичность и ослабляет суверенитет государств. Поэтому общество и государство уделяют повышенное внимание исторической памяти и способам ее сохранения.
В современной России, учитывая внутренние и внешние факторы, для анализа публичных дискуссий о прошлом (включая концепции, практики увековечивания памяти и формирование целостного взгляда на историю) необходимо использовать понятия «политика исторической памяти» и «историческая политика» .
За последние 30 лет в России произошел пересмотр отношения к советскому прошлому: от отрицания к осторожному принятию и переосмыслению его как неотъемлемой части исторической памяти. Это необходимо для формирования национальной идентичности, особенно важной в эпоху «постправды». Принятие советского прошлого не означает полного согласия со всеми его интерпретациями, но подразумевает признание его как части нашей истории со всеми ее сложностями и противоречиями.
Сегодня в России политика памяти проявляется в том, как власть отмечает важные для себя события и организует публичные церемонии. Необходимо четко определить роль исторической памяти как теоретического инструмента и ее значение для современного общества. Эмоциональное воздействие, усиленное мультимедийными технологиями, играет все большую роль в передаче исторического опыта. Медиатехнологии, используя «постправду» и «постпамять», стремятся заменить рациональное мышление публики эмоциональными потрясениями. Российские историки должны противостоять этим манипуляциям, используя историческую память как научный инструмент и как способ сохранения подлинной истории. Эта борьба за умы происходит в информационном пространстве, где сложно отследить и нейтрализовать дезинформацию .
Возрастающее внимание к вопросам культурного наследия обусловлено не только изменениями, происходящими в современной России. Это также реакция на глобализацию, которая проникает во все аспекты жизни и угрожает размыванием уникальных региональных, национальных и исторических особенностей. В результате, местные культуры, включая национальные, региональные, субкультуры и традиции различных этнических групп, оказываются в уязвимом положении, не имея достаточной защиты со стороны государства. Доминирование унифицированной глобальной культуры представляет опасность для локальных культур, которые не имеют юридически закрепленного статуса и, следовательно, не обладают достаточной устойчивостью .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бестужев А.Ф. Опыт военного воспитания относительного благородного юношества, начертанный по распоряжению знаменитого итальянского законоискусника Филанджери, писавшего о науке законодательства, дополненный краткими рассуждениями и нужными примечаниями к предмету воспитания. СПб., 1803. С. 75.
2. Буханцов В. В. Государство в системе национальной идеологии / В. В. Буханцов, М. В. Комарова // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6, № 3. С. 3537
3. Военная педагогика: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. 504 с.
4. Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алёхина. – М.: ВУ, 2015. 413 с.
5. Военно-педагогическая диагностика (теория, опыт, проблемы): учебное пособие / А.В.Барабанщиков, П.П. Дерюгин. – М.: ВУ, 1995. 108 с.
6. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы. – М.: МПСИ, 2008. 336 с.
7. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Патриот. - 2015. № 6 С. 59.
8. Голунов С.И. Патриотическое воспитание в России: за и против // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 258–273.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.kodeks.ru/document/ 901781482
10. Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: дис. д-ра пед. наук. - М.: ВПА, 1977. С. 96.
11. Деникин, А.В. Профессионально-нравственный идеал офицера внутренних войск: аксиологические и военно-профессиональные основания / А.В. Деникин, Е.И. Федак, Е.В. Андриянов. - М.: Лаборатория «ОП», 2014. 150 с.
12. Егорова Е.А. Личностное развитие кадет в процессе военно-патриотического воспитания // Академия профессионального образования. - 2017. № 6. С. 70.
13. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2015. № 8 С. 17.
14. Игнатов В. С. Военно-патриотическое воспитание советских воинов посредством киноискусства/B.C. Игнатов. М.: изд. ВПА, 2014. 123с.
15. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма / Н.М. Ильичев // Вестник Российского философского общества. 2013. №3. С.84-89.
16. Караваева Е.А. Создание Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации, анализ ее функций и полномочий // Правопорядок: истории, теория, практика – 2017 - URL https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-federalnoy-sluzhby-voysk-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii-analiz-ee-funktsii-i-polnomochiy (дата обращения: 05.04.2025 г.)
17. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 2014. №5. С. 52.
18. Козырев, С. А. Организация патриотического воспитания в суворовских военных училищах войск НКВД (МВД) СССР // Личность как объект психологического и педагогического воздействия : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 года, г. Уфа) : в 2 ч. Ч. 1. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 131–133.
19. Кондаков И. В. Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И. В. Кондаков. М.: Наука, 2015. 751 с.
20. Кононова И.А., Голованов А.Г. Военно-патриотическое воспитание кадетов // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2017. № 1-2 (23). С. 67-72.
21. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 г.) : проект [Электронный ресурс]. – URL:https: https://textarchive.ru/c-2362910.html. (дата обращения: 05.04.2025 г.)
22. Кругликова Г. А. Культурное наследие урала: сохранение исторической памяти (к постановке проблемы) // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы ХIV Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 16–17 ноября 2020 г. : в 2-х т.омах Т. 2. Екатеринбург: ООО Изд-во УМЦ УПИ, 2020. С. 344-351.
23. Куликова С. А., Кирносов И. Д. Охрана исторической памяти как институт конституционного права: российский и зарубежный опыт // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 65–72.
24. Лавренюк А.Н. Особенности военно-патриотического воспитания кадет в современных условиях // Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен: материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.В. Ковалевой. – СПб, 2018. - С. 208
25. Лигостаев А. Г. О патриотизме в американском и российском кино / А. Г. Лигостаев // Свободная мысль. 2015. № 11. C. 161-164.
26. Ликучева А.В. Военно-патриотическое воспитание кадет на базе краснознаменного учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова // Воспитание в современной образовательной среде материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ленинградский областной институт развития образования. Спб, 2015. С. 280-284
27. Малышко, К. Ленинградское (Петродворцовое) СВУ и Ташкентское СВУ // Сыны Отечества. 2001. № 6 (45). С. 59-61.
28. Мамаев Н. Растим патриотов во славу Отечества //Северный луч. - 2013. C.29.
29. Огоновская И. С. Коммеморативные практики как инструмент сохранения памяти о военной истории России / И. С. Огоновская. — Текст: непосредственный // Одна на всех трагедия и одна Победа. Международная научно-практическая конференция к 80-летию начала Великой Отечественной войны. Оренбург, 28-29 мая 2021 г. : сборник статей. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2021. — С. 237-241.
30. Памятники Екатеринбурга ВОВ. URL: https://sosbs.ru/bases/bookshelf/virtualnye-vystavki-i-obzory/?ELEMENT_ID=5513 (дата обращения: 05.04.2025 г.)
31. Попп И.А., Шахнович И.С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 42-49.
32. Развитие взаимодействия образовательных организаций и военно-патриотических объединений с воинскими частями: методическое пособие для образовательных организаций / авт. коллектив: Голованов В.П., Николаев Г.Г. под общ.ред. В.П. Голованова. Москва, 2017 144 с.
33. Рубин В. А. Историческая память в военных монументах: историографический обзор // Докумен т. Архив. История. Современность : сб. науч. тр. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. Вып. 16. С. 199-211.
34. Токарева Е. А. Историческая память, практики коммемораций и современная политическая история // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 3 (39). С. 28–36.
35. Шагиева Ю. Использование символики в военно-патриотическом воспитании кадетов в лицее имени Пушкина // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2017. Т. 2. № 2 (2). С. 30
36. Шистерова О.В.Внедрение инновационных форм и методов военно-патриотического воспитания при организации деятельности поискового отряда «Кадет» // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. Чебоксары, 2018. С. 79-82.