Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации гласит, что "Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. «Важнейшей задачей социального государства является защита отцовства, материнства и детства (часть 2, статья 7).
В современном обществе детские дома считаются одной из важнейших проблем. Гуманистические идеи используются для изучения этой проблемы сиротства. Эти идеи сформулированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Жизнь сирот — важная проблема и направление в современном мире. Социальные сироты. Такие дети нуждаются в социальной поддержке.
Важность темы моей курсовой работы заключается в том, что социальная поддержка сирот и их защита — одна из важнейших задач в нашем обществе. Многие проблемы, такие как экономические, политические и социальные, привели к увеличению числа семей с разным уровнем дохода в нашей стране. В связи с этим возникали такие ситуации, как отказ от детей из-за отсутствия возможности их накормить и обеспечить всем необходимым для их развития. Изучение форм устройства детей в новую семью является ключом к совершенствованию семейной политики в нашей стране.
По данным Государственного комитета статистики, в настоящее время в России насчитывается около 700 000 сирот и официально признанных детей, оставшихся без попечения родителей. Это около 2,5% от общего числа детей в возрасте от 0 до 18 лет.
Сироты, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, показали, что такое образование очень бессильно в решении проблем. Из-за этого они не готовы к самостоятельной жизни, у таких детей возникает много проблем. Им сложно создать собственную семью, получить профессию, найти свое место в обществе. Основной причиной этого является отсутствие навыков социализации в обществе, которые развиваются в семье.
Проблема оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и их социально-правовой защиты требует совместных усилий государства, социальных работников и психологов в разработке методов работы с детьми в детских домах и приютах.
Целью исследования по данной теме является оказание социальной поддержки детям-сиротам в Российской Федерации. Выявление недостающих законов (пробелов) в законодательстве и разработка предложений по законодательству, а также упрощение процедуры согласования.
Для достижения нашей цели потребуются следующие задачи:
- определение понятий «сироты», «социальная поддержка», «социальная защита», «усыновление».;
- анализ целей и задач социальной поддержки сирот;
- анализ особенностей правового статуса сирот в Российской Федерации;
-- изучение нормативно-правовой базы
- изучение обеспечения сирот;
- изучение института приёмных семей;
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с политикой государства в отношении сирот.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие социальную поддержку сирот.
Метод исследования: анализ нормативно-правовой базы, научной литературы, научных статей.
Учитывая актуальность проблемы для России, исследованность темы представляется значительной. Отдельные стороны практической организации социальной поддержки сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также их социально-юридической защиты, нашли отражение в трудах ряда ученых. В частности, вопросы социализации указанной категории детей рассматривались Гусаровой Г., проблемам социальной работы с беспризорными детьми посвящены работы Вороновой Е. Психическое и социальное развитие детей и подростков изучалось Выготским Л. Варывдин В.А., Климантова Г.И. и Тимошина Н.В. занимались вопросами социальной защиты женщин, детей и семьи.
Нормативно-правовую основу работы составляют нормы Конституции Российской Федерации, семейного права, гражданского права, Конвенции ООН, нормы международных договоров в области защиты прав детей, ведомственные нормативно-правовые акты. некоторые аспекты организации и социальной защиты прав сирот. Структура работы определяется целями и задачами исследования.
В качестве теоретического фундамента для данной работы были использованы научные труды и изыскания следующих исследователей: Ю.Е. Аврутина, З.М. Акбашевой, Н.Н. Алексеева, Ю.Ф. Беспалова, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Е.М. Ворожейкина, Г.И. Гайсиной, А.В. Гончаровой, Е.А. Горбуновой, Т.С. Гусевой, О.В. Шашковой, С.В. Доржиевой, С.К. Жиляевой, О.Ю. Косовой, С.А. Комарова, Е.Г. Куропацкой, Н.В. Летовой, Н.И. Матузова, И.В. Матвиенко, А. Михайловой, Л. Музалевой, Р.Л. Мурзина, В.В. Нагаева, А.М. Нечаевой, С.Я. Подопригоры, И.Е. Певцовой, О.Ю. Рыбакова, Ю.П. Соловья, В.М. Сырых, Д.Н. Ушакова, А.В. Федорова, Г.Ф. Шершеневича, И.А. Ширшова, А.В. Юриной.
Правовую базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, международные договоры, направленные на защиту прав несовершеннолетних, действующие нормы гражданского и иного отраслевого законодательства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы организации и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ–СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Социально-правовой статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
Историческое развитие приводит к тому, что семья становится социальной общностью, социальным институтом. Характер семейной структуры в конечном счете определяется социальными и экономическими условиями жизни, различиями в составе, структуре и деятельности семьи, которые являются неотъемлемой частью социокультурных различий. Социальные функции семьи имеют два основных источника: потребности общества и потребности семейной организации.
Сиротский приют - это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей, под влиянием различных социальных факторов. Они могут включать в себя: лишение родительских прав обоих родителей и родителей-одиночек, признание родителей недееспособными, пропажу без вести. К этой категории относятся родители, которые не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях и не имеют права забирать детей, давших согласие на их усыновление в установленном порядке.
Согласно словарю педагогических терминов, сиротство определяется как социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.1
Словарь социальных работников определяет сироту как социальный термин, отражающий положение сироты, сирота - это ребенок, временно или постоянно оставшийся вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь от государства.
Сироты в школе-интернате: дети, которые растут вдали от родителей в школе-интернате, так что родители практически не участвуют в их воспитании.
Сироты: родители имеют полный "набор", но не заботятся о ребенке, живущем с ними. Родители и дети в лучшем случае отчуждены друг от друга, а в худшем - находятся в противоположных отношениях.
"Скрытый" социальный детский дом формируется в результате изменения отношения к детям, вплоть до их полного переселения из семей, что приводит к росту бездомности многих детей и подростков"1. Таким образом, автор классифицирует его как доступное социальное явление и социальную концепцию.
Сиротство, как социальное явление, существует с момента существования человечества и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, в результате чего дети становились сиротами. Однако только в последние годы число социальных сирот значительно превысило число так называемых биологических сирот, детей, чьи родители умерли.
Сиротами являются люди в возрасте до 18 лет, потерявшие обоих родителей, а также родители-одиночки.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения одного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или потерей родительских прав, ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или нетрудоспособными. (юридически нетрудоспособных), отбывающих наказание в медицинских учреждениях, учреждениях, отбывающих наказание в виде объявления их умершими, тюремного заключения, отказа родителей забирать детей из образовательных учреждений, лечебных учреждений, лечебно-профилактических учреждений. организациями социальной защиты и другими подобными учреждениями, а в других случаях - признание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в установленном порядке.
Закон принципиально не проводит различий между этими категориями детей с точки зрения их общих принципов, содержания и мер государственной поддержки. Например, в Семейном кодексе Российской Федерации нет такого понятия, как "дети-сироты", которые также считаются оставшимися без попечения родителей.
Точное определение понятий "сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" дано в федеральном законодательстве. В соответствии с Федеральным законом. 159 - ФЗ от 21. Декабрь 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. (с изменениями от 31 декабря 2014 г.) Декабрь 2014 г. "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":... Сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли... также... дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей-одиночек или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением родительских прав., признанием родителей безвестно отсутствующими, инвалиды (с юридическими ограничениями), нахождение в медицинских учреждениях; воспитание детей или защита их прав и интересов, уклонение от родительской ответственности, отказ родителей забрать своих детей из образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в других случаях признание ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке".
На основе анализа литературы можно выделить два основных типа сирот: биологический сирота (в связи со смертью родителей ребенка по разным причинам) и социальный сирота (когда у ребенка есть родители, но они не участвуют в его воспитании и не заботятся о нем). он), который, в свою очередь, является настоящим сиротой (ребенок живет в социальных учреждениях) и скрытым сиротой (ребенок живет в семье).