Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовой статус сотрудника таможенных органов Российской Федерации представляет собой совокупность его прав, обязанностей, гарантий и ограничений, установленных законодательством. Эти нормы определяют служебное положение сотрудников, их функции и полномочия в системе таможенных органов. В современных условиях роль таможенных органов значительно возрастает в связи с глобализацией, развитием международной торговли, увеличением объемов импорта и экспорта, а также усилением мер по обеспечению экономической безопасности государства.
Актуальность темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, изменения в законодательстве требуют постоянного пересмотра и адаптации правового статуса сотрудников таможенных органов, что связано с необходимостью повышения их профессионального уровня и эффективности работы. Во-вторых, в условиях цифровизации таможенного администрирования возрастают требования к компетенциям сотрудников, их ответственности за принятие решений и соблюдение норм права. В-третьих, борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела, включая контрабанду и незаконное перемещение товаров, требует четкого нормативного регулирования полномочий сотрудников и установления дополнительных гарантий их правовой защиты.
Кроме того, особое внимание уделяется вопросам социальной защиты сотрудников таможенных органов, обеспечению их прав и законных интересов. Работа в таможенной службе связана с повышенной нагрузкой, высокой степенью ответственности и возможными рисками, включая коррупционные проявления. Поэтому государство устанавливает для сотрудников определенные льготы, гарантии и ограничения, направленные на обеспечение их правового и социального статуса.
Изучение правового статуса сотрудников таможенных органов позволяет выявить особенности их правового положения, определить существующие проблемы и наметить пути совершенствования правового регулирования данной сферы. Совершенствование законодательства в области таможенной службы направлено на повышение эффективности работы таможенных органов, защиту экономических интересов государства и обеспечение правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности.
Целью данной работы является комплексный анализ правового статуса сотрудника таможенных органов.
Предметом данной работы являются нормативные правовые акты, научная и учебная литература, в рамках статуса сотрудника таможенных органов.
Объектом данной работы являются общественные отношения в рамках деятельности таможенных органов.
Задачами данной работы являются:
1.Изучить понятие таможенных органов РФ, основные функции и характерные особенности таможенных органов РФ;
2.Изучить систему таможенных органов;
3.Выявить обязанности, права и ответственность должностных лиц таможенных органов;
4.Определить понятие сотрудников таможенных органов.
Методологической основой работы является диалектический метод познания социально-правовых явлений; общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно-структурный и др.).
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Арестова Е. Н., Крюкова Н. И., Никольская А. Г., Бойцова И. С., Джабиев А. П., Староверова К. О., Кудрявицкая Т. С. и др.
Нормативной базой исследования послужили Конституция, ТК ЕЭАС и иные нормативно-правовые акты в рамках данной работы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения о таможенных органах РФ
1.1 Понятие таможенных органов РФ, основные функции и характерные особенности таможенных органов РФ
Таможенные органы Российской Федерации представляют собой систему государственных органов, основной задачей которых является регулирование внешнеэкономической деятельности, контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также защита экономических интересов государства. Они выполняют широкий спектр функций, связанных не только с фискальной деятельностью, но и с правоохранительной и экономической безопасностью. Их деятельность регламентируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, федеральными законами, а также подзаконными актами, определяющими порядок осуществления таможенного контроля, взимания платежей и борьбы с правонарушениями[ «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)].
Понятие таможенных органов охватывает систему специализированных государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Они обеспечивают наполнение бюджета страны за счет взимания таможенных платежей, а также выполняют важные функции в области защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции, контрафактной продукции и иных угроз. Таможенные органы России функционируют в тесном взаимодействии с международными организациями, такими как Всемирная таможенная организация, а также с таможенными службами других государств, что позволяет вырабатывать единые механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Функции таможенных органов Российской Федерации разнообразны и включают в себя не только контрольные, но и регулирующие, фискальные и правоохранительные аспекты. Одной из ключевых задач таможенных органов является осуществление таможенного контроля, который заключается в проверке соблюдения законодательства при перемещении товаров через границу. Этот процесс включает документальную проверку, таможенный досмотр, идентификацию товаров и транспортных средств, а также применение современных технических средств для выявления скрытых или запрещенных грузов. Кроме того, таможенные органы контролируют соблюдение мер экспортного контроля, предотвращая незаконный вывоз стратегически важных товаров и технологий[ Арестова Е. Н., Крюкова Н. И., Никольская А. Г. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела. М.: Юрайт. 2023. С. 25].
Фискальная функция таможенных органов выражается в обеспечении поступления доходов в государственный бюджет за счет взимания таможенных платежей, в том числе пошлин, акцизов и налогов. Эти платежи формируют значительную часть доходной части бюджета и служат важным инструментом государственной финансовой политики. Таможенные органы также осуществляют тарифное регулирование внешней торговли, применяя меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, направленные на защиту отечественных производителей и развитие национальной экономики.
Одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства. Это включает борьбу с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, оружия, санкционных товаров, а также предотвращение вывода капиталов за рубеж. В рамках этой деятельности таможенные органы взаимодействуют с правоохранительными структурами, такими как ФСБ, МВД и Следственный комитет, обеспечивая оперативное выявление и пресечение экономических преступлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
3.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
4.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции»
Научная литература:
5.Анисимов А. Л. Таможенное право : конспект лекций / А. Л. Анисимов, А. В. Савоськин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [Изд-во УрГЭУ], 2024. – С. 56
6.Арестова Е. Н., Крюкова Н. И., Никольская А. Г. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела. М.: Юрайт. 2023. С. 25
7.Бойцова И. С. Таможенная процедура таможенного транзита, особенности таможенных операций при ее совершении. М.: Юрайт. 2023. С. 36
8.Гетман А. Г., Жамкочьян С. С., Кашина М. А. Цифровая трансформация таможенных органов: вызовы и возможности // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2021. – Т. 11. – С. 123–130.
9.Джабиев А. П., Староверова К. О., Кудрявицкая Т. С. Основы таможенного дела. М.: Юрайт. 2024. С. 49
10.Калачев С. Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования. М.: Юрайт. 2023. С. 21
11.Карагодин В. П., Золотова С. В. Таможенная экспертиза. М.: Юрайт. 2023. С. 36
12.Клейменова А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров. М.: Юрайт. 2023. С. 44
13.Матвеева Т. А. Таможенное право. М.: Юрайт. 2023. С. 24
14.Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2024. С. 36
15.Петрова И. В. Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации // Вестник юридической науки. – 2023. – № 2. – С. 85–92.
16.Сафоненков П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. М.: Юрайт. 2023. С. 22
17.Сенотрусова С. В. Таможенный контроль товаров и транспортных средств. М.: Юрайт. 2023. С. 56
18.Сенотрусова С. В., Свинухов В. Г. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях. М.: Юрайт. 2023. С. 34