Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Активная динамика социально-политических процессов является тем ориентиром, который определяет направления развития государственной молодежной политики на современном этапе. Развитие различных сфер жизнедеятельности создает дополнительные возможности для социализации молодежи и повышению ее активности в социально-политических процессах, происходящих в стране .
Глава 1 Молодежная политика в РФ: особенности, задачи
1.1 Молодежь как составляющая современного социума. Задачи государственной молодежной политики
Организация жизнедеятельности молодежи нуждается в непосредственном влиянии на нее и взаимодействии с ней. Молодежь является особой составляющей современного общества. Молодому поколению предстоит продолжить начатые преобразования, что подразумевает достаточно высокий уровень ее социальной активности и нацеленность на достижение конкретного результата. В этом смысле представляется необходимым среди прочих приоритетов развития государственной молодежной политики решение такой задачи, как создание социально-психологических условий и возможностей для реализации потенциала молодежи в сфере государственного управления. К инструментам решения данной задачи можно отнести внедрение особого порядка формирования молодежных кадровых резервов в субъектах Российской Федерации, а главное обеспечительный принцип замещения молодыми резервистами должностей на государственной и муниципальной службе. Престижная и интересная профессиональная деятельность в органах публичной власти не только позволит реализовать молодежи свой потенциал, но и стать активным субъектом молодежной политики.
Исходя из целей реализации молодежной политики, установленных федеральным законодательством, представляется необходимым совершенствование механизма привлечения молодежи к участию в политических процессах, формирование правовой культуры молодого поколения и развитие форм правового просвещения посредством расширения спектра форм электоральной активности молодежи. Правовое просвещение молодых граждан основывается на внедрении социальных, организационных, политических и психологических методов, необходимых для их самореализации, в том числе осознания молодежью необходимости в активном участии в общественной деятельности.
В современной России молодежь рассматривается как важнейший стратегический ресурс, который может быть использован как для обеспечения целостности государства, сохранения суверенитета, так и для его разрушения. Можно с уверенностью сказать, что молодежь должна играть определяющую роль в решении стратегических внутренних и внешних геополитических задач стоящих перед страной в двадцать первом веке: воспроизводство населения, с обеспечением высокого уровня жизни и социальной защиты, повышение эффективности государственного механизма, совершенствование элементов правовой системы, комплексное развитие экономики, создание легитимной и справедливой политической системы на основе принципов
1.2 Проблемы молодежной политики РФ. Молодёжь на рынке труда РФ
Обеспечение эффективной реализации направлений региональной молодежной политики требует решения тех проблем, которые являются первоочередными и наиболее актуальными для молодежи. Решение основных и первоочередных проблем молодежи, а именно: финансирование молодежных программ, улучшение условий труда и преодоление безработицы молодежи, а также обеспечение жильем молодежи, способствует улучшению ее социального положения, которое также зависит и от новых возможностей, которыми они могут воспользоваться. Этим возможностям подрастающему поколению должны способствовать органы государственной власти, непосредственно занимающиеся реализацией молодежной политики на местах
К сожалению, молодежная политика Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодежи, в целом, не учитывает специфику мировоззрения подрастающего поколения, не ориентирована на его активное участие в административно-политических и социально-экономических процессах, но фактически сводится к формальным бессодержательным массовым мероприятиям лишь по форме и названию относящимся к декларируемым целям.
В частности, не учитывается:
1) новый тип мышления молодежи опосредованный развитием рыночных отношений и приоритетом частнособственнических настроений;
2) информационно-социальный разрыв между поколениями, препятствующий передаче положительного социально-значимого опыта;
3) «забронзовелость» мышления молодёжных политических околовластных структур, ориентированных на административно-командную эксплуатацию молодежного ресурса и использующих методику шоу-креативной обработки продукта (объекта), вместо методики вовлечения молодежи как субъекта;
4) кризис системы образования, культуры и социализации от детского сада до национальной идеи правящей элиты.
Результатом подобной разобщенной отчужденности государства и молодежи, утрата способности «слушать и слышать» молодое поколение является политическая слепота власти, окружившей себя «комсомольцами-приспособленцами», одухотворенными не некой национальной идеей, но стремлением личной выгоды, личной карьеры и личного успеха за счет основной массы молодежного планктона.
В итоге, многими авторами констатируется факт массового отказа молодежи от участия в официальных общественно-политических процессах, но готовность к любому стихийно-организованному протестному движению, используемому деструктивными силами для разрушения государства изнутри.
Основными из приоритетных задач молодежной политики на современном этапе можно выделить популяризацию здорового образа жизни, занятость молодежи и патриотическое воспитание. Особой проблемой, требующая своего решения, является инфантилизация подрастающего молодого поколения.
Рекомендуется организовывать консилиумы между различными субъектами на разных уровнях по формированию приоритетов государственной молодежной политики и предоставлять региональным и местным органам власти возможность самостоятельно определять их собственные приоритеты политики относительно молодежи.
Отвечая на вызовы новейшего исторического периода, перед государственной молодежной политикой стоит важнейшая задача обеспечения перехода от количественных целей и задач (рост охвата вовлеченных молодых людей, доступности образования и так далее) к качественным (развитие инфраструктуры молодежной политики, повышение роли молодежи, как субъекта молодежной политики и другое).
Молодежная политика должна отражать как общие потребности, так и потребности ее различных социальных кругов, с целью вовлечения инновационного потенциала молодежи в реализацию программы модернизации общества.
Трудовые ресурсы являются основным компонентом любой организации, действующей на рынке как в настоящем, так и в прошлом, независимо от специфики предприятия и его местоположения. Эти ресурсы включают в себя дееспособных людей, которые, обладая необходимым образованием, навыками общения и другими важными качествами, способствуют эффективному функционированию компании на рынке. Эти ресурсы соединяют материальные и финансовые факторы производства, и именно персонал предприятия играет в этом ключевую роль .
Глава 2 Вопрос занятости молодежи в современной России: проблемы и пути их решения
2.1 Проблема занятости молодёжи: современный подход к решению в западных странах
Проблема безработицы остаётся острой для молодёжи во многих странах мира, несмотря на широкие возможности, открываемые перед молодыми людьми в век цифровых технологий и технического прогресса в целом. Так, если обратиться к Азиатско-Тихоокеанскому региону, то молодые респонденты из Индии, отмечая возможности решения своих проблем в области занятости, отмечают, что, прежде всего, в их стране необходимы значимые улучшения в системе образования. Наряду с теоретическими знаниями требуется профессиональная подготовка, которая даёт практический опыт работы и готовит людей к участию в реальном производстве. Важно отметить, что предоставление возможностей для обучения и образования на протяжении всей жизни для приобретения новых навыков, ориентированных на возможность трудоустройства, и навыков, связанных с новыми технологиями, является повторяющейся темой во всех регионах. В частности, респонденты из Индии отметили, что существует общая потребность в пересмотре существующей системы образования с упором на возможности трудоустройства.
В Северной и Южной Америке тема образования для трудоустройства находит всесторонне отражение в научных и практико-ориентированных дискуссиях, при этом молодые люди отмечают, что университеты и учебные заведения могут решить их проблемы, связанные с трудоустройством, если смогут адаптировать реализуемые там программы к имеющим место вызовам и угрозам. Это связано с тем, что в большинстве своём они нацелены на подготовку молодых людей с необходимыми качествами, которые требуются рынку труда для удовлетворения потребностей современных работодателей.
Теоретические исследования и эмпирические изыскания также подтверждают, что государственные учреждения и частный сектор обладают необходимыми характеристиками, чтобы внести свой вклад в улучшение политики, ориентированной на молодёжь. В них отмечается, что соответствующие заинтересованные стороны должны предоставлять возможности для приобретения новых навыков, связанных с работой, которые помогают молодёжи подготовиться к рынку труда и переходу во взрослую жизнь. Как показывает изучение имеющихся научных результатов, в Европе на первое место в списке приоритетов респонденты выдвигают структурные экономические и политические изменения . Повышение заработной платы, лучшее образование, возможности профессиональной подготовки также важны для молодых людей в этом регионе, как и бо́льшая доступность рабочих мест. Сельская молодежь в Великобритании подчёркивает необходимость особого внимания к новой экономической парадигме, учитывающей риски и угрозы климатического характера, также отмечая значимость образования для её достижения. На селе в этом направлении могут действовать сельскохозяйственные (сельские) кооперативы, поддерживающие сотрудничество, взаимопомощь, диверсификацию деятельности в сторону решения социальных и экологических задач, возникающих в границах сельских территорий. Кроме того, в этом регионе всё чаще звучит предложение создавать и поддерживать особые молодёжные центры, готовящие молодых людей к трудовой жизни.
2.2 Решение проблем молодежной занятости в РФ
Современные реалии таковы, что молодежной занятости необходимо уделять больше внимания. Этот вопрос стоит остро для всех государств мира. За последние 50-70 лет возникли общие тенденции: улучшение качества жизни, достижения в медицине, которые увеличивают продолжительность жизни людей и позволяют более длительный период времен оставаться вовлеченными в трудовые процессы, пропаганда перманентного саморазвития и самосовершенствования, карьерного роста, что отодвигает на второй план желание создать семью и иметь детей. В результате в ряде стран наблюдается снижение рождаемости, старение нации.
По последним данным Института демографии и Высшей школы экономики в области человеческих возможностей в России к 2035 году без увеличения занятости за счет мигрантов количество занятых работников упадет на 4 миллиона человек. Это связано с выходом на пенсию самого многочисленного поколения. С одной стороны граждан в возрасте 40-59 лет станет больше на 4,1 миллиона, однако, что касается молодежи, то есть россиян от 20 до 39 лет, то их число будет сокращаться более чем на 6 млн. человек.
Соответственно Правительство России и многих стран озадачены.
Как соотнести продление порога выхода на пенсию и желание молодежи трудоустроиться по специальности, образование по которой они получили? Как обеспечить всех рабочими местами, если современные технологии в буквальном смысле заменяют людей? Эти тенденции усугубляются и рядом внешних факторов: регулярно повторяющимися экономическими и финансовыми кризисами, пандемией, санкциями и др.
В связи с этим отрадно видеть, что в Российской Федерации этот вопрос стоит на повестке дня. Так, в конце 2021 года Правительство России своим распоряжением от 14.12.2021 г. № 3581-р утвердило долгосрочную (до 2030 года) программу содействия занятости молодежи. Речь идет не только о выделении дополнительных средств для молодежного рынка труда. К слову сказать, в 2022 году на эти нужды было выделено 9,9 млрд руб. Но и широте охвата рассматриваемых в документе установок для реализации на практике задач. В целом их предполагается осуществить около тридцати, в том числе, деятельность по профессиональной ориентации, производственные практики, обеспечение рабочим местом в соответствии с личными наклонностями и спросом на рынке труда, возможность совмещения образовательной и трудовой деятельности, облегченный доступ к повышению квалификации и переобучению.
2.3 Направления регулирования занятости молодежи РФ в условиях цифровизации
Цифровизация, как процесс преобразования информации в цифровой формат, изменила экономику и общество во всем мире. Эта трансформация имеет последствия для всех секторов занятости, включая занятость молодежи. В этом контексте занятость молодежи относится к занятости лиц в возрасте от позднего подросткового возраста до двадцати пяти лет .
Хотя цифровизация открывает перед молодежью множество возможностей, таких как доступ к новым видам работы и большую гибкость, она также создает проблемы. К ним относятся возможность эксплуатации, риск того, что работа станет более ненадежной и нестабильной, а также возможность углубления социального неравенства. Поэтому крайне важно эффективно регулировать занятость молодежи в эпоху цифровых технологий.
Разберем текущее состояние занятости молодежи в эпоху цифровых технологий. В цифровую эпоху наблюдается всплеск новых форм занятости. К ним относятся гиг-работа, удаленная работа и цифровое предпринимательство. Многих молодых людей привлекают эти формы занятости из-за гибкости и автономии, которые они предлагают.
Заключение
В заключение можно сделать вывод, что проблемы трудоустройства молодежи требуют комплексного подхода, предполагающего взаимодействие государственных структур, образовательных учреждений и работодателей. Высокий уровень безработицы и сложные условия для начала карьеры подчеркивают важность программ, направленных на развитие навыков и практического опыта. Решение этих вопросов не только снизит социальную напряженность, но и положительно скажется на экономическом развитии страны, обеспечивая молодежи доступ к современным форматам занятости.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 N 398 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412153/ (дата обращения 07.04.2025)
2) Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р (ред. от 17.01.2024) <Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года>// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403576/ (дата обращения 07.04.2025)
3) СТРАТЕГИЯ развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года// https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения 07.04.2025)
4) Алексеева Т. Молодёжь на рынке труда / Т. Алексеева, А.Ю. Шерекина // Материалы IХ Республиканской научнопрактической конференции учащейся молодёжи. – 2024. – С. 26–27.
5) Бабинцев В.П. Государственная молодежная политика. М. : Юнити, 2018.
6) Головина С. Г. Проблема занятости молодёжи: современный подход к решению//РАЗВИТИЕ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ГЛОБАЛЬНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ. Сборник материалов XXI Международной научнопрактической конференции. Москва, 2023. СЮ 310-313
7) Грэм М., Хьорт И., Лехдонвирт В. Цифровой труд и развитие: влияние глобальных цифровых платформ труда и гиг-экономики на средства к существованию работников,2023. – № 23(2) – с. 135-162.
8) Де Стефано В. Рост «точно вовремя рабочей силы»: работа по запросу, коллективная работа и охрана труда в гиг-экономике/ Журнал сравнительного трудового права и политики, 2022. – № 37 – с. 471–504.
9) Дорохова, Н.В., Мусаева, Г.И. Влияние цифровой трансформации экономики на сферу занятости населения /Н.В. Дорохова, Г.И. Мусаева // Экономика труда. – 2022. –Том 9. – № 2. – С. 221-232.
10) Ивашинина Т. Б., Юршин О. А. Актуальные вопросы молодежной занятости//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных статей по материалам 21-ой Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Е.С. Подвальный [и др.]. Воронеж, 2023. С. 109-113
11) Иоос О. С. Перспективы развития государственной молодежной политики на современном этапе//ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Сборник материалов V Международного форума молодых управленцев. Под общей редакцией О.Н. Солдатовой. Минск, 2023. С. 235-237
12) Кузько А. В. Актуальные аспекты молодежной политики// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией С.А. Коньшаковой. Брянск, 2022. С. 46-48
13) Кузьмичева Е.И. Молодежь на рынке труда // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. – 2021. – № 16.
14) Лунёв Р.С. Современные характеристики российской молодежи на рынке труда// Молодежь и будущая Россия: материалы IV Всероссийской конференции (9–10 октября 2024 г.) / Отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов. – Москва : Издательский дом «УМЦ», 2025. С. 160-162
15) Минакова А.В. Молодежь на рынке труда / А.В. Минакова, О.Л. Сидоренко // Экономика. Наука. Инноватика. – 2020. – С. 166–167
16) Чжан Чжэнчи Направления регулирования занятости молодежи в условиях цифровизации// Инновационные подходы развития гуманитарных наук: проблемы, тенденции, перспективы: сборник материалов XXXII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, 10 июля, 2023 – Москва: Издательство НИЦ «Империя», 2023. С. 44-46
17) ICA. Young People and Cooperatives: A Perfect Match? Global Thematic Research Report. 2021. [Electronic resource]. Available at: https://www.ica.coop/en/media/library/young-people-and-cooperatives-perfectmatch (accessed: 07.04.2025).