Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.
Проблема политико-правового режима остается актуальной, поскольку она становится одной из основных в теории государства и права, а также в политологии. Методы осуществления власти отражаются в функциях государства и напрямую зависят от государственного режима. Когда существует определенный режим в государстве, развитие правовой системы идет в одном направлении. Через определенный вид режима в государстве происходит определение реальных властных субъектов и системы их взаимоотношений между собой и нацией.
Одной из базовых категорий политической науки является «политический режим». Можно сказать, что политический режим - это выражение функционирования политической системы. Он отражает приемы и методы властвования, состояние конкретных политических отношений, уровень контроля политической активности граждан, состояние их прав и свобод, а также законности. Политический режим является своего рода политическим климатом общества и индикатором положения личности в нем. Политическому режиму принадлежит крайне важная роль в жизнедеятельности общества, выражении интересов различных социальных групп, политических сфер, влияющих на экономическую, социальную и духовную жизнь. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов под воздействием как внутренних, так и внешних факторов.
Общественные и политические процессы, которые происходят в современной России, отличаются сложностью, неопределенностью и некоторой противоречивостью. Перемены и события, происходящие в последние годы на международной арене, а также внутри нашей страны, ставят ряд проблем для функционирования политического режима, который стремится стать демократическим, не утратить внутренней стабильности и целостности и сохранить суверенитет государства.
В последние годы мы можем наблюдать кризис того мирового либерально-демократического порядка, который установился в Европе в середине двадцатого века. Политический популизм становится всё более привлекательным. Основанием для этого является утрата доверия граждан к старым и, казалось бы, незыблемым политическим институтам, включая государство, политические партии и т.д. Проблемы, связанные с миграционными потоками с Ближнего Востока и распространение угрозы терроризма обостряют кризис и проблемы современности. Подобные события не могут не отразиться на политическом режиме государств, особенно таких, как Российская Федерация, которая является одним из ключевых участников мирового политического процесса.
Актуальность проведения анализа режимов политического управления связана с тем фактом, что современные модели политического устройства общества, при всем их многообразии, не выработали единой универсальной модели. Все существующие режимы имеют определенные недостатки, и для их устранения целесообразно исследовать отдельные характеристики политических режимов и особенностей организации политической власти того или иного общества.
Актуальность также подкрепляется наличием власти народа в пределах демократического режима. Власть народа можно приравнять к обязательному признаку демократического государства, который отражает сущность данного политического режима в полноте, изложенной в понятии власти народа. Проблематика кроется в отсутствии у народа фактической возможности осуществлять власть в пределах государства, например, влиять на выбор руководящих должностей в муниципалитетах и республиках, собираться и проводить митинги и т.д. Фактически происходит нарушение конституционных прав граждан, обусловленное игнорированием наличия у них политических прав, гарантированных основным законом государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с функционированием демократического конституционного государства в Российской Федерации.
Предметом исследования является конституционно-правовое регулирование демократического государства, нормы его закрепляющие.
Целью исследования является анализ представительной демократии.
Задачами данной работы являются:
сформулировать понятие и признаки демократического государства;
выявить сложности демократического реформирования государства;
рассмотреть всеобщие выборы и референдум как институты народовластия;
раскрыть особенности конституционной природы местного самоуправления как сферы реализации институтов представительной демократии.
Методологическую основу исследования составляют а) общенаучные методы: диалектический; б) специальные методы: структурно-системный, сравнительный, метод комплексного подхода, технико-юридический, и иные методы. Указанные методы использовались для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и признаки демократического государства
В ст.1 Конституции зафиксировано, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демократизм проявляется прежде всего в народовластии, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной.
Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Федерации, а также через органы местного самоуправления[ Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 254-255.].
Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др.
Демократизм проявляется также: в разделении властей, политическом многообразии, нормативном закреплении прав и свобод граждан, наличии местного самоуправления.
Следует различать демократическую политическую систему российского общества и демократическое устройство государства. Если «в первом случае говорится о принципе организации политической жизни, то во втором речь идет о совокупности способов и приемов функционирования государственной власти и ее институтов»[ Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократического государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.].
В Конституции Российской Федерации отмечается, что демократизм находит свое выражение в народовластии (ст. 3), разделении властей, политическом многообразии и местном самоуправлении, участии граждан в отправлении правосудия (ст. 32).
Конституция не налагает запрет на иные формы демократии. На местном уровне это – публичные слушания, сход граждан, их правотворческая инициатива и т. д. [ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.]
На наш взгляд, демократический режим всегда связан с постоянным развитием тех или иных форм общественной инициативы. Сужение возможностей для этих форм приводит к выхолащиванию демократии, к бюрократизации политической жизни
Что касается типологии и описанию демократических политических режимов, то здесь следует обратиться к концепции американского политолога Дэвида Хелда. В своей работе «Модели Демократии» [ Хелд. Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; перевод с англ. М. Рудакова. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.] Хелд показывает, как менялось представление о демократии в ходе истории, начиная с эпохи античности, а также приводит свои проекты будущих демократических форм. Итого у него выходит 13 моделей демократических режимов, которые существовали, существуют и могут быть воссозданы в будущем.
Модель «Классическая демократия».
Основана на принципе гражданского политического равенства. Включает прямое участие, краткие сроки должностей. Собрание граждан обладает верховной властью. Сфера власти включает все гражданские дела. Отсутствие привилегий у граждан, занимающих государственные должности. Условия: рабовладельческая экономика, малый город-государство.
Модель «Протекционный республиканизм»
Основан на принципе, что политическое участие является основным условием личной свобод. Если граждане не управляют собой, то ими управляют другие. Особенности: баланс власти между народом, аристократией и монархией, смешанное правительство, наличие конкурентных групп интересов, господство права, свобода слова. Условия: сообщество небольших городов, наличие религиозного культа, общество независимых ремесленников и торговцев, исключение женщин, рабочих и «зависимых» из политики, интенсивный конфликт между политическими объединениями.
Модель «Республиканизм развития»
Принцип: граждане должны обладать политическим и эконмическим равенством, чтобы никто не был хозяином другого, и все могли обладать равной свободой и развитием. Особенности: разделение законодательной и исполнительной функций, прямое участие, наличие голосования по мажоритарному принципу в случае разногласий, руководящие должности находятся в руках магистратов, выборная исполнительная власть. Условия: небольшое неиндустриальное общество, раздельное владение собственностью, бытовое обслуживание женщинами мужчин.
Модель «Протекционная демократия»
Принцип: граждане нуждаются в защите от управляющих, как и друг от друга. Они должны быть уверенны, что управляющие следуют за гражданскими интересами. Особенности: верховная власть в руках народа, но передана легитимным представителям, которые осуществляют государственные функции, наличие регулярных выборов через тайное голосование, конкуренция между партиями и группировками, главенство конституционализма и гарантия свободы от произвола, отделение государства от гражданского общества, разделение властей. Условия:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2.О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 27. – Ст. 2710.
3.О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №39. – Ст. 3641.
4.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. – 2002. - № 106.
5.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
Литература
6.Азаркин, Н. М. Всеобщая история юриспруденции / Н.М. Азаркин. – М., 2003. – 535 с.
7.Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/М. В. Баглай. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 768 с.
8.Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии . – Москва: НОРМА, 2008. – 591 с.
9.Бондарь, Н.С. Реформа публичной власти и ценности современного конституционализма//Реформа организации публичной власти: основные направления реализации/А Е Постников, Н С Бондарь, А Е Помазанский и [др ]: монография /отв. ред. А.Е. Постников, Л.В. Андриченко. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022 – 200 с.
10.Велиев, Р.А. Проблемы и перспективы формирования демократического государства в России / Р.А. Велиев // В сборнике: Способы, модели и алгоритмы управления модернизационными процессами. сборник статей Международной научно– практической конференции. – Уфа, 2020. – С.86. 118 с.
11.Гранкин, И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – №7. – С. 44–47.
12.Джагарян, Н.В. Муниципальная представительная демократия в России: конституционно-институциональные аспекты. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010 . – 168 с.
13.Комарова, В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедура) / В.В. Комарова. – М.: «Формула права», 2006. – 560 с.
14.Кондрашев, А. А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность/А. А. Кондрашев // Исследование Российской государственности. – Москва : Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – №3 (124). – С. 74– 88.
15.Конституционное право России: учебник. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва.: Проспект, 2015. – 592 с.
16.Краснов, М. А. Конституционно–правовой смысл понятия «демократическое государство» / М. А. Краснов // Судьбы конституционализма в России и современном мире : сборник статей / [Под ред. М. А. Краснова]. – Вып. 7. – Москва : Юрист, 2012. – С. 4– 38.
17.Кутафин, О.Е. Российский конституционализм – Москва: Норма, 2008. – 542 с.
18.Матузов, Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы / Н. И. Матузов // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
19.Местное самоуправление: учебник для вузов/Н.С. Бондарь [и др.]; под ред. Н.С. Бондаря. – Москва: Юрайт, 2020. – 386 с.
20.Нургалиева, Э.Р. Российская Федерация как демократическое государство / Э.Р. Нургалиева, И.А. Кузнецов // Столица науки. – 2020. – № 6 (23). – С. 253– 258.
21.Нурмагамбетов, Р.Г. Понятие и признаки конституционного регулирования общественных отношений на современном этапе развития государства / Р.Г. Нурмагамбетов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – № 1(36). – С. 21– 29.
22.Тарабан, Н.А. Международно-правовые стандарты народного суверенитета и их роль в эволюции мирового конституционализма / Н.А. Тарабан // Международное публичное и частное право. – 2019. – № 1. – С. 5-8.
23.Токвиль А. Демократия в Америке. – Москва: Прогресс, 1992. – 559 с.
24.Хабермас, Ю. Политические работы/сост. А.В. Денежкина; пер. с нем. Б.М. Скуратова. – Москва: Праксис, 2005 – 361 с.