Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования определяется современными требованиями к образованию, в частности, необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). В условиях инклюзивного образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР приобретает особую значимость, поскольку является необходимым условием их успешной адаптации в социуме и дальнейшей социализации.
Важность изучения данной проблемы обусловлена тем, что младшие школьники с ЗПР испытывают значительные трудности в установлении и поддержании контактов с окружающими, в понимании и использовании вербальных и невербальных средств общения.
Проблемой формирования коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями занимались такие известные авторы, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Лебединский и др. Л.С. Выготский, в частности, подчеркивал необходимость создания «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, в которой он мог бы, при поддержке взрослого, осваивать новые знания и умения. Л.В. Занков акцентировал внимание на необходимости дифференцированного подхода к обучению детей с ЗПР, учитывающего их индивидуальные особенности и возможности.
Степень изученности проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР остается недостаточной. Несмотря на наличие исследований, посвященных отдельным аспектам развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР, недостаточно изучены возможности использования технологии интегрированного обучения для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.
Проблема исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса заданий, направленного на формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения с использованием технологии интегрированного обучения.
Противоречие исследования состоит в несоответствии между необходимостью формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР, предусмотренной ФГОС НОО, и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса с использованием технологии интегрированного обучения на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения с использованием технологии интегрированного обучения.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса заданий, направленного на формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения с использованием технологии интегрированного обучения.
Задачи исследования:
Проанализировать понятие «коммуникативных УУД» в научно-педагогической литературе.
Выявить особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР.
Определить роль технологии интегрированного обучения в формировании коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения.
Определить исходный уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР.
Разработать и апробировать комплекс заданий по формированию коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения с использованием технологии интегрированного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении представлений о сущности и структуре коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР (Л.С. Выготский, изучал роль социального взаимодействия в развитии высших психических функций; А.Р. Лурия, занимался вопросами нейропсихологического анализа речевой деятельности; Р.Е. Левина, разрабатывала теоретические основы коррекционной педагогики для детей с ЗПР).
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий, который может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми с ЗПР, для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения с использованием технологии интегрированного обучения. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических работников, а также в учебном процессе педагогических вузов и колледжей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация.
Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся (письменные работы, рисунки), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
.
В условиях современной образовательной парадигмы, ориентированной на формирование всесторонне развитой личности, способной к эффективному взаимодействию в обществе, понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» (УУД) приобретает особую значимость. Анализ научной и педагогической литературы позволяет выявить различные подходы к определению, структуре и функциям коммуникативных УУД, а также определить их роль в достижении целей образования, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Одним из основоположников исследования УУД в отечественной педагогике является А.Г. Асмолов. В его работах подчеркивается, что коммуникативные действия представляют собой неотъемлемый компонент умения учиться и обеспечивают успешность освоения знаний, умений и навыков. А.Г. Асмолов рассматривает коммуникативные УУД как действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества с другими людьми, включая умение слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, разрешать конфликты и находить компромиссы. Проектирование учебных ситуаций, по мнению А.Г. Асмолова, должно быть направлено на создание условий для активного взаимодействия учащихся, развития их коммуникативных компетенций и формирования позитивного отношения к сотрудничеству [2].
ФГОС определяет коммуникативные УУД как способность к установлению и поддержанию эффективного общения и сотрудничества с другими людьми. В стандарте акцентируется внимание на формировании у учащихся умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, строить монологические и диалогические высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию и учитывать мнения других. Таким образом, ФГОС подчеркивает значимость коммуникативных УУД как основы для успешной социализации и адаптации выпускников в современном обществе.
В исследованиях Н.Ф. Виноградовой коммуникативные УУД рассматриваются как комплекс умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие учащихся в различных видах деятельности. Н.Ф. Виноградова выделяет следующие компоненты коммуникативных УУД: умение планировать и организовывать совместную деятельность, распределять роли и обязанности, осуществлять взаимный контроль и оценку, разрешать конфликты и находить компромиссы. Особое внимание уделяется формированию умения работать в группе, принимать решения совместно и нести ответственность за результаты совместной деятельности [5].
И.А. Зимняя, в своих работах, акцентирует внимание на коммуникативной компетенции как интегральном качестве личности, включающем в себя знания, умения и навыки, необходимые для эффективного общения. И.А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как совокупность лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций. Развитие коммуникативной компетенции, по мнению И.А. Зимней, является необходимым условием для успешной социализации и адаптации выпускников в современном обществе [11].
Обобщая различные подходы к определению коммуникативных УУД, можно выделить следующие ключевые аспекты: коммуникативные УУД – это действия, направленные на организацию и осуществление эффективного общения и сотрудничества с другими людьми; они включают в себя умение слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, разрешать конфликты и находить компромиссы; развитие коммуникативных УУД является необходимым условием для успешной социализации и адаптации выпускников в современном обществе.
В группу коммуникативных действий входят:
речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
К этим действиям относится речевое отображение чувств, мыслей, содержание совершаемых действий в виде социализированной речи или внутренней речи;
проектирование учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом, которое заключает в себе определение цели и способов взаимодействия, способность брать ответственность за организацию совместной деятельности, умение с помощью вопросов извлекать недостающую информацию, умение разрешать разногласия в ходе взаимодействия, контроль, оценка, коррекция этапов сотрудничества;
способность действовать с учётом позиции партнёра по коммуникации. Эта способность включает в себя представление о возможности существования различных точек зрения, умение убедительно обосновать свою позицию в рассматриваемом вопросе, анализируя разные точки зрения приходить к единому выводу;
умение правильно выстроить общение с партнёром по совместной деятельности. [3]
К этому коммуникативному действию относятся такие умения как, умение полно и точно выражать свои мысли, используя при этом монологические и диалогические формы речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка, умение предоставить содержание в устной и письменной форме;
умение выстраивать сотрудничество и взаимодействие согласно морально-этическим и психологическим принципам.
Под этим умением подразумевается уважительное отношения к партнёру по сотрудничеству и к его точке зрения, стремление устанавливать отношения, основанные на доверии, взаимопонимании и эмпатии. Описанные выше коммуникативные действия объединяет понятие «педагогическая коммуникация». [21]
В соответствие с преобладающей ролью коммуникации, коммуникативные УУД делят на три группы:
коммуникация как кооперация (коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на сотрудничество для достижения общей цели);
коммуникация как взаимодействие (коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на учёт позиции другого человека);
коммуникация как условие интериоризации (коммуникативные универсальные учебные действия, служащие средством передачи информации) [3, с.118].
Таким образом, высокий уровень сформированности коммуникативных УУД позволяет младшему школьнику благополучно справляться с учебной деятельностью, проектировать и организовывать сотрудничество со сверстниками и взрослыми, что в дальнейшем обеспечит успешность развития личности младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айбазова, Л. М. Интегрированное обучение как средство развития познавательной активности младших школьников / Л. М. Айбазова // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева. – 2016. – № 3. – С. 113-119.
2. Актуальные проблемы диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: сборник научных статей / под ред. Л.Н. Вахрушевой, И.А. Филатовой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 287 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. - Москва : Наука, 2020. - 486 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2018. - 151 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия: сущность, функции, особенности / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2020. - № 4. - С. 22-26.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2019. - 352 с.
7. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие / В. П. Глухов. – Москва: ACT: Астрель, 2022. – 351 с.
8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 2021. - 544 с.
9. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – Москва: Владос, 2020. – 112 с.
10. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - Москва : Педагогика, 2020. - 424 с.
11. Зимняя, И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Вестник образования России. - 2023. - № 6. - С. 35-42.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – Москва: Логос, 2020. – 384 с.
13. Кольберг, Л. Психология нравственного развития : теория нравственных стадий / Л. Кольберг. - [Б. м.] : Cognition Development, 2022. - 359 с.
14. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация ребенка / С. В. Коноваленко. – Москва: Гном-Пресс, 2020. – 160 с.
15. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – Москва: ПЕР СЭ, 2022. – 192 с.
16. Лалаева, Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у детей с общим недоразвитием речи: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2021. – 208 с.
17. Лебедева, В. П. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика / В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. Ф. Шаталов. – Санкт-Петербург: КАРО, 2023. – 224 с.
18. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / В. В. Лебединский. - Москва : Академия, 2023. - 144 с.
19. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Москва: Изд-во Московского университета, 2019. – 320 с.
20. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – Москва: Просвещение, 2022. – 95 с.
21. Матыцина, Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения / Т. А. Матыцина // Начальное образование. - 2012. - № 2. - С. 38-42.
22. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей с олигофренией / В. Г. Петрова. – Москва: Просвещение, 2018. – 159 с.
23. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Международная педагогическая академия, 2024. - 680 с.
24. Слепович, Е.С. Психология детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Е.С. Слепович. – Москва: Владос, 2020. – 128 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки РФ. - Москва : Просвещение, 2011. - 33 с.
26. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей коррекц.-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - Москва : Владос, 2020. - 136 с.
27. Шипицына, Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – Санкт-Петербург: Речь, 2024. – 477 с.