Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы. Поиски резервов снижения затрат, оптимального соотношения затрат и цены реализации экономических порогов безубыточности всего производства гостиничных услуг – одно из важнейших направлений роста эффективности всей гостиничной деятельности. В процессе управления гостиничным предприятием в современных условиях все большее внимание уделяют всем аспектам управления затратами, хотя, чаще всего основной целью управления затратами является их анализ и снижение.
В настоящее время существуют различные методики эффективного управления затратами, такие, как: поиск резервов оптимизации расходов в результате применения бережливых технологий использования технического потенциала, применяемых для производства гостиничной услуги, бюджетирования и мотивации работников отрасли, оптимизация самой гостиничной продукции, также в качестве действенной меры в данном направлении стоит отметить подбор наиболее оптимального метода учета затрат.
Оптимизация нужной суммы прибыли гостиничного предприятия требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирования затрат на производство гостиничных услуг и уровня рентабельности. Основой поиска резервов эффективного управления затратами гостиничного предприятия является их анализ.
Степень разработанности выбранной темы. Проблемы управления и анализа затрат организации были изучены в работах российских ученых, таких, как: Е.Т. Гребнев, H.A. Ермакова, В.А. Ивлев, М.М. Коростелкин, В.В. Решша, Е.Л. Сидорова, Г.И. Сычева, и пр. Из ученых стран Запада данную проблему изучали: Д. Антос, Й. Беккер, М. Хаммер, Д. Чампи, Д.Г. Сигел и пр. В работах указанных авторов нашли отражение все возможные пути оптимизации затрат современных организаций, которые базируются на проведении их анализа. Однако для конкретных организаций не в каждой литературе можно найти отражение методики проведения анализа для поиска резервов оптимизации, что нуждается в дальнейшей разработке.
Объект курсовой работы – затраты организации сферы гостеприимства.
Предмет курсовой работы – формирование затрат организации сферы гостеприимства.
Цель курсовой работы – выработка направлений оптимизации затрат организации сферы гостеприимства на основе проведенного анализа.
Основные задачи курсовой работы:
- определить понятие и значение затрат и себестоимости услуг организации сферы гостеприимства;
- раскрыть задачи анализа затрат организации, источники информации;
- представить методику анализа затрат организации;
- выполнить анализ динамики затрат, их состава и структуры;
- разработать рекомендации по улучшению управления затратами организации на основе проведенного анализа.
Эмпирическая база исследования. В качестве методов исследования курсовой работы использованы метод сравнения, методы горизонтального и вертикального анализа, методы сводки и группировки экономических данных. База наблюдения – ООО «Отель Сервис» г. Тюмени – организация сферы гостеприимства.
Элемент новизны – разработка конкретных рекомендаций для оптимизации затрат организации сферы гостеприимства.
Научная и практическая значимость курсовой работы состоит в возможности внедрения ее результатов в деятельность предприятия, а также использовании результатов исследования при подготовке к занятиям по экономическим дисциплинам.
Апробация – выступление с материалами работы на конференциях.
1. Теоретические аспекты анализа затрат и себестоимости услуг организации сферы гостеприимства
1.1 Понятие и значение затрат организации
В современных условиях процесс формирования затрат производства и реализации в организации сферы гостеприимства имеет особое значение для ее деятельности. Это все имеет смысл не только во взаимосвязи с имеющимся сегодня законодательством по налогам, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета во всей системе управления современной организацией. В качестве основы для осуществления разработки и реализации решений выступают соответствующие информационные сведения по поводу состояния дел в определенной сфере функционирования организации в определенный момент времени.
С целью изготовления продукции организацией затрачиваются средства на процесс приобретения сырья, материалов, топлива. В ходе производственного процесса гостиничных услуг используют машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена изношенной техники вместе с прочим требуют определенного рода расходов [12, с.596]. В процессе изготовления гостиничных услуг участвуют все сотрудники организации, и всем им оплачивают труд. На продажу гостиничной продукции организацией также затрачиваются денежные средства. Если сложить представленные расходы и отразить их в денежной форме, будет сформирована себестоимость услуг организации сферы гостеприимства (общая сумма издержек) [17, с.13].
Известно, что на любой экономический процесс или явление влияют определенные факторы. Первые упоминания о лежащих в основе и влияющих на издержки производства факторах можно найти в работах Смита, Рикардо, Маркса. В дальнейшем развитии экономической теории они назывались элементами производства. Затем Маршалл добавил к ним еще один элемент – корпоративную организацию.
За прошедшее столетие эта группа элементов не изменилась, изменилась только их интерпретация, в зависимости от условий производства и уровня технического и технологического развития. Элементы, составляющие стоимость производства – рабочая сила, земля, капитал и организация – делятся на несколько структурированных элементов.
В отечественной экономической теории и практике с 1960-х годов по настоящее время были выявлены следующие факторы, влияющие на уровень затрат на производство.
1. Факторы уровня технологии производства. В этой группе выделяются следующие факторы:
- внедрение новых и передовых технологий;
- механизация и автоматизация производственных процессов;
- расширение и развитие используемого оборудования и технологий;
- совершенствование использования существующего и новых материалов и комплектующих;
- изменение дизайна и технических характеристик продукции;
- внедрение компьютерных технологий;
- внедрение и развитие автоматизированных систем управления технологическими процессами;
- другие факторы [3, с. 157].
2. Организационные элементы производства гостиничной продукции, труда и управления. Анализ влияния данной группы факторов включает:
- развитие экспертизы процесса производства гостиничной продукции;
- улучшение организации обслуживания и управления производством гостиничной продукции;
- снижение затрат на управление;
- улучшение организации бизнеса, использование основных средств, использование логистических и материальных ресурсов и снижение транспортных расходов;
- устранение ненужных затрат и потерь;
- другие факторы, повышающие уровень организации процесса производства гостиничной продукции.
3. Факторы, изменяющие объем, структуру и расположение процесса производства гостиничной продукции. В частности, это обусловлено снижением издержек производства, условным снижением фиксированных затрат, номенклатурой и классификацией продукции, улучшением качества продукции и изменением места производства.
4. Масштаб. Масштабный фактор связан с инвестициями в развитие процесса производства гостиничной продукции или, то есть с капиталом предприятия, а его сущность, влияние и значение рассматриваются в произведениях классики экономической теории. Это положительно и отрицательно сказывается на деятельности предприятия, и это называется положительным и отрицательным эффектом масштаба [8, с.206].
5. Интеграция. Этот элемент был описан и охарактеризован Маршаллом. Он проявляется как в установлении торгово-технических отношений, сопровождающихся изменениями в организационно-правовых формах, формах собственности, так и в установлении договорных хозяйственных, промышленно-технических отношений, не меняющих статус предприятия (использование материалов, сотрудничество). В исследовании отечественных исследователей элемент «интеграции» относится к элементам организации производства, труда и управления. Этот фактор влияет не только на прямые затраты, связанные с производимой гостиничной продукцией, но и на расходы, связанные с управлением бизнесом [11, с. 238].
Уровень затрат независимого предприятия – это обобщенный качественный показатель, который формируется под влиянием многих факторов и отражает основные аспекты его деятельности. Эти факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние факторы описывают условия и операционную среду предприятия. Эти факторы принимаются как независимые от предприятия.
С учетом внутренних факторов, которые в основном связаны с использованием ресурсов в процессе основной деятельности, это зависит от ситуации.
Экономический, как и научно-технический прогресс, не стоит на месте. Данные направления являются современными и доступными по затратам на установку или обновление информации. Поэтому даже самые маленькие предприятия гостиничной сферы могут себе позволить увеличить конкурентоспособность с помощью цифровизации предприятия и маркетинга.
Издержки на производство продукции состоит из таких элементов:
1) материальные затраты – в них входя суммы затрат на материалы и исходное сырье, расходы на комплектующие и пр.; затраченная электроэнергия, топливо, уголь и т.д.; суммы общепроизводственных затрат;
2) расходы на оплату труда работников;
3) расходы на амортизацию основных средств организации;
4) прочие расходы – в них входят суммы расходов на рекламу, маркетинг продукции, суммы накладных расходов, которые вызваны процессом производства продукции и ее продажи и пр. [15, с.136]
В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) представлены правила образования в бухгалтерском учете современной организации информационных сведений об ее расходах [2].
Вместе с тем Налоговым кодексом РФ устанавливается порядок определения в налоговом учете информационных сведений о расходах современной организации при установлении суммы прибыли до налогообложения (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. - Понятие расходы по НК РФ и ПБУ 10/99 [1, 2]
Содержание понятия «затраты» очень часто представляют в качестве совокупности разного рода видов расходов на производство и продажу товаров или услуг.
Помимо того, необходимо заметить, что в затрат включаются: суммы страховых взносов, расходов на гарантийный ремонт, брак и др. Затраты делят на явные (заработную плату, затраты на оборудование, расходы на транспортировку, коммунальные платежи, услуги банковских организаций, оплату поставщикам и неявные (иначе - альтернативные издержки), переменные и постоянные.
Значимую часть общественных издержек производства составляет себестоимость продукции, как показатель, который отражает сумму текущих затрат на производство и продажу продукции, которые выражены в денежной форме, за определенный временной период [12, с.597].
Уменьшение уровня удельных затрат в составе себестоимости продукции (работ или услуг) демонстрирует экономию живого и овеществленного труда и влечет за собой рост уровня эффективности производственного процесса.
Классификация затрат на предприятиях играет важную роль в управлении финансами и бухгалтерском учете. Она рассматривается в исследованиях многих авторов, которые приводят классификацию по различным признакам и назначениям.
Для современных организаций сферы гостеприимства А.И. Ковалев предлагает классификацию затрат в зависимости от их назначения [6, с.276]:
– восстановление имеющихся объектов основных средств, к данным затратам относится: ремонт, затраты некапитального характера и модернизация с реконструкцией;
– затраты капитального характера, к ним относится: строительство, изготовление новых объектов, покупные и иные способы приобретения объектов основных средств.
С.С. Скобкин, в свою очередь, предлагает классификацию затрат по признакам: для принятия решений и планирования, контроля и регулирования деятельности центров ответственности, расчета себестоимости и оценки полученной прибыли [9, с.204].
В стандарте по бухгалтерскому учёту классификация затрат предполагает их деление на прямые, косвенные, постоянные, переменные.
Прямые затраты – это те затраты, которые непосредственно относятся на себестоимость продукции. Например, материалы, используемые в целях производства, заработная плата рабочих и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Законодательные и нормативные акты
1.Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 28.12.2024). – М.: Эксмо, 2025. – 1600 с.
2.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [Текст]: приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. №33н // Налоги. – 2000. - №1.
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники
3.Грибов, В.Д. Экономика предприятия [Текст]: практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: КУРС, 2023. - 417с.
4.Заугарова, Е.В. Учет и анализ на предприятиях сферы гостеприимства и общественного питания [Текст] / Заугарова Е.В., Островская О.Л., Щербакова Н.П., Карпова Т.П., Осипов О.М.: учебное пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2023. – 129с.
5.Ибрагимов, Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы [Текст] / Р.Г. Ибрагимов. – М.: Юрайт, 2024. - 184с.
6.Ковалев, А.И. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / А.И. Ковалев. – СПб.: Питер, 2023. - 464с.
7.Кондратьева, И.В. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие для вузов / И.В. Кондратьева. – М.: Лань, 2022. - 232с.
8.Основы экономики. Микроэкономика [Текст]: учебник / под. ред. Г.А. Родиной. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 313с.
9.Скобкин, С.С. Экономика организации в гостиничном бизнесе [Текст] / С.С. Скобкин: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2025. – 314с.
10.Экономика гостиничного предприятия [Текст]: учебник / под ред. С.В. Огневой, А.Н. Лазарева, Н.А. Зайцевой, Е.Н. Егоровой. – М.: КноРус, 2021. – 382с.
11.Экономика предприятия [Текст]: учебник / под ред. А.В. Колышкина, С.А. Смирнова. – М.: Юрайт, 2023. - 479с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий
12.Бирюлина, Я.А. Управление доходами и расходами предприятия [Текст] / Я.А. Бирюлина // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: тезисы докладов конференции. – М.: Центр полиграфических услуг, 2024. – С.596-598.
13.Болдырев, О., Шевченко С.А. Направления снижения производственных затрат предприятия [Текст] / О. Болдырев, С.А. Шевченко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. - №3-1. – С.23-25.
14.Выдрин, К.С. Финансовые методы текущего управления расходами на предприятиях [Текст] / К.С. Выдрин // Интернаука. – 2024. - №19-5. – С.12-14.
15.Гутлаев, Х. Содержание издержек производства и затрат общества предприятия [Текст] / Х. Гутлаев // Матрица научного познания. – 2023. - №3-2. – С.135-138.
16.Зинченко, Е.Д. Методика анализа и пути оптимизации расходов предприятия [Текст] / Е.Д. Зинченко, А.М. Мухамадиева, Е.В. Демидова, Г.А. Хазиахметова // Экономика и предпринимательство. – 2024. - №9. – С.1173-1177.
17.Киселев, Н.В. Экономическое понятие доходов и расходов предприятия [Текст] / Н.В. Киселев, А.Д. Бегляров // Студенческий форум. – 2024. - №16-2. – С.12-14.
18.Кобзарь, И.М. Повышение прибыли предприятия за счет оптимизации расходов [Текст] / И.М. Кобзарь, С.Н. Сайфиева // Вестник Академии управления и производства. – 2024. - №3. – С.68-78.
19.Кучина, А.В. Планирование и прогнозирование затрат на предприятии [Текст] / А.В. Кучина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. - №4-2. – С.23-26.
20.Маняева, В.А. Методические аспекты внутреннего финансового контроля расходов предприятия [Текст] / В.А. Маняева, Н.С. Митясова // Экономика и предпринимательство. – 2024. - №6. – С.1190-1193.
21.Мередов, М. А. Изучить издержки производства и прибыль предприятия [Текст] / М.А. Мередов, В. Аманназаров, А. Гурбанов, О. Шихбердиев // Cognitto Rerum. – 2024. - №2. – С.38-40.
22.Моровова, И.М. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг гостеприимства [Текст] / И.И. Моровова, Я.В. Бацына, О.Е. Андреева // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. - №11. – С.225-235.
23.Никитченко, А.И. Расходы предприятия: экономический смысл и их определение [Текст] / А.И. Никитченко, И.В. Ордашевская // Архитектура финансов: вызовы новой реальности: сборник материалов Республиканской конференции. – Донецк: ДНТУ, 2024. – С.73-76.
24.Петров, В.С. Значение управления доходами и расходами предприятия в условиях экономических санкций [Текст] / В.С. петров, Д.Д. Скудин // Проблемы и перспективы развития экономики и управления в современных условиях: сборник научных статей. – М.: Научные технологии, 2024. – С.334-342.
25.Синельников, Б.А. Совершенствование финансового планирования расходов и источников финансовых затрат в организациях [Текст] / Б.А. Синельников, В.А. Бугрова // Финансовая экономика. – 2023. - №4. – С.251-253.
26.Тимошенко, К.Н. Анализ управления затратами на предприятии [Текст] / К.Н. Тимошенко // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. – Уфа: Вестник науки, 2023. – С.89-93.
27.Торопова, А.А. Методы определения и управления расходами на производство и их влияние на финансовые результаты [Текст] / А.А. Торопова, А.Р. Гайнуллина // СКИФ. Вопросы студенческой науки. – 2024. - №1. – С.156-161.
28.Трубицына, Н.С. Анализ доходов и расходов предприятия как инструмент финансового бюджетирования [Текст] / Н.С. Трубицына, С.В. Воробьев // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. - №4-2. – С.308-314.
29.Юнусова, Г.Р. Оптимизация затрат на предприятии [Текст] / Г.Р. Юнусова // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. – СПб.: Питер, 2023. – С.203-205.
Ягафарова, А.Ф. Модели управления затратами на предприятии: зарубежный опыт и российская практика [Текст] / А.Ф. Ягафарова, А.Д. Боев // Экономические исследования и разработки. – 2023. - №1. – С.211-216.