Фрагмент для ознакомления
2
Платон считается основоположником теории социалистического государства. В его работе "Государство" впервые выделены философы как обладатели способности познавать вечные и неизменные сущности, то есть идеи. У Платона справедливость, представленная в "Государстве", понимается как соответствие конкретного явления его идеальному прообразу. Идеальное государство, по Платону, – это воплощение идей в общественно-политической сфере, максимально приближенное к миру идей. В любом государственном устройстве власть занимается установлением законов: демократия предполагает создание демократических законов, а тирания – тиранических .
Законы, выгодные правящим кругам, объявляются справедливыми для населения. Другими словами, справедливость трактуется как соответствие интересам и потребностям власть имущих. Сократ придерживался диаметрально противоположной точки зрения, утверждая, что власть может издавать несправедливые законы, наносящие вред обществу. В платоновском трактате представлены различные интерпретации справедливости, ее моральных и этических аспектов. Сократу, как символу мудрости, противостоят три оппонента, каждый из которых представляет собой определенную возрастную и социальную группу. Платон поднимает вопрос о разграничении справедливости и несправедливости на разных уровнях общественной жизни. Несправедливость рассматривается как естественное явление, в то время как справедливость больше связана с насильственным внедрением общественного блага. Справедливость, не основанная на моральных принципах, может быть лишь видимостью.
Идеи социалистического государства получили развитие в многочисленных утопических проектах. Первыми, кто указал на частную собственность как корень всех социальных проблем, были Т. Мор и Т. Кампанелла. Обратимся, например, к произведению Т. Мора "Утопия".
"Утопия" описывает республику, где управление осуществляется выборными лицами, которых граждане называют "отцами". Вся жизнь в этом вымышленном государстве, созданном Томасом Мором, регулируется государством. Там нет частной собственности и денег. Экономика основана на всеобщей трудовой повинности, при этом обязательная работа в сельском хозяйстве является приоритетом для всех (или почти всех). Эти утопические концепции актуальны для современных стран, где господствует культ частной собственности и денег, и где принципу выборности уделяется недостаточно внимания. В целом, многие мыслители эпохи Возрождения предлагали свои собственные способы решения проблемы социального неравенства и несправедливости в социально-политическом устройстве общества.
Г. Мабли, Ж. Мелье, Р. Оуэн, К.А. Сен-Симон, М. Фурье и многие другие резко критиковали частную собственность.
Все они стремились определить причины социальных противоречий и разработать модель идеального общества, свободного от несправедливости, которая пронизывает реальность. Отсутствие частной собственности рассматривалось всеми этими мыслителями как определяющая черта будущего справедливого общества.
К. Маркс и Ф. Энгельс также считали, что частная собственность на средства производства является главной причиной социальных бед. Однако они пошли дальше, выделив социальный класс, способный построить справедливое социалистическое общество – пролетариат. У этого класса не было частной собственности, и, согласно логике развития капитализма, он мог со временем стать численно преобладающим классом.
Для создания новой теоретической концепции необходимо было дистанцироваться от идей, существовавших ранее. В связи с этим, К. Маркс и Ф. Энгельс стали использовать негативные характеристики по отношению к термину «социализм», который вошел в употребление в 1834 году, добавляя к нему определения: феодальный, буржуазный, консервативный, реакционный. Свою собственную теорию они окрестили коммунистической. После кончины Ф. Энгельса немецкие социал-демократы пришли к выводу, что социализм и коммунизм представляют собой не конфронтацию между будущими общественными устройствами, а две последовательные фазы одного и того же процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс описывали эти этапы построения грядущего общества. Первый этап этого процесса должен был заключаться в борьбе пролетариата с буржуазией за перераспределение частной собственности в пользу всех . Второй аспект заключается в трансформации диктатуры пролетариата в систему всеобщего самоуправления, то есть в такое социальное устройство, где государство утрачивает свою необходимость. Ключевой задачей большевистской программы было устранение частной собственности и формирование на её месте общенародного социума, направленного на "обеспечение благосостояния и всестороннее развитие всех членов общества".
Развитие марксистской теории социалистического государства продолжил В.И. Ленин. В данном контексте важно выделить следующие моменты.
Опираясь на фундаментальные идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, Ленин развивает теорию о государстве и революции, рассматривая последнюю как инструмент достижения целей, сформулированных пролетариатом. В своих рассуждениях о государстве Ленин прежде всего подчеркивал его классовую природу, анализировал причины его возникновения и описывал роль государства в классовом обществе как орудия диктатуры эксплуатирующих классов. Ленин отмечал, что, несмотря на разнообразие форм, суть современного буржуазного государства сводится к реализации диктатуры буржуазии. Он утверждал, что пролетариату необходимо посредством революции разрушить старое буржуазное государство и создать государство нового, высшего типа, основанное на диктатуре пролетариата. Ленин категорически отвергал возможность постепенного преобразования и совершенствования капиталистического общества без революционного вмешательства. Он видел будущее буржуазных институтов в их превращении в инструменты пролетариата. Ленин определял государство как результат непримиримости классовых противоречий. Он не соглашался с тем, что государство должно всецело контролировать все сферы общественной жизни и являться абсолютным благом, гарантом всеобщего процветания. Революция, по его мнению, играет решающую роль в устранении этой несовершенной государственной системы, основанной на принуждении, силе и репрессиях. В учении Ленина государство предстает как некая надчеловеческая система, опирающаяся на мощь армии и полиции и осуществляющая посредством репрессивного аппарата бесчеловечную эксплуатацию. Обращаясь к истории, Ленин подчеркивал, что существовали периоды, когда государства не существовало, имея в виду первобытнообщинный строй. Лишь в процессе эволюции человеческой цивилизации произошло выделение класса эксплуататоров и собственников, что привело к разделению общества на враждующие классы. Антагонизм между эксплуататорами и эксплуатируемыми породил глубокие внутренние противоречия. Для разрешения этих противоречий и подавления эксплуатируемых масс господствующие классы создали организацию подавления – государство. Таким образом, Ленин в полной мере обосновал марксистский тезис о классовом происхождении государства. Он считал, что в классово-антагонистическом обществе не может существовать надклассового государства, так как интересы различных групп населения в таком обществе противоположны. Поскольку государство является инструментом собственников и эксплуататоров, оно выражает волю господствующего класса, а не всего общества в целом. Ленин называл государство "машиной" для угнетения одного класса другим, подчеркивая, что оно полностью лишено всенародности. Вслед за Марксом, Ленин абсолютизировал идею классовой борьбы, считая солидарность классов невозможной. Исходя из этого, он утверждал, что государство не может быть справедливым и гуманным, поскольку всегда подавляет один класс в интересах другого . Ленин отрицал саму концепцию достижения справедливого социума в рамках капиталистической системы, равно как и реализацию прав человека, свобод и достаточного социального обеспечения. Анализируя демократию, Ленин подчеркивал, что идеализированной, "абсолютной" демократии не существует. Более того, он утверждал о допустимости одновременного наличия диктатуры и демократии в государстве, что логично вытекало из его принципа классовой борьбы. Этот подход к анализу общественных и государственных процессов Ленин последовательно применял во всех своих работах .
1.2 Специфика социалистического типа государства
Социализм часто интерпретируется как отдельная социально-экономическая модель. Однако основоположники марксизма не утверждали этого, рассматривая социализм как фазу или стадию. В их времена социализм еще не был воплощен в реальности. Возможно, последующие события в мировом сообществе позволяют пересмотреть закономерности его становления. Опыт социалистических стран XX века дает возможность проанализировать их структуру и выделить специфические особенности формирования.
Прежде всего, формы собственности на средства производства в социалистических государствах существенно различались. Государство выступало коллективным владельцем, а также существовала собственность кооперативных хозяйств (переданная государством в бессрочное пользование). Коммунизм предполагает безгосударственное устройство с социальной самостоятельностью, где средства производства находятся в собственности и управлении трудовых коллективов. В обоих случаях речь идет об общественной собственности, но в разных формах. Аналогично, рабство, феодализм и капитализм различаются формами частной собственности, но при этом мы признаем принципиальные различия между этими общественными системами .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, М. В. Теория государства : учебник для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 513 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21515-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/575014 (дата обращения: 04.04.2025).
2. Антропов В. В. Социальное государство: от теории к практике // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 2. С. 6 -10
3. Бошно С. В. Теория государства и права./ Бошно С. В. - М: Юстиция. 2018.
4. Голубева, Е. Д. Тренд в развитии моделей социального государства / Е. Д. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96502/ (дата обращения: 04.04.2025).
5. История государства и права России : учебник для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559556 (дата обращения: 04.04.2025)
6. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях./ Кожевников В. В. - М: Проспект, 2021.
7. Малько А. В. Теория государства и права./ Малько А. В. - М: КноРус, 2020.
8. Маргулян, Я. А. Основы социального государства : учебник для вузов / Я. А. Маргулян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07234-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561634 (дата обращения: 04.04.2025).
9. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. – 464 с.
10. Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 948 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16633-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560253 (дата обращения: 04.04.2025).
11. Пайпс Р. Русская революция: В 3 кн. Кн. 2. Большевики в борьбе за власть. 1917—1918. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=12231 (дата обращения 04.04.2025)
12. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.: РИОР, 2017. – 473 с.