Фрагмент для ознакомления
2
Режим чрезвычайного положения – это неотъемлемый элемент как глобальной, так и российской юридической системы, играющий ключевую роль в поддержании стабильности, обеспечении безопасности и защите интересов страны и ее граждан в условиях кризисных явлений. В международном масштабе, опираясь на нормы международного права, государства вправе вводить режим чрезвычайного положения при возникновении вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков, стихийных бедствий или других угроз для безопасности и устойчивости социума [18, c. 3].
Значимость режима чрезвычайного положения состоит в том, что он позволяет государству принимать срочные меры и регулировать деятельность граждан и организаций в соответствии с установленными правилами и процедурами, тем самым обеспечивая безопасность, правопорядок и защиту прав и свобод граждан. Однако, важно соблюдать баланс между адекватной защитой государственных интересов и соблюдением фундаментальных прав и свобод граждан, чтобы избежать злоупотреблений и сохранить принципы демократии и правового государства.
Прежде чем перейти к изучению понятия «чрезвычайное положение» (далее – ЧП), необходимо подчеркнуть, что указанное понятие не является абсолютным синонимом определения «чрезвычайная ситуация» (далее - ЧС). Другими словами, они описывают разные явления, поскольку ЧС представляет собой обстановку, являющуюся следствием какой-либо катастрофы любого характера. Для нее характерно наличие различного рода ущерба, как материального, так и вреда здоровью людей, а также человеческие жертвы.
Под ЧП же следует понимать особый порядок функционирования уполномоченных государственных органов, а также различных юридических лиц, применяемый с целью поддержания порядка в обществе и ликвидации последствий ЧС или непосредственно самого происшествия, поскольку это может представлять угрозу для нормальной работы государства и его населения [23, c. 71].
Чрезвычайное положение представляет собой систему юридических норм, закрепленных в законодательстве, предназначенных для регулирования деятельности органов власти и иных структур в условиях, подпадающих под данный правовой режим. Государство гарантирует защиту прав и свобод своих граждан, как это закреплено в статье 2 Конституции РФ [1], провозглашающей высшей ценностью права и свободы человека и возлагающей на государство обязанность по их защите. Это также подтверждается в других статьях Конституции, согласно которым все гарантированные государством права и свободы соответствуют международным актам, регулирующим данный вопрос.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [3] определяет чрезвычайное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Этот режим вводится в исключительных случаях для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Закон предусматривает возможность ограничения прав и свобод одного лица правами другого, следуя принципу, что права одного заканчиваются там, где начинаются права другого. Также допускается ограничение прав в целях сохранения государственного порядка, защиты населения и обороноспособности страны.
Статья 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определяет чрезвычайное положение как специальный правовой режим, применяемый на всей территории государства или его части, приводящий в готовность уполномоченные органы и вводящий ограничения прав и свобод населения, а также новые обязанности, с целью устранения угроз жизни, здоровью граждан и безопасности государства [3].
Этот особый правовой режим вводится в особых обстоятельствах для защиты населения и государственного устройства. Период действия режима характеризуется особым правовым состоянием, направленным на устранение последствий чрезвычайной ситуации и восстановление нормальной работы органов власти и действия законодательства.
Целью закона является создание системы норм, регулирующих деятельность органов государственной власти в условиях чрезвычайных ситуаций, что отражает концепцию единого правового режима. Учитывая уникальность каждой чрезвычайной ситуации, единый режим объединяет ключевые черты этих ситуаций и устанавливает специальные ограничения и меры, подходящие к каждому конкретному происшествию, особенно в ситуациях природного, техногенного и социально-политического характера.
Для введения режима чрезвычайного положения недостаточно только факта чрезвычайного происшествия. Необходимы дополнительные факторы, указанные в законе, для изучения полной картины ситуации, такие как обоснованная угроза гражданам, их здоровью и жизни, а также реальная возможность посягательства на конституционный строй, при наличии объективных причин, указывающих на невозможность решения проблемы без особых мер.
Определение «чрезвычайное положение» имеет широкий спектр трактовок, что позволяет адаптировать его к конкретным государствам и правовым системам. В узком смысле это особый политический режим, введенный исходя из особенностей государства и применяемый в соответствии с нормами чрезвычайного законодательства. Как важнейшая часть системы обеспечения безопасности государства, режим чрезвычайного положения является основополагающим элементом политико-правового устройства России [29, c. 70].
Введение режима чрезвычайного положения, предполагающее установление определенных запретов, ограничений прав граждан и возложение на них особых обязанностей, способствует более оперативной и результативной работе уполномоченных органов в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последующего анализа для разработки мер по минимизации подобных инцидентов в будущем. Вместе с тем, необходимо учитывать существование неотъемлемых прав и свобод, не подлежащих ущемлению, перечень которых закреплен в международных правовых актах и основном законе страны. Действия государственных структур, направленные на ограничение прав и свобод граждан в рамках введенного режима, считаются правомерными при условии, что они обусловлены сложившейся обстановкой, способствуют скорейшей ликвидации чрезвычайной ситуации и её последствий, а также соответствуют главной цели – защите населения.
Таким образом, можно утверждать, что, согласно Конституции РФ, государство, приняв на себя обязательства по обеспечению безопасности своих граждан, а также поставив во главу угла защиту прав и свобод человека, создало институт чрезвычайного положения для выполнения взятых на себя обязательств. Данный институт играет важную роль в выполнении государством своих обязанностей в подобных ситуациях и, как следствие, является значимой частью государственно-правовой системы страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.04.2025)
2.Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 05.04.2025).
3.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О чрезвычайном положении». — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения: 04.04.2025).
4.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 13.12.2024) «О военном положении». — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35227/ (дата обращения: 03.04.2025).
5.Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 08.08.2024). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 05.04.2025).
6.Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 01.03.2025). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 03.04.2025).
7.Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 14.07.2022). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/ (дата обращения: 05.04.2025).
8.Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 23.03.2024). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/ (дата обращения: 03.03.2025).
9.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 26.12.2024). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 02.04.2025).
10.Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 28.02.2025). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 04.04.2025).
11.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 10.07.2023). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 03.05.2025).
12.Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (ред. от 20.03.2025). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48879/ (дата обращения: 04.04.2025).
13.Указ Президента РФ от 02.08.2010 N 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» (с изм. от 26.08.2010). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103317/ (дата обращения: 04.04.2025).
14.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ред. от 17.01.2024). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/186620/ (дата обращения: 02.04.2025).
15.Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 27.03.2025). — [Электр.ресурс] — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12153609/ (дата обращения: 05.04.2025).
16.Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73728306/ (дата обращения: 05.04.2024).
Учебная и научная литература
17.Анфимов В. С. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов / В. С. Анфимов // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности: Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2022 года. Том 2. – Москва: ЗАО «Университетская книга», 2022. – С. 30-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48607234 (дата обращения: 06.04.2025).
18.Васильева, Т.А. Чрезвычайное законодательство: конституционно-правовой анализ // Журнал российского права. – 2025. – № 11. – С. 3-14.
19.Головин, М.А. Конституционно-правовые основы режима чрезвычайного положения в Российской Федерации: монография. – М.: Юрлитинформ, 2024. – 208 с.
20.Колюшин, Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Изд-во Московского университета, 2021. – 336 с.
21.Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрайт, 2021. – 592 с.
22.Кутафин, О.Е. Российский конституционализм. – М.: Норма, 2022. – 560 с.
23.Малько, А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: КНОРУС, 2021. – 400 с.
24.Старилов, Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2023. – 392 с.
25.Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2021. – 697 с.
26.Хаманева, Н.Ю. Административная юстиция: Учебное пособие. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2021. – 192 с.
27.Четвернин, В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. – М.: Институт государства и права РАН, 2023. – 208 с.
Диссертации
28.Курячая, М.М. Конституционно-правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2023. – 215 с.
29.Петров, А.В. Чрезвычайное положение: конституционно-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2022. – 190 с.
Ресурсы удаленного доступа
30.Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 04.04.2025).
31.СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.04.2025).
32.СПС «Гарант». – URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 06.04.2025).