Фрагмент для ознакомления
2
Экологическое право представляет собой взаимосвязанную систему, включающую в себя [17, c. 100]:
а) Право природопользования – совокупность юридических норм, регулирующих отношения в обществе, касающиеся рационального использования природных ресурсов и объектов для удовлетворения нужд экономики и различных пользователей природы.
б) Право охраны природы – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, восстановлению и улучшению окружающей человека природной среды, а также её защиту от негативных последствий человеческой деятельности.
Таким образом, экологическое право охватывает сложные и специфические общественные отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Экологическое право является ключевым элементом социальной экологии, поскольку устанавливает основные правила использования и защиты природы. В свою очередь, социальная экология и экологическое право являются составляющими более широкого понятия «экология».
Защита природы и сбалансированное использование естественных ресурсов – это задача, характеризующаяся сложностью и многоаспектностью. Её решение требует урегулирования взаимоотношений между человеком и природой, их соответствия определённой системе законов, инструкций и установленных правил. В России данная система закреплена законодательно.
Юридическая защита природы представляет собой комплекс правовых норм, установленных государством, и возникающих в результате их применения правовых отношений [15, c. 98]. Они направлены на осуществление мер по сохранению природной среды, рациональному использованию ресурсов, улучшению условий жизни для нынешнего и будущего поколений. Это система мер, узаконенных государством, которые нацелены на сохранение, восстановление и улучшение благоприятной среды, необходимой для жизни людей и развития экономики.
В структуру юридической охраны природы в России входят четыре основные категории мер [22, c. 59]:
1) Юридическое урегулирование вопросов, связанных с использованием, сохранением и восстановлением природных ресурсов.
2) Организация просвещения и подготовки специалистов, финансирование и обеспечение материально-технической базы природоохранных мероприятий.
3) Государственный и общественный надзор за соблюдением природоохранных требований.
4) Привлечение к юридической ответственности нарушителей.
Согласно экологическому законодательству, природная среда выступает объектом юридической охраны. Это объективная реальность, существующая вне человека и независимо от его сознания, являющаяся местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права являются нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления, нормативные акты министерств и ведомств, законы субъектов Федерации. Важную роль играют международные правовые акты, регулирующие экологические отношения на основе приоритета международного права [17, c. 61].
В результате кодификации сформировалась система экологического законодательства, основанная на трёх ключевых актах: Декларации Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете (1990 г.), Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституции РФ (1993 г.).
Система экологического законодательства, базирующаяся на идеях конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.
Природоохранное законодательство включает Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие акты комплексного регулирования.
Подсистема природоресурсного законодательства включает: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире», а также другие законодательные акты.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и направления укрепления экологического правопорядка. Она определяет экологическую деятельность человека во взаимодействии общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности [1]. Центральное место занимает положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов.
Конституция закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, а также право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Конституция РФ определяет взаимоотношения Федерации и её субъектов. Согласно ст. 72, пользование, владение и распоряжение землёй, недрами, водными и другими ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместной компетенции [1].
Российская Федерация принимает федеральные законы, обязательные на всей территории страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных актов. Законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивая сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для нынешних и будущих поколений, укрепление правопорядка и обеспечение экологической безопасности [10].
Закон содержит 16 глав, закрепляющих следующие положения: основы управления, права и обязанности граждан, экономическое регулирование, нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, требования охраны при осуществлении хозяйственной деятельности, зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций, государственный мониторинг, контроль, научные исследования, основы формирования экологической культуры, международное сотрудничество.
Охрана здоровья и благополучия человека – главная цель охраны окружающей среды. Поэтому в актах, направленных на охрану здоровья, экологические требования занимают важное место. Источником экологического права является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующий санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды.
Другим источником экологического права являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Они регулируют административные отношения, но содержат нормы, обеспечивающие экологические права граждан, например, право на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей среды и обеспечения экологического законодательства.
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся в актах природоресурсного законодательства, таких как Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире».
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от ред. от 03.02.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 12. – Ст. 34.
4.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 20.03.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
5.Водный кодекс Российской Федерации 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 17. – Ст. 1462.
6.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 21. – Ст. 1352.
7.Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
8.Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 30.11.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 351.
9.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от т 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.
10.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
11.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.
12.Постановление Правительства РФ «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» от 30.06.2021 № 1096 (ред. от 11.09.2024) // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 27. - Ст. 5384.
13.Постановление Правительства РФ от 1 августа 2024 г. № 1041 «О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации [Электр. ресурс]: // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.09.2024).
Материалы судебной практики
14.О судебной практике по делам о нарушениях в сфере охраны природы и природопользования: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 // Российская газета. – 2012. – 7 ноября.
Учебная и научная литература
15.Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник для вузов / М.М. Бринчук. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 688 с.
16.Ерофеев, Б.В. Экологическое право: учебник для юридических вузов / Б.В. Ерофеев. – М. : Юристъ, 2020. – 375 с.
17.Петров, В.В. Экологическое право России: учебник для вузов / В.В. Петров. – М.: Бек, 2020. – 557 с.
18.Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Проспект, 2022. - 448 с.
19.Теоретические основы государственного управления / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: ЮрИнфоР, 2021. - 328 с.
Монографии
20.Васильева, М.И. Публичные интересы в экологическом праве / М.И. Васильева. - М.: Издательство Московского университета, 2023. - 544 с.
21.Голиченков, А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования / А.К. Голиченков. - М.: Изд-во МГУ, 2022. - 192 с.
22.Жаворонкова, Н.Г. Экологическое право России: курс лекций / Н.Г. Жаворонкова. - М.: Юстицинформ, 2023. - 368 с.
Диссертации
23.Павлова, А.А. Правовое регулирование государственного экологического контроля в Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук / А.А. Павлова. – М., 2024. – 203 с.
24.Семенова, А.А. Совершенствование правового регулирования государственного экологического контроля в Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук / А.А. Семенова. – М., 2023. – 209 с.
Ресурсы удаленного доступа
25.Генеральная прокуратура Российской Федерации. — [Электр.ресурс] — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf
26.Обзор практики применения судами положений Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях. — [Электр.ресурс]
27.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. — [Электр.ресурс] — Режим доступа: https://rpn.gov.ru/
28.— Режим доступа: https://www.vsrf.ru/documents/thematics/31278/
29.Федеральная служба государственной статистики. — [Электр.ресурс] — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/?/