Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Электрическая энергия является неотъемлемой частью повседневной жизни, обеспечивая функционирование как бытовых, так и производственных процессов. С каждым годом растет потребность в подключении новых объектов к электрическим сетям, что обусловлено развитием инфраструктуры, строительством новых жилых комплексов, промышленных объектов, а также расширением бизнеса. Однако подключение к электроэнергетической сети — это не просто техническая задача, а сложный процесс, который требует соблюдения множества правил и стандартов. Важно, чтобы все этапы подключения, начиная от подачи заявки и заканчивая фактическим подключением, выполнялись в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Процесс подключения к электроэнергетической сети включает в себя несколько этапов, среди которых подготовка заявки, получение технических условий, проектирование, монтаж и пусконаладочные работы. На каждом из этих этапов важно обеспечить безопасность, соблюдение технических норм, а также обеспечить максимальную эффективность использования энергетической инфраструктуры. Ошибки на любом из этапов могут привести к повышенным затратам, авариям или несчастным случаям, что подчеркивает важность правильного подхода к подключению.
Существующие законодательные и нормативные акты, регулирующие подключение, устанавливают строгие требования для всех участников процесса, включая энергетические компании, проектировщиков и потребителей. Эти требования направлены на обеспечение стабильности и безопасности электроснабжения, защиту прав потребителей и развитие энергетической инфраструктуры в целом. В рамках данного текста подробно рассматриваются основные правила и этапы подключения к сети электроэнергетики, технические требования и ответственность сторон, а также финансовые и организационные аспекты этого процесса.
1 Понятие, прдемет и источники правового регулирования электроэнергетики
Сферу энергоснабжения и энергосбережения можно охарактеризовать как важное социальное явление. Надежное и стабильное энергоснабжение играет ключевую роль в жизни общества. Изучение общих проблем регулирования отношений в сфере энергетики требует комплексного изучения публично-правовых и частноправовых норм и источников.
Систему правового регулирования процессов производства, транспортировки и использования электроэнергии пока нельзя считать достаточно эффективной и адекватной современным общественным потребностям.
Действующее законодательство в сфере энергоснабжения и практика его применения достаточно ясно свидетельствует о его несовершенстве. Огромное количество и низкое качество нормативных правовых актов, регулирующих отношения энергоснабжения и энергоэффективности.
Энергосбережение, воспринимается как наглядное тому подтверждение. Это существенно затрудняет правоприменительную деятельность, вызывает справедливые нарекания граждан и хозяйствующих субъектов, воспринимается как причина конфликтов и снижает инвестиционную привлекательность российского рынка товаров, работ и услуг.
Современная энергетика Российской Федерации исторически ориентирована на потребление газа, нефти, угля и других углеводородов. Меры по повышению энергоэффективности ограничиваются усилением учета потребления энергоресурсов и применением научно-технических достижений для снижения потребления электрической и тепловой энергии, вырабатываемой на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. Эта работа, безусловно, важна, однако рост потребностей и естественный прирост населения стимулируют расширенное воспроизводство, а вместе с ним и рост энергопотребления. В этой связи следует отметить, что наиболее эффективными могут быть признаны лишь те нормы, которые в большей степени обеспечивают реализацию общественных интересов в сфере своего действия. В то же время опыт многих зарубежных стран показывает, что альтернатива энергетике, основанной на потреблении углеводородов, связана с расширением сферы энергоснабжения за счет энергии, вырабатываемой с использованием возобновляемых источников энергии.
Относительно социальных механизмов обеспечения энергосбережения следует отметить, что страны Европейского Союза столкнулись с дефицитом энергоресурсов более 30 лет назад. Вместе с тем, мы успешно его преодолели благодаря грамотному правовому регулированию общественных отношений в сфере энергетики.
Основные социальные проблемы в Российской Федерации в области энергосбережения в настоящее время связаны с необходимостью проведения первичного обследования объектов для выявления основных проблем в системах энергоснабжения и потребления, требующих незамедлительного решения, и соответственно, с необходимостью решения правовых вопросов, связанных с энергопотреблением и энергосбережением, поскольку данные вопросы не урегулированы должным образом правовыми нормами.
Нуждаются в правовой определенности вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетике, в том числе правовое регулирование отношений между абонентом и субабонентом. По мнению некоторых
Однако данные отношения недостаточно урегулированы действующим гражданским законодательством. В соответствии с СоГК РФ абонент может передать полученную от энергоснабжающей организации энергию через присоединенную сеть другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. По нашему мнению, данное законодательное решение ограничивает дискреционные полномочия абонента по распоряжению оплаченной и приобретенной им электрической энергией по своему усмотрению и в своем интересе. То есть в Гражданском кодексе Российской Федерации передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, которым он может воспользоваться, но с обязательного согласия энергоснабжающей организации, которая, в свою очередь, при выполнении абонентом требований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, обязана заключить с абонентом договор энергоснабжения.
Однако, в отличие от энергоснабжающей организации, предполагаемый субабонент не может понудить абонента сделать это, поскольку из норм РФ, регулирующих отношения в сфере энергоснабжения, такая обязанность не вытекает. Это право абонента, а не его обязанность.
Исходя из этого следует, что абонент вполне может отказаться от передачи купленной у энергоснабжающей организации энергии иным лицам. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», изменивший правоотношения в исследуемой сфере, тем не менее не решил эту проблему.
Следует отметить, что Правительством Российской Федерации за последние два года приняты некоторые меры по законодательной поддержке развития микрогенерации с использованием возобновляемых источников энергии. Речь идет об энергии солнца, ветра и геотермальных вод как источниках электрической и тепловой энергии. Так, Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии установленной мощностью 15 кВт, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2017 № 5075п-ПР, разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам развития микрогенерации».
Данный проект направлен на решение двух основных задач: закрепление понятия и критериев объекта микрогенерации; создание правовой основы для стимулирования развития таких объектов.
Исходя из пояснительной записки к указанному законопроекту, он предусматривает, в том числе, правовую основу для «обеспечения возможности реализации собственниками указанных объектов электрической энергии, произведенной с их использованием, на розничных рынках гарантирующим поставщикам и энергосбытовым организациям». Согласно законопроекту, объект микрогенерации — объект по производству электрической энергии, установленная мощность которого не должна превышать величину присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и составлять не более 15 кВт и который может быть использован потребителями электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Иными словами, данное положение можно считать первым ограничением на пути продвижения на российский рынок электроэнергии так называемой «зеленой энергетики». Ведь по определению вырабатываемая микрогенерирующим объектом энергия не может быть товаром и продаваться в сеть. Законодатель сознательно заложил требование о том, что мощность вырабатываемой электрической энергии не должна превышать мощность энергопринимающих устройств потребителя. Вторым ограничением на пути к рынку электроэнергии, вырабатываемой микрогенерирующим объектом, является императивное требование, согласно которому вырабатываемая электрическая энергия может быть использована только для собственных бытовых и производственных нужд, но не для продажи.
Однако при наличии излишка вырабатываемой электроэнергии должна быть реальная возможность не только ее потребления для личных нужд собственника, но и ее реализации через присоединенную сеть. Это позволит превратить полученную электроэнергию в товар и вовлечь ее в гражданский оборот.
Помимо федерального законодательства правовое регулирование энергосбережения осуществляется также региональными нормативными актами. Например, в Краснодарском крае 17.02.2010 г. принят Закон Краснодарского края «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае» № 1912-КЗ. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Краснодарского края, формирование правовых, экономических и социальных отношений на территории Краснодарского края.
Организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Краснодарского края.
Анализ содержания данного регионального Закона показывает, что изначально, на момент принятия Закона, энергоэффективность была в значительной степени сведена законодателями к комплексу мер по учету и сокращению потребления электрической и тепловой энергии без существенной попытки создания правовых предпосылок для реструктуризации генерирующих источников энергии в пользу генерирующих источников на основе возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ). Как известно, возобновляемые источники энергии вырабатывают так называемую «зеленую энергию», не нанося вреда окружающей среде выбросами продуктов сгорания углеводородов.
Спустя десять лет вышеуказанным региональным Законом дополнительно определены приоритетные направления использования возобновляемых источников энергии (статья 8.1 Закона). Предусмотрено, что для энергоснабжения производственных и бытовых нужд на территориях заповедников и особо охраняемых природных территорий иных категорий возобновляемые источники энергии выступают в качестве приоритетных источников энергоснабжения.
Однако реальных источников финансирования этой общественно значимой задачи краевой Закон не предусматривает. Краснодарские законодатели посчитали достаточным ограничиться необязательной декларацией. В данном вопросе получается своего рода «замкнутый круг». В частности, в соответствии со статьей 11 Закона Краснодарского края юридическими и физическими лицами являются производители (пользователи) электрической и тепловой энергии, вырабатываемой с использованием возобновляемых источников энергии, а также юридические и физические лица, финансирующие деятельность, связанную с созданием установок по использованию возобновляемых источников энергии и
Объекты по производству энергии, вырабатываемой с их помощью, могут рассчитывать на получение льгот – на основании российского законодательства. То есть, если трактовать это положение буквально, льготы могут предоставляться, а могут и не предоставляться. Но если льготы и будут предоставляться, то только в том случае, если они будут закреплены в законодательстве Российской Федерации, в которой до сих пор нет федерального закона в области использования возобновляемых источников энергии.
В отличие от России, где активное внедрение возобновляемых источников энергии в энергетику пока невозможно из-за отсутствия должной правовой базы в этой сфере, в документах Европейской комиссии по формированию и реализации единой энергетической политики Евросоюза в структуре энергопотребления стран-членов отмечена доля возобновляемых источников энергии в общем объеме потребления. В Российской Федерации, богатой нефтью и газом, этот показатель фактически на порядок ниже.
Анализ зарубежного опыта показывает, что эффективным стимулом развития энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии можно назвать сбалансированное законодательное обеспечение, наличие реальной государственной, финансовой и политической поддержки. По мнению профессора Р.А. Амерханова, темпы внедрения и коммерциализации возобновляемых источников энергии могут и должны быть существенно увеличены. Для этого он предлагает реализовать следующий комплекс мер: принять федеральный закон и программу, направленные на государственную поддержку и стимулирование развития возобновляемых источников энергии;
Оказывать существенную финансовую поддержку деятельности физических и юридических лиц в сфере энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии; предоставлять государственные гарантии, направленные на привлечение инвестиций в развитие возобновляемой энергетики; организовывать технопарки по использованию возобновляемых источников энергии; осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в области возобновляемых источников энергии.
Все вышеперечисленные меры давно апробированы в странах с развитой рыночной экономикой Западной Европы и США.
В заключение отметим, что особых проблем в поиске путей разработки комплекса мер по стимулированию развития энергоснабжения с использованием объектов микрогенерации, использующих энергию солнца, ветра, геотермальных вод и других возобновляемых источников энергии, не возникает. Все эти меры уже имеются в арсенале стран Европейского экономического сообщества: имеется хорошо проработанное, выверенное законодательство, практика его применения и богатый арсенал стимулов и ограничений, позволяющих развивать это направление до настоящего высокотехнологичного сектора экономики.
Принятая Государственная энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года устанавливает необходимость формирования комплексного федерального и регионального законодательства в области энергосбережения. Основной целью данной стратегии стало максимально полное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетической отрасли в целом для достижения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения страны, а также содействие укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Задачи повышения энергоэффективности и энергосбережения необходимо рассматривать во взаимосвязи с другим отраслевым законодательством, в частности с экологическим правом. Так, важную роль в механизме обеспечения энергосбережения может сыграть такое средство эколого-правового регулирования, как нормирование допустимого воздействия на окружающую среду. В свою очередь, для экологического права вполне актуально можно охарактеризовать переход к новым принципам регулирования, которые будут направлены на стимулирование хозяйствующих субъектов к использованию ими в рамках своей деятельности наилучших из существующих технологий. Однако процесс реализации Энергетической стратегии России до 2030 года выявил определенные проблемы в функционировании социальных и правовых механизмов энергосбережения.
Законодательство в области энергосбережения и эффективного использования электроэнергии представляет собой достаточно сложную систему российского права. Основным федеральным законом, регулирующим данные вопросы, в настоящее время можно назвать Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении).
В то же время следует отметить, что законодательство в сфере энергосбережения, а соответственно и социально-правовые механизмы его обеспечения, можно охарактеризовать как комплексное и межотраслевое. Данное обстоятельство предполагает необходимость анализа межотраслевых отношений и недостатков социально-правовых механизмов в сфере энергосбережения.