Фрагмент для ознакомления
2
Начало 20-го века было периодом, когда люди всерьез начали задаваться вопросом: “Каким будет будущее?” В частности, в этот период впервые получила распространение концепция утопии — идеального общества с доброжелательной системой управления и идеальными условиями жизни, и социальными условиями. Два важных события в истории помогли сформировать этот образ мышления, а именно Русская революция и Первая мировая война.1 Последствия этих двух кровавых революций породили коллективное чувство несогласия с ранее установленными нормами и традициями, а также стремление к более мирному обществу в целом.
Это еще более усугублялось вопросами о том, какую роль сыграли искусство и гуманитарные науки в создании этого нового будущего, в частности, как эти дисциплины будут работать в сочетании с наукой и техникой. Перед художниками стояла задача стать движущей силой культурных, идеологических и социальных изменений, и для этого им нужно было научиться работать с новыми технологиями. Роль художников в достижении утопического будущего, пожалуй, лучше всего иллюстрируется цитатой художника—визуалиста Константа Ньювенхейса, который в 1960-х годах создал свою концепцию антикапиталистического города будущего, Нового Вавилона, и заявил, что “Художники больше не пытаются убежать от реальности общественной жизни, но они мы пытаемся изменить эту реальность”.
По словам Теодора Адорно в его эссе о лирической поэзии и обществе, утопическое будущее конца 1910-х - начала 1920-х годов было “мечтой о мире, в котором все было бы по-другому”. [3] В частности, в период после Первой мировой войны утопическое будущее представлялось как такое, в котором люди и машины жили бы в гармонии и процветании. Технологические инновации, такие как рентген, радио, телефон, автомобиль и самолет, помогли ускорить повседневную жизнь и, следовательно, породили оптимистичный взгляд на мир. Для людей, живших в то время, технология была ключом к достижению человечеством совершенства. [4]
На самом деле это не так уж сильно отличается от научно-фантастических представлений о будущем, которые есть у нас, граждан 21 века. В бесчисленных книгах, телешоу, фильмах и видеоиграх рассказывается об отдаленном будущем, где люди и машины сосуществуют. Главное отличие заключается в том, что мы более открыты для деконструкции этой концепции, задаваясь вопросом, действительно ли машины являются решением проблем человечества. Однако люди начала 20-го века были непоколебимы в своей вере в то, что машины, наука и технологии могут только принести пользу человечеству и способствовать достижению Утопии.
Возвращаясь к роли художника в осознании будущего, отметим, что распространение веры в гармонию между человеком и машиной привело к возникновению течений в искусстве и дизайне, известных как утопический модернизм. К ним относятся супрематизм, конструктивизм, Баухауз и Стиль. Хотя эти движения сильно отличались по своим ценностям и целям, все они в первую очередь были связаны со схожими концепциями: абстракцией, отношением человека к духовному, отношением человека к машине и, конечно же, видением будущего.
1.3. Движения Баухаус и ВХУТЕМАС
Баухаус был основан архитектором Вальтером Гропиусом в городе Веймар, Германия, в 1919 году. Это была школа, целью которой было обучение ремесленников и дизайнеров, которые могли бы сформировать новое утопическое будущее с помощью искусства и архитектуры. [5] Конечной целью движения было объединение этих двух дисциплин, в которых не проводилось различия между монументальным и декоративным искусством. [6] Вдохновленный техническим прогрессом после Первой мировой войны, одной из главных целей движения было также установление здоровых отношений между человеком и машиной.
Студенты обучались по учебной программе, целью которой было вернуть систему ученичества времен раннего Возрождения, когда начинающие художники, скульпторы и ремесленники обучались под руководством мастера определенной мастерской. По прошествии определенного времени под руководством мастера мастерской эти люди “заканчивали учебу” и становились подмастерьями, которые путешествовали, получали заказы и, в конце концов, вступали в гильдию и сами становились мастерами. Обучение в Баухаузе было разделено на три курса обучения, которые соответственно назывались “Ученик”, “Подмастерье” и “Младший мастер”.
Предварительный курс был посвящен основам рисунка и живописи, и его преподавали такие художники-визуалисты, как Пауль Клее, Василий Кандинский и Оскар Шлеммер. Второй курс преподавался Йоханнесом Иттеном (позже Йозефом Альберсом и Ласло Мохой-Надем), и в целом этот курс поощрял студентов “отучиться” от клише европейской академии искусств. [9] Учебная программа Баухауза была построена таким образом, чтобы быть междисциплинарной — студенты, принятые в школу, были погружены в мир искусства. области не только изобразительного искусства, но и ремесел, архитектуры, образования и теории дизайна, а также науки и техники. [10]
Однако амбиции школы в конечном итоге оказались слишком непрактичными с финансовой точки зрения, и программу пришлось реструктурировать. В 1923 году школа изменила свои цели на утилитарный дизайн для массового производства, приняв лозунг “Искусство в промышленность”. [11] В 1925 году школа переехала из Веймара в Дессау, где Гропиус спроектировал новое здание кампуса. Позднее это стало одной из отличительных черт модернистской архитектуры.
Гропиус ушел с поста директора в 1928 году, и его сменил Ханнес Майер, который перестроил учебную программу, сделав еще больший упор на проектирование для массового производства и общественного блага. Майер, марксист, был вынужден уйти в отставку из-за правых взглядов муниципального правительства, и в 1930 году его сменил Людвиг Мис ван дер Роэ. Мис ван дер Роэ перевел школу в Берлин и еще раз обновил учебную программу, на этот раз сделав больший упор на архитектуру. К сожалению, сама школа просуществовала только до 1933 года и была закрыта нацистами. Многие из основателей движения иммигрировали в Соединенные Штаты во время Второй мировой войны. [12]
Несмотря на закрытие школы, Гропиус, Брейер, Альберс, Мохой-Надь и Мис ван дер Роэ продолжали преподавать в различных университетах штатов, что способствовало сохранению ценностей и философии Баухауза и, как следствие, повлияло на новое поколение архитекторов и дизайнеров.
Задача дизайна: создать концепцию марсианской колонии Баухауз 1920-х годов. Имея общее представление о том, чем был Баухауз и как это движение повлияло на современный дизайн и архитектуру, вернемся к вопросу, который возник у меня в начале этого поста. Как бы выглядела ультрасовременная научно-фантастическая обстановка, основанная на эстетике и философии Баухауза? В частности, как бы выглядела марсианская колония 1920-х годов, если бы ее построили дизайнеры и архитекторы этого движения?
Этот проект не будет вдаваться в подробности о реальной возможности космических путешествий и колонизации в 1920-х годах. В конце концов, это научная фантастика, и необходимо немного развеять недоверие. Скорее, цель состоит в том, чтобы суметь воплотить фундаментальную идеологию и эстетический смысл движения в жанре, который в противном случае был бы совершенно чужд людям этого периода.
Анализ эстетики Баухауза – архитектура, промышленный и графический дизайн. Учебная программа Баухауза охватывает широкий спектр дисциплин и ремесел, но для целей этого проекта я представлю официальную разбивку курсов, наиболее подходящих для изучения футуристической городской жизни. Это: архитектура, промышленный дизайн и графический дизайн [9].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ganjavie, A Role of Utopia for Design of Future Cities: Utopia in Urban Planning Literature [Текст] / Ganjavie, A // Studies in Literature and Language. — 2012. — № Vol. 5, No. 3. — С. 10-19.
2. Black, J, Conolly, L, Flint, K, Grundy, I, Liuzza, R, McGann, J, Prescott, A, Qualls, B & Waters, The Broadview Anthology of British Literature: The Renaissance and the Early Seventeenth Century [Текст] / Black, J, Conolly, L, Flint, K, Grundy, I, Liuzza, R, McGann, J, Prescott, A, Qualls, B & Waters. — Canada: Broadview Press, 2010 — 210 c.
3. Jameson, F The Politics of Utopia [Текст] / Jameson, F // New Left Review. — 2004. — № vol. 25, January-February. — С. 35-54.
4. Picon, A Ville idéale’, in M Riot-Sarcey, T Bouchet & A Picon (eds), Dictionnaire des Utopies [Текст] / Picon, A. — Paris: Larousse, 2008 — xiv-296 c.
5. Marinetti, FT The Founding and Manifesto of Futurism 1909, in U Appollonio (ed), Futurist Manifestos [Текст] / Marinetti, FT. — New York: MFA Publications, 1973 — 24 c.
6. Sant’Elia, A Manifesto of Futurist Architecture 1914’, in U Appollonio (ed), Futurist Manifestos [Текст] / Sant’Elia, A. — New York: MFA Publications, 1973 — 36 c.
7. Fishman, R Urban Utopias: Ebenezer Howard and Le Corbusier’, in S Campbell & S Fainstein (eds), Readings in Planning Theory [Текст] / Fishman, R. — Cambridge: Blackwell Press, 1996 — 67 c.
8. Anthony, HA Le Corbusier: His Ideas for Cities [Текст] / Anthony, HA // Journal of the American Institute of Planners. — 1966. — vol. 32, no. 5. — С. 279-288. 9. Ganjavie, A Role of Utopia for Design of Future Cities: Utopia in Urban Planning Literature [Текст] / Ganjavie, A // Studies in Literature and Language. — 2014. — № Vol. 25, No. 1. — С. 125-149.
10. Stauffer, M Utopian Reflections, Reflected Utopias: Urban Designs by Archizoom and Superstudio [Текст] / Stauffer, M // AA Files. — 2002. — № vol. 47, Summer. — С. 23-36.
11. Pinder, D Utopian Transfiguration: The Other Spaces of New Babylon [Текст] / Pinder, D // Architectural Design. — 2001. — № vol. 71, no. 3. — С. pp. 15-19.
12. Fishman, R Urban Utopias in the Twentieth Century: Ebenezer Howard, Frank Lloyd Wright, and Le Corbusier [Текст] / Fishman, R. — New York: Basic Books, 1977 — 108 р.
13. Dunham, D Beyond the Red Curtain: Less Is More Utopia [Текст] / Dunham, D // Utopian Studies. — 2014. — № Vol. 25, No.1. — pp. 150-173.
14. Wagner, M Mies van der Rohe’s Tugendhat House: Weightless Living [Текст] / Wagner, M // Docomomo Journal. — 2012. — № vol. 46, no. 1. — рр. 20-25.
15. Paden, R Marxism, Utopianism, and Modern Urban Planning [Текст] / Paden, R // Utopian Studies. — 2003. — vol. 14, no. 1. — С. 82-111.
16. Jacobs, J The Death and Life of Great American Cities [Текст] / Jacobs, J — New York: Vintage Press, 1992 — 247 р.
17. Возникновение утопического видения модернистских и футуристических домов и городов в начале 20-го века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/316347665_Emergence_of_a_utopian_vision_of_modernist_and_futuristic_houses_and_cities_in_early_20_th_century
18. Итальянский футуризм [Электронный ресурс]. - https://studfile.net/preview/9495826/page:11/
19. Понти, Джо, большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/c/ponti-dzho-25baa6
20. Проблемы развития визуальных искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/10087/1/284-287.pdf
21. Феномен итальянского дизайна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.designstory.ru/news/view/913
22. Футуризм в архитектуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inartdeco.com/futurizm-v-arhitekture/