Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что местный бюджет называют фундаментом бюджетной системы. Укрепление этого фундамента – кропотливая работа, требующая капитальной нормативно – правовой базы, правильной бюджетной стратегии, а так же неукоснительное соблюдение всеми участниками бюджетного процесса финансовой дисциплины. Стабильность экономического развития муниципальных образований зависит от эффективности проводимой бюджетноналоговой политики в части обеспечения их финансовыми ресурсами. Важная роль в этом процессе отводится действующей системе местного налогообложения, составляющей основу формирования доходной части муниципальных бюджетов.
Сегодня муниципальные образования испытывают существенные затруднения в перспективах осуществления и, тем более, расширения бюджетной самостоятельности, что подрывает ре
4
альную основу местного самоуправления. Доля местных налогов слишком мала для самостоятельного функционирования муниципалитетов. Поэтому формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться, в основном, не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих налогов и субсидий вышестоящих бюджетов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Сущностная характеристика доходной части муниципального бюджета
Муниципальное управление составляет организация управляющего воздействия муниципальных органов на общественные правоотношения, складывающиеся в муниципальном образовании, для их упорядочения и обеспечения социальноэкономического развития муниципалитета. При этом, как всякая деятельность, муниципальное управление требует ресурсного обеспечения. Муниципальные финансы выступают одним из ресурсов обеспечения деятельности муниципальных органов и реализации их полномочий [10, с. 66].
Понятием финансовых ресурсов охватывается совокупность денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципального органа для реализации его полномочий и решения задач, которые возложены на него законом.
5
Отсюда, можно выделить следующие источники муниципальных финансов: собственные средства муниципалитета, формируемые за счет деятельности муниципальных органов (денежные средства, которые вносятся как плата за муниципальные услуги, доходы от использования муниципальной собственности и пр.); государственные средства, которые переданы муниципальным органам государственными органами как доходные источники и права, предусмотренные законодательством; заемные средства или муниципальный кредит.
Эффективность управления муниципальными финансами требует соблюдения следующих правил: нацеленность на развитие муниципалитета и интегрированность муниципалитета в государственную систему управления; аутентичность, объективность, полнота сведений, которые обеспечивают бюджетное управление; стабильность, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов; эффективный контроль качества управления муниципальными финансами.
Бюджет - это некий резерв, который сегодня чаще всего понимается как финансовый. Им может располагать государство, какой-либо из входящих в его состав регион, город, семья, или отдельный человек. Есть бюджет организации, которая может не иметь отношения к государству. Термин, о котором идет речь – универсальный [4, с. 54].
Бюджет - это составленная правительством страны, региона или города роспись доходов и издержек в привязке к конкретному временному периоду, которая утверждена в установленном законодательном порядке. Исчисление выручки и расходов, как
6
правило, расчетное - отражающее наиболее вероятный сценарий [3, с. 62].
Бюджет региона, таким образом, осваивается в ходе непосредственного взаимодействия органов власти субъекта федерации с Казначейством. Вместе с тем, законодательством определены каналы, с помощью которых регион может сам пополнять свои финансовые резервы. Бюджет края и иных субъектов федерации может пополняться за счет региональных налогов, а также долей, получаемых с некоторых разновидностей федеральных сборов. Несколько иначе дело обстоит, если вести речь о муниципальном уровне.
Городской бюджет и управление им в значительной мере отдалены от государственной компетенции. Доходы для его пополнения муниципалитеты призваны извлекать своими силами.
Основные ресурсы для этого - продажа имущества, находящегося в собственности города или района, а также платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями [5, с. 33].
В некоторых случаях на уровень местного бюджета поступают дополнительные ассигнования от государства. Также, муниципальная казна пополняется за счет взимаемых в соответствии с законодательством налогов - непосредственно, или в качестве предусмотренных нормативными актами отчислений от структур ФНС. Возможно пополнение бюджета города за счет некоторых видов государственных пошлин, взимаемых банками, что ведут работу на территории муниципалитета.
7
1.2. Понятие и виды местных налогов в доходной части муниципального бюджета
Основой бюджета являются доходы. Доходы призваны создать материальную базу для обеспечения ее функционирования муниципального образования. Состав доходов бюджета, рисунок 1.
Рисунок 1 - Виды доходов бюджета [8, с. 54]
Местные налоги и сборы являются наиболее приемлемым способом финансирования муниципальных образований, так как их администрирование, в отличие от других источников доходов, находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, который уполномочен устанавливать сроки и размеры получения этих доходов. Практика показывает, что доходы значительной части органов местного самоуправления не покрывают минимально необходимых расходов [9, с. 14].
1.3. Правовые основы формирования доходной части муниципального бюджета
Правовое регулирование формирования доходной части муниципального бюджета местными налогами осуществляется\ на основе Бюджетного кодекса и Налогового кодекса. Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной
8
части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы.
Рассмотрим ряд мер, комплексный подход к которым приведет к росту доходов в бюджет за счет местных налогов [12, с. 54].
Во-первых, необходимо усилить контроль за несоблюдением учета объектов имущества и земель. Такими объектами являются: земельные участки, взятые в пользование без спроса; здания и сооружения, возведенные без разрешения на строительство; участки и имущество, которые имеют несоответствие заявленных и фактических площадей; реконструированные, перепланированные и потерявшие свое начальное предназначение строения [21, с.9].
Во-вторых, для увеличения потока доходов в бюджет муниципального образования необходимо повысить качество информационной осведомленности населения о налогообложении объектов недвижимости и усилить взаимосвязь между регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Данные об учете и инвентаризации должны быть актуальными, постоянно синхронизироваться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов.
Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджетов муниципальных образований, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путем расчета, исходя из кадастровой стоимости участков земли и иму
9
щественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта [15, с. 8].
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Поступления в бюджет МО «Васильевский»
Васильевский муниципальный округ № 8 в составе Василеостровского района Санкт-Петербурга.
В МО Васильевский наибольший удельный вес в структуре поступлений в бюджет занимает НДФЛ. Наблюдаются скачки поступлений данного налога. Основная причина снижения поступлений в местные бюджеты – это изменение нормативов распределения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) между бюджетом округа и местными бюджетами.
Основная причина увеличения поступлений данного налога – увеличение количества рабочих мест, рост заработной платы по всем видам экономической деятельности отраслей, активная работа по снижению задолженности в бюджет.
Наиболее распространенными причинами увеличения налоговых поступлений является:
10
увеличение числа налогоплательщиков;
увеличение ставок;
увеличение налогооблагаемой базы;
проведение работ по актуализации сведений;
активная работа, проводимая органами местного самоуправления и налоговыми органами.
Таким образом, для оптимизации местного бюджета необходимо проведение совместных организационно-правовых мероприятий всех заинтересованных сторон.
Проанализировав динамику налоговых поступлений в местный бюджет МО Васильевский выделены следующие основные причины, послужившие увеличению налоговых поступлений в 2016-2017 гг. и снижению налоговых поступлений (таблица 1).
2.2. Анализ формирования доходов и расходов бюджета МО Васильевский местными налогами
Фактические доходы бюджета муниципального образования за 2017 год составили 4 291 067,8 тыс. рублей или 85,0% к уровню 2016 года (5 046 489,2 тыс. рублей). Исполнение доходной части бюджета муниципального образования на 01 января 2018 года составило 100,3% от плана, отклонение + 11 048,3 тыс. рублей.
11
По итогам 2017 года налоговые и неналоговые доходы составили 27,6 % от всех доходов бюджета муниципального образования. Расходы бюджета за 2017 год сложились в сумме 4 393 580,5 тыс. рублей или 87,2% к уровню 2016 года (5 040 196,5 тыс. рублей).
Параметры бюджета на предстоящий трехлетний период спрогнозированы в следующих объемах: по доходам на 2018 год – 3 791,6 млн. рублей, на 2019 год – 3 604 млн рублей, на 2020 год – 3 566,4 млн рублей; по расходам на 2018 год – 3 835,3 млн рублей, на 2019 год – 3 666,5 млн рублей, на 2020 год – 3 674,7 млн рублей.
Плановый дефицит бюджета составит в 2018 году 43,7 млн рублей, в 2019 году – 62,5 млн рублей, в 2020 году – 108,3 млн рублей. Доходная часть бюджета включает в себя три основных источника доходов: налоговые, неналоговые и межбюджетные трансферты.
При составлении прогноза поступлений налоговых и неналоговых платежей использовались данные администраторов доходов, на которых возложены обязанности по мониторингу, анализу и прогнозированию доходов.
Объем налоговых доходов на предстоящие три года спрогнозирован в следующих размерах: 1 452, 1 443 и 1 462 млн рублей.
Изменений в составе собственных доходов не предусмотрено. Норматив отчислений НДФЛ с 2015 года остается без изменений и составляет 34%, но учитывая положительную динамику поступлений данного налога, было принято решение отказаться на
12
предстоящие три года от получения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и заменить ее дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ в размере 26%, т.е. общий норматив отчислений данного налога в местный бюджет составит 60%.
Объем неналоговых доходов на предстоящие три года спрогнозирован в следующих размерах: на 2018 год – 188 млн. рублей, на 2019 год – 160 млн рублей и на 2020 год – 152 млн рублей. Основным администратором неналоговых доходов является Департамент имущественных и земельных отношений администрации города, на долю данного администратора приходится более 80% неналоговых доходов.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе развития РФ все большее значение приобретает финансовое обеспечение функционирования государства и региональных территориальных образований. Реализация государственных функций и задач местного самоуправления требует надлежащей финансовой основы, формируется за счет средств государственного и местных бюджетов. При таких условиях все большую важность приобретает своевременность, полнота и эффективность осуществления бюджетных расходов.
Процесс децентрализации публичной власти в РФ предусматривает реформирование бюджетных отношений, целью которого является создание стабильных источников бюджетных доходов и обеспечение финансирования бюджетных расходов с учетом
13
перераспределения значительного объема властных полномочий на уровень административно-территориальных единиц.
Применение программно-целевого метода в бюджетном процессе вместе с казначейской системой обслуживания бюджетов частично помогло решить ключевые проблемы движения бюджетных средств из бюджетов к их получателям. Вместе с тем остаются нерешенными различные аспекты финансовой обеспеченности полномочий органов власти и установления баланса между источниками бюджетных доходов и объемами бюджетных расходов, а также распределения расходов между государственным и местными бюджетами.
Кроме того, актуальным остается вопрос осуществления бюджетного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных расходов. Это обуславливает актуальность доктринального исследования стадии исполнения бюджетов по расходам и обоснование предложений по совершенствованию бюджетного законодательства РФ.
В преамбуле к Основному Закону РФ указано, среди прочего, что Конституция РФ принята, «заботясь об укреплении гражданского согласия на земле РФ, стремясь развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство».
Достижение такого согласия и благосостояния российского народа, развития и укрепления российского государства во многом зависит от государственного и местных бюджетов РФ. Именно в бюджеты государства и территориальных общин поступают основные источники публичных доходов, прежде всего
14
– налоговые поступления, формируют около трех четвертых частей средств бюджетов, которые направляются на финансирование важнейших общественных задач и потребностей.
Степень воплощения в жизнь последних направления служит индикатором выполнения государством своих функций, ее социального назначения, а также уровня гражданского согласия и благосостояния людей, на чем отмечается в преамбуле Конституции РФ. На констатацию этого факта закрепленного и в статье 1 Основного Закона РФ, согласно которому «РФ есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» [2].
Этим самым гарантируется и обеспечивается реализация конституционных прав человека и гражданина. Эволюция подходов к пониманию бюджета заключается в его рассмотрении в экономическом, управленческом, правовом значениях.
При этом происходит последовательный переход от экономического содержания к управленческой форме, которые приобретают окончательного юридического оформления при утверждении бюджета представительными органами. Правовой аспект бюджета характеризуется временными пределами действия соответствующего акта о бюджете, который, как правило, ограничен одним календарным годом.
Таким образом, происходит приспособление права и правовых норм в быстроменяющемся экономическим отношениям и вносится правовой порядок и определенность к ним. Через закрепление в правовой форме бюджет выполняет свои ключевые
15
функции: распределительную, регулирующую и контрольную [2].
Бюджет – утвержденный по установленной процедуре, Законом РФ или решением уполномоченного местного совета главный финансовый план формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства или публичного территориального образования на определенный бюджетный период, согласно которого финансируются потребности государства и местного самоуправления и происходит сбалансированное распределение национального дохода». Данное определение отражает все сущностные аспекты бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетный процесс – регламентированная бюджетным законодательством деятельность уполномоченных органов государства и местного самоуправления относительно составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении, а также контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Доходная статья бюджета представляет собой источник поступления денежных средств, необходимых для финансирования государственной деятельности.
Доход бюджета формируется денежными средствами, поступающими в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение различных уровней государственной власти.
16
Анализ показал, что, снижение налоговых поступлений в бюджет МО Васильевский, прежде всего, связно с поэтапной оптимизацией льгот. В целях увеличения поступлений по не налоговым доходам реализовывались следующие мероприятия: осуществлялось выявление землепользователей, использующих земельные участки при отсутствии правовых оснований: проведено 94 обследования, взыскано необоснованного обогащения на сумму более 4 млн. рублей; проводилась претензионноисковая работа по взысканию задолженности по арендной плате за муниципальное имущество, включая земельные участки: проведено 15 заседаний рабочей группы, рассмотрены дела по 53 арендаторам, направлено более 393 уведомлений о погашении задолженности на общую сумму 87 млн рублей, судом принято решений на сумму 19 млн рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. 2018. - № 15. – С. 5-9.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145–ФЗ (в ред. 1.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – N31. – Ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). - М.: Юркнига, 2018. - 448 c.
4. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Д.В. Дементьев. - М. : КНОРУС, 2016. - 332 с. ; То
17
же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/7422.pdf (05.06.17).
5. Деркач А.А. Федеральный бюджет как эффективный регулятор инвестиций в экономику России : дис. … канд. экон. наук / Деркач А.А. - М., 2015. - 152 с.
6. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - М. : КНОРУС, 2014. - 232 с. –
7. Каранина Е.В. Бюджетная система России и регионов : учеб. пособие / Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. - М.: Мн: БГЭУ, 2017. - 220 c.
8. Е.В. Каранина, О.А. Рязанова. - Киров : ВятГУ, 2016. - 222 с
9. Кретова К.А. Правовое регулирование бюджетного процесса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 09.11.2018)
10. Клокова, Н.В. Споры, выигранные у налоговой / Н.В. Клокова. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2016. - 260 c.
11. Корнеева Офшорный мир. Взгляд изнутри / Корнеева, Елена. - М.: Экономика, 2017. - 318 c.
18
12. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2017. – 245 с.
13. Кожанова К.Е. Проблемы формирования местных бюджетов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 09.11.2018)
14. Мальцман, Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М.: [не указано], 2016. - 308 c.
15. Пайкович П.Р. Бюджетная система РФ : учеб. пособие / П.Р. Пайкович. - М. : Унив. книга, 2017. - 183 с
16. Паркинсон, С.Н. Закон и доходы / С.Н. Паркинсон. - М.: Интерконтакт, 2017. - 100 c.
17. Петрова И.В. Бюджетное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Феникс, 2017. – 361 с.
18. Родионов, А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского / А. Родионов. - М.: Вершина, 2016. - 280 c.
19. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теоретические аспекты / Н.М. Сабитова. - М. : ИНФРА-М, 2016 [т. е. 2015]. - 179 с.
20. Суммовые и курсовые разницы: бухгалтерский учет и налогообложение: Практическое руководство / ред. В.В. Семе
19
нихина. - М.: Эксмо-Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 176 c.
21. Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 c.
22. Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. - М.: Юристъ, 2016. – 336 с.