Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Процессы глобализации требуют соответствующего уровня конкурентоспособной экономики. Конкурентоспособность российской экономики во многом обусловливается неоднородностью экономического пространства, зависит от внутренней и внешней эффективности развития ее регионов.
Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся в различных формах, становится немаловажным источником повышения конкурентоспособности регионов. Приобретение регионами экономической самостоятельности позволяет им расширять свои международные полномочия, налаживать связи с регионами других стран, привлекать в свою экономику иностранные инвестиции, расширять экспортные возможности, развивать международное экономическое сотрудничество. Открытые для внешней торговли регионы более других подвержены колебаниям конъюнктуры мировых рынков, однако они же раньше выходят из состояния кризиса, быстрее перенимают новейшие технологии производства, используют объекты интеллектуальной собственности, внедряют современные методы управления.
Цель исследования – характеристика структуры субъектов ВЭД в таможенной статистике ЕАЭС в теоретическом аспекте.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Общие вопросы таможенной статистики при классификации субъектов ВЭД: анализ международных и национальных подходов, организация и источники информации таможенной статистики ВЭД.
2. Анализ подхода к определению структуры субъектов ВЭД в таможенной статистике ЕАЭС: экспортёры и импортёры как виды субъектов ВЭД, анализ требований к субъекту ВЭД при учёте в таможенной статистике.
Глава 1.Общие вопросы таможенной статистики при классификации субъектов ВЭД
1.1.Международные и национальные требования к таможенной статистике субъектов ВЭД
Глобальная статистическая система представляет собой совокупность международных статистических стандартов, направленных на унификацию подходов к методологии и практике статистической деятельности; международной статистики, призванной достоверно и своевременно отражать процессы, происходящие в мировой экономике, и механизмов, позволяющих осуществлять координацию деятельности международных организаций и национальных статистических служб.
Основным институциональным элементом глобальной статистической системы является Статистическая комиссия ООН, определяющая ориентиры развития мировой статистики и принимающая решения об учреждении международных статистических стандартов. Ее рабочий орган (СО ООН) осуществляет координацию международной статистической деятельности, собирает и формирует статистическую информацию.
Данные статистического ежегодника ООН позволяют на основе сравнительного анализа адекватно оценивать происходящие в мире социально-экономические процессы, тем самым получать целостное представление о структуре и объёме мирового рынка товаров, о наиболее значимых странах-импортерах и экспортерах, что дает возможность реально выявить перспективные рыночные ниши, определить наиболее выгодные условия работы с иностранными партнёрами.
Стандартизация процедурных аспектов и делового документооборота внешнеторговых сделок неразрывно связана с международно-правовым регулированием, в рамках которого реализуются принципы международных коммерческих договоров, вырабатываются договорные гарантии прав торговых партнеров, а также целый ряд требований, имеющих отношение к процедурам передачи прав собственности и исполнения финансовых обязательств сторон, участвующих в трансграничной торговле.
В настоящее время статистика внешнеторгового оборота России базируется на следующих основных международных стандартах: «Статистика международной торговли товарами» (СМТТ 2010) [1] и «Руководство по статистике международной торговли услугами» (РСМТУ 2010). Следует отметить, что это базовые стандарты формирования статистических отчётов по внешнеторговым операциям каждой страны, участвующей в мировых хозяйственных процессах.
Ввиду создания Таможенного союза, в который входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизия, Армения, и образованием единой таможенной границы для этих стран таможенная статистика в России ведется в соответствии с ТК ЕАЭС и Решением Комиссии ЕАЭС. При этом таможенная статистика подразделяется на следующие разделы: таможенная статистика внешней торговли, таможенная статистика взаимной торговли и специальная таможенная статистика.
На национальном уровне основными источниками статистической информации по трансграничному перемещению товаров, услуг, капитала являются Федеральная таможенная служба (ФТС), Росстат и Банк России. Данные, накапливаемые в этих структурах, лежат в основе формирования платежного баланса страны, используются при разработке прогнозов социально-экономического развития, при формировании решений по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, проведении валютного контроля, при принятии решений в области внешнеторговой политики. Таким образом, статистика по международной торговле представляет собой значимую информационную компоненту механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
База данных ФТС строится на основе учета экспорта и импорта в рамках общей системы учета торговли и формируется с использованием следующих данных, отраженных в таможенных декларациях: наименование и код товара в соответствии с классификацией ТН ВЭД ЕАЭС, его стоимость и количество, направление перемещения, способ транспортировки, страна происхождения, отправления и назначения товара, характер сделки, вид таможенной процедуры и др.
Исходя из общемировой практики, финансовые показатели в таможенной статистике учитываются на основе контрактных цен, пересчитанных по экспортируемым товарам в цены ФОБ либо ФСА (если товар перевозится любым видом транспорта за исключением водного), а по импортируемым - в цены СИФ либо СИП, что позволяет рассчитать размер средневзвешенной экспортной цены за определенный период путем деления общей стоимости импорта товара из страны-экспортера на его общий объем за этот период.
Ключевой стоимостной оценкой внешнеторговой статистики является статистическая стоимость товара, под которой понимается стоимость товара, выраженная в USD и приведенная к единому базису цен на дату регистрации декларации на товары. Этот вид оценки лежит в основе фискальной составляющей таможенных платежей, взимаемых при импортных сделках.
Таким образом, существующая архитектура правового регулирования включает систему стандартов в области статистики внешней торговли на уровнях глобальном, региональном, межгосударственном и национальном. Унификация терминологии, выработанные концепции и методология регулирования международной торговли товарами позволяют сформировать глобальную информационную базу, включающую показатели состояния и динамики внешнеэкономической деятельности государств.
1.2.Организация таможенной статистики субъектов ВЭД
Развитая экспортная деятельность является важной составляющей конкурентоспособности российских регионов. В настоящее время идет тестирование разработки Регионального экспортного стандарта в 22 субъектах Российской Федерации. По итогам апробации стандарт будет скорректирован и принят к повсеместному внедрению. К его разработке органы государственной власти привлекают научное сообщество, которое черпает сведения для этих целей преимущественно из открытых источников. Базовым источником для исследования результатов внешнеторговой деятельности регионов выступает система статистической информации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 48) субъектами, ответственными за создание федеральной системы статистической отчётности, сбор и разработку по единой методике сопоставимых с используемыми в международной практике статистических данных, выступают Правительство Российской Федерации и Банк России.
К внешнеторговой статистике относятся данные о:
внешней торговле Российской Федерации, полученные на основе государственной статистической отчётности и таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, в том числе торговые балансы Российской Федерации;
платёжном балансе Российской Федерации, в том числе статистике внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, движения капитала.
Данные внешнеторговой статистики подлежат официальному опубликованию Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации на ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
4. Методология ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств – членов ЕАЭС. Утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. №210
5. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 448 с.
6. Банк, С.В. Система показателей комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 7-12.
7. Корнилов Д.А., Яшин СИ, Сахаров А.С. ВЭД и политика влияние политики государства на экономическое состояние страны //Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. 2016. С. 115-118.
8. Лунев, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. - М.: 2018. 356 с.
9. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран): монография, 2017. - 78 с.
10. Шапкин Е.И., Корнилов Д.А., Многоуровневый и многокритериальный подход к анализу и прогнозированию конечных целей и методов конкурентной борьбы крупных монополий //Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 12 (411). С. 12-22.