Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Глобализация экономики и интеграция стран мирового сообщества оказывают возрастающее влияние на официальную статистику. Задачи статистики уже выходят за границы национальных потребностей. Все статистические данные должны быть сопоставимы на международном уровне. Статистические системы, отвечающие данному требованию, становятся необходимым условием управления экономикой интеграционных объединений.
Таможенная статистика является разделом статистики внешнеэкономической деятельности и обеспечивает руководство Федеральной таможенной службы, органов законодательной и исполнительной власти информацией о развитии внешней торговли Российской Федерации и о деятельности таможенных органов.
Будучи составной частью статистики, таможенная статистика как элемент основ таможенного дела изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. Также она изучает различные направления деятельности таможни, связанные с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных законов.
Исходными данными, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2013 года № 50, при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, которые содержатся: в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам; в документах, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле.
Таможенная статистика состоит из двух разделов: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика.
Таможенная статистика внешней торговли изучает статистику экспорта, импорта товаров и внешнеторгового оборота. Данные разделы отражают движение товаров в натуральном и стоимостном выражении в разрезе по товарным группам, таможенным процедурам и категориям участников внешнеэкономических отношений. Таможенная статистика внешней торговли также изучает географическую структуру экспорта и импорта, статистику торгового баланса.
Специальная таможенная статистика включает статистику декларирования, статистику таможенных платежей, статистику нарушений таможенных правил, статистику контрабанды, конфиската, статистику международных перевозок, международных почтовых отправлений, пассажирооборота.
Статистические ряды распределения являются одним из наиболее важных элементов статистики. Они представляют собой составную часть метода статистических сводок и группировок, но ни одно из статистических исследований невозможно произвести, не представив первоначально полученную в результате статистического наблюдения информацию в виде статистических рядов распределения.
Первичные данные обрабатываются в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления по роду существенных признаков для дальнейшего осуществления анализа и прогнозирования; производится сводка и группировка; статистические данные оформляются с помощью рядов распределения в таблицы, в результате чего информация представляется в наглядном рационально изложенном виде, удобном для использования и дальнейшего исследования; строятся различного рода графики для наиболее наглядного восприятия и анализа информации. На основе статистических рядов распределения вычисляются основные величины статистических исследований: индексы, коэффициенты; абсолютные, относительные, средние величины, с помощью которых можно проводить прогнозирование, как конечный итог статистических исследований.
Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации представляет собой это сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики; ведется с целью обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, которые определяются национальным законодательством, информацией о состоянии внешней торговли страны, контроля поступлений в государственный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля, анализа состояния и развития внешней торговли, торгового и платежного балансов, экономики страны в целом.
Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется таможенными органами РФ в соответствии с таможенным законодательством.
При формировании статистики внешней торговли применяются данные, которые находятся в грузовых таможенных декларациях, заполняемые таможенными декларантами при оформлении товара, формы федерального государственного статистического наблюдения о вывозе товара в государства-члены ЕАЭС, об импорте-экспорте товара, и данные по не официальной торговле.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что статистические ряды распределения являются базисным методом для любого статистического анализа. Понимание данного метода и навыки его использования необходимы для проведения статистических исследований.
Цель работы – характеристика вариационных рядов как метода статистического анализа. В соответствии с целью исследовательские задачи предусматривают:
1. Определение понятия и описание алгоритма применения статистических методов прогнозирования
2. Анализ статистического ряда (на примере внешнеторгового оборота предприятий по выборке)
Глава 1.Методология применения статистических методов при прогнозировании ВЭД
1.1.Информационные основы прогнозирования в таможенной статистике
Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.
Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики.
Инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики. В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.
Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.
Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации и о деятельности таможенных органов.
Задачами таможенной статистики:
содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;
анализ размеров, динамики, тенденций и структуры внешней торговли;
обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;
информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти РФ данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;
представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ;
представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;
расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);
подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;
обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;
представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.
К основным нормативно-правовым документам ведения таможенной статистики относят следующие:
1. Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов ЕАЭС.
2. Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического Союза, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
4. Методология ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств – членов ЕАЭС. Утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. №210
5. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 448 с.
6. Боброва, В.В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли / В.В. Боброва // Региональная экономика и управление. - 2017. - №1-3 (49). - С. 499-511.
7. Ермакова, В.В. О подходе к созданию информационного пространства Таможенного союза, сформированного в рамках ЕвразЭС / В.В. Ермакова // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С. 46-50.
8. Идальго, Р. Матричный анализ взаимной торговли в системе стран СНГ/ Р. Идальго// Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 28 (331). - С. 42-47.
9. Корнилов Д.А., Яшин С.И, Сахаров А.С. ВЭД и политика влияние политики государства на экономическое состояние страны //Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. 2016. С. 115-118.
10. Король, О.В. Обзор основных макроэкономических показателей Евразийского экономического союза // Банковская система: устойчивость и перспективы развития: Сборник научных статей седьмой международной научно-практической конференции по вопросам банковской экономики. - Минск, 2016. - С. 91-95.
11. Лебедев, Д.С. Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны / Д.С. Лебедев // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 3. - С. 56-72.
12. Матвеева, О.П. Развитие взаимной торговли товарами стран таможенного союза как фактор повышения конкурентоспособности национальных экономик / О.П. Матвеева// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 3. - С. 235-244.
13. Оценка влияния нетарифных барьеров на взаимную торговлю в ЕЭП на основе опроса предприятий-экспортеров / И.В. Пелипась, И.Э. Точицкая, Г.И. Шиманович, А.М. Анисимов // Евразийская Экономическая Интеграция. - 2014. - № 4 (25). - С. 5-30.
14. Павельева, Э.А. Перспективы создания общего экономического пространства между Таможенным союзом и ЕС / Э.А. Павельева, Т.Ю. Сидорова // Сибирский юридический вестник. - 2014. - № 1. - С. 107-114.
15. Пузина, Н.В. Оценка и анализ внешней торговли России: взаимные торговые интересы со странами-партнерами // Современный вектор: мировая экономика, менеджмент и маркетинг / Сборник трудов международного научно-практического форума. - Омск, 2016. - С. 126-133.
16. Структурные изменения во взаимной торговле Казахстана и России в условиях внешних шоков и различий в проведении монетарной политики / С.Н. Алпысбаева, М.К. Кенжебулат, А.А. Камзин, С.Е. Каскеев //Евразийская экономическая интеграция. - 2015. - № 2 (27). - С. 41-51.
17. Шапкин Е.И., Корнилов Д.А., Многоуровневый и многокритериальный подход к анализу и прогнозированию конечных целей и методов конкурентной борьбы крупных монополий //Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 12 (411). С. 12-22.