Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена дискуссионностью понимания функций государства в теории государства и права. Проблемы, связанные с функционированием государства в условиях процессов глобализации, информатизации, кризисных явлений в обществе, исследованы недостаточно и нуждаются в дальнейшем осмыслении.
Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что деятельность государства фокусируется в определенных направлениях. Эти направления называются функциями государства. Широкое распространение категория «функции государства» получила лишь в советский период истории отечественной юриспруденции. Однако основы теоретического знания о функциях государства были заложены ранее. Понятие «функция государственной власти» появилось в литературе в ХIХ столетии. Отчасти данное обстоятельство было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права.
Исследование сущности и социального назначения государства не представляется возможным без уяснения вопроса о его функциях. В целях описания динамических свойств государства юридическая наука использует в первую очередь категорию «функция государства».
2
Глава 1. Понятие, структура и реализация функций государства
1.1. Понятие функций государства
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В.Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность». Так, например, в философии социальность представляется как одно из самых сложных и мистифицированных понятий , четкое определение которого отсутствует , в юриспруденции - как явление многомерное и т.д.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом .
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Вполне справедливо суждение М.М. Рассолова о том, что российские теоретики государства и права пытаются раскрыть проблемные аспекты функций государства научными разработками и исследованиями советского периода. По его мнению, такой подход уязвим и не бесспорен, так как Советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на своей экономической основе, нежели сегодняшнее Российское государство . Именно поэтому осмысление социальной функции государства необходимо через призму ныне сложившихся общественных отношений и происходящих событий.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». Так, в философии функция мыслится как обязанность, круг деятельности, а под социальной функцией подразумевается использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определенной цели или реализации определенных ценностей. В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом .
3
1.2. Структура и виды функций государства
В зависимости от основания выделяют следующие виды функций государства:
1. По продолжительности действия:
- постоянные;
- временные.
Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийных бедствий, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).
2. По значимости:
- основные;
- неосновные.
3. В зависимости от сферы осуществления:
- внутренние;
- внешние.
Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. По этому в общем плане внутренние и внешние функции государства можно представить в виде следующей системы.
I. Функции осуществления суверенитета.
1. Функции внешнего суверенитета:
- национальная оборона (или безопасность);
- осуществление внешних сношений.
2. Функции внутреннего суверенитета:
- внутренняя безопасность;
- правосудие и регистрация актов гражданского состояния.
3. Собственно политические функции:
- обеспечение функционирования политических институтов;
- взаимоотношения с общественными организациями и институтами;
- информирование общественности о политических целях.
II. Экономические функции.
1. Эмиссия денежных знаков.
4
2. Особые действия:
1) в различных областях экономической жизни (например, создание государственного сектора в одной из отраслей экономики);
2) для осуществления различных функций и решения проблем, которые имеют значение для всех или нескольких отраслей экономики (проведение исследований, имеющих экономическое значение; выработка на их основе прогнозов экономического развития и рекомендаций для бизнеса; профессиональное обучение, капиталовложения).
3. Общая координация экономической и финансовой политики, включая экономическое планирование. (Координация может осуществляться с помощью государственного заказа, государственного кредитования, налогообложения.)
1.3. Современная реализация функций государства
Проблемы, связанные с функционированием государственно-общественной власти и ее институтов, в современных условиях по праву претендуют на статус актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Многие социально-экономические и культурно-духовные вопросы обусловлены историческими, культурными и иными местными традициями, зависят от локальных сообществ, в связи с чем их решение существенно зависит от эффективности функционирования институтов государственно-общественной власти.
Под государственно-общественной властью понимают систему специфических общественных отношений господства и подчинения локального характера, реализуемую в рамках местных сообществ, обеспечивающую поддержание жизнедеятельности таких сообществ .
Государственно-общественная власть реализуется не только органами местного самоуправления, но и иными локальными властными органами: территориальными избирательными комиссиями, местными общественными объединениями, политическими партиями и другими локальными общественными образованиями.
Функции государственно-общественной власти характеризуются следующими признаками:
а) обусловлены нормативно закрепленными целями;
б) окончательно выражены в деятельности органов местного самоуправления:
- по управлению местным сообществом;
- по решению вопросов местного значения;
- по удовлетворению интересов местного сообщества;
в) нормативно регламентированы и организационно обеспечены.
Учитывая изложенное, функции государственно-общественной власти следует понимать как нормативно регламентированные и организационно обеспеченные основные виды и направления деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и иных местных общественных образований, обусловленные целями и интересами местного сообщества.
5
В деятельности государственно-общественной власти, как в капле воды, отражается отношение, сознание населения относительно власти вообще и ее институтов. Это объясняется, прежде всего, тем, что практически каждое государственно значимое решение (особенно реформы социально-экономических институтов) приобретает социально осязаемые формы в первую очередь на местном уровне. В этой связи теоретическая разработка проблематики функций государственно-общественной власти представляется назревшей проблемой.
Расширение поля участия общественности в управлении делами государства стало сегодня неотъемлемой частью государственной политики.
Глава 2. Актуальные вопросы внешних и внутренних функций государства
2.1. Проблемные вопросы социальных функций государства
К внутренним функциям государства относятся:
• Функция охраны прав и свобод человека и гражданина
• Экономическая функция государства
• Функция налогообложения
• Функция социальной защиты
• Экологическая функция
• Культурная функция
Рассмотрим более подробно такую актуальную функцию как социальную. Для характеристики социальной активности государства юридическая наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Характеризуя социальную функцию государства, отметим, что наиболее часто она трактуется как его внутренняя деятельность, охватывающая основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты .
Аналогичной позиции придерживается А.Н. Чашин, который, кроме вышеперечисленного, включает в ее содержание содействие развитию культуры, науки и образования и другого .
Актуализируя содержание социальной функции государства применительно к современным условиям, О.В. Родионова определяет ее как деятельность, направленную на минимизацию различий в доступе к общественным благам с целью обеспечения самосохранения социума. Данная функция государства выражается через средства и способы реализации внедрения
6
социальных групп в единое государственно-организованное общество . С данной трактовкой можно согласиться, поскольку именно через устранение (сглаживание) социальных различий создается основа общественной солидарности.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности . М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и другое . Такое отождествление не является методологически верным.
2.2. Актуальные аспекты внешних функций государства
Как было рассмотрено, к внешним функциям государства относятся:
• Функция обороны страны
• Функция содействия по обеспечению международного мира
• Функция сотрудничества
В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Учитывая, что реализация всех задач и функций, в том числе заложенных в данной Стратегии, требует финансового наполнения, создание надежного и качественного механизма обеспечения финансовой устойчивости является необходимым условием и национальной безопасности государства в целом.
Например, вопросы обеспечения экологической безопасности неотделимы от проблем обеспечения национальной безопасности. Это связано с тем, что в настоящее время в условиях глобализации на первый план выходят вопросы обеспечения национальной безопасности отдельных государств и необходимость поддержания конкурентных позиций на мировом рынке. Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций любого государства. В связи с этим государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития должна быть адекватна внешним и внутренним угрозам.
Присоединение России к Всемирной торговой организации объективно повлекло за собой формирование относительно новых угроз и рисков, требующих предотвращения для
7
обеспечения благополучного национального развития. В дополнение, укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.
Рассмотрим далее влияние глобализации на внешние функции государства более подробно. Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, которые в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Наиболее распространенное понятие функций государства предлагает понимать под ними «основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции государства реализовываются посредством их исполнения уполномоченными на то государственными органами. Все действия государства обычно определяются с помощью категории «функция». Действия же государства непосредственно объективированы в деятельности его государственного аппарата.
Функции государства имеют властный характер, носят публичный и территориально определенный характер.
По объему и масштабу целей государственной деятельности следует различать:
а) политическую руководящую деятельность (Президент, Федеральное Собрание и др.);
б) деятельность функционально-отраслевых органов государственной власти, обеспечивающих решение задач в отдельных сферах государственного управления;
в) служебную профессиональную деятельность, обеспечивающую реализацию компетенции органов государственной власти;
г) вспомогательно-организационную деятельность служб и государственных учреждений, обеспечивающих хозяйственные, информационные, санитарно-экологические и иные условия нормальной эффективной и компетентной деятельности органов государственной власти и государственных служащих.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
8
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1995. N 48. Ст. 4563.
3. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 7007.
Литература:
5. Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 26 – 28.
6. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Российская академия правосудия, 2011. – 228 с.
7. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. – 25 с.
8. Захаров А.В. Влияние глобализации на функции современного государства // Юридический мир. 2016. N 11. С. 46 - 48.
9. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 135 с.
10. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. – 362 с.
11. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2014. – 528 c.
12. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. – 399 с.
13. Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 471 с.
14. Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации. Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отв. ред. Е.В. Алферова. – М., 2010. – 282 с.
15. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. N 3. С. 3 - 9.
16. Степаненко Д.М. Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики // Российская юстиция. 2017. N 12. С. 44 - 47.
17. Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 327 с.
9
18. Терещенко Н.А. Конец социальности: мифы и реальность // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 4. – 115 с.
19. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. – 800 с.
20. Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 112. С. 40 - 42.
21. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. – 330 с.
Материалы судебной практики:
22. Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 98-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».