Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире сфера услуг имеет большое значение. Значительная часть валового внутреннего продукта развитых стран приходится на сферу услуг, в которой трудится большая половина трудоспособного населения. В постиндустриальной экономике услуги были окончательно утверждены в товарных формах.
Сфера услуг включает в себя производство различных видов услуг, которые оказываются физическими и юридическими лицами, и при этом применяется понятие «сервис». В настоящее время в России и в других развитых странах уже сформирована социально-экономическая структура сервиса, которая является важной частью социальной жизни.
В соответствии с философско-методологическими основами построения экономической теории сервиса существует ряд особенностей данной сферы. В частности, сервис рассматривается и как этап потребления товаров и услуг, и как этап их производства.
Сервис функционирует на границе производственных и непроизводственных отраслей, является неоднородным по своей структуре и представляет собой, по сути, третичный сектор социально-экономической деятельности, который связан с услугами. Кроме того, в экономике есть такие элементы, как производство, распределение, обмен и потребление. Сфера сервиса характеризуется процессом потребления, то есть сервис считается частью экономики. Также вместе с потреблением, в области сервиса исследуются и антропологические аспекты его реализации, а это уже стоит за рамками экономической теории. Также сервис – это связующее звено общественного производства и непосредственно человека с его индивидуальными запросами и потребностями. Таким образом, с позиции сервиса, человек является не средством общественного производства, а как его целью.
Сервис возникал и развивался с позиции реакции конкурентов на необходимость более полного удовлетворения нужд потребителей, так как помощь потребителю уже после того, как товар был куплен, означает продление своих связей с ним до следующей покупки. Однако феномен сервисных технологий развивался параллельно, и его основная идея заключается в максимизации удобств потребителей.
Исследованиями научного обоснования понятия «сервис» и его технологий на современном этапе занимаются такие авторы, как Е. И. Балалова 1, О. В. Каурова 1, О. О. Федулина 19, В. Е. Багдасарян 19, Д. Шоул 21 и т.д. Их работы составили информационную базу исследования.
В исследовании использованы методы анализа, синтеза и дедукции.
Объект исследования: технологии сервисной деятельности.
Предмет исследования: особенности развития технологий сервисной деятельности на современном этапе.
Целью исследования является изучение современных технологий в сервисной деятельности (на примере ФГУП «Почта России»).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные подходы к определению сервиса и его роли в современной экономике.
2. Проанализировать понятие, теории происхождения и классификация услуг
3. Охарактеризовать сервисные технологии и их развитие на современном этапе.
4. Изучить области применения новых технологий в сфере услуг.
5. Рассмотреть особенности использования новых технологий в ФГУП «Почта России».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность сервиса и его роль в современной экономике
Полноценное функционирование современного общества все в большей степени детерминируется развитием сферы услуг. Известно, что быстрое развитие сферы услуг, которая является важным источником мобилизации национального роста, повышения качества и уровня жизни населения, - это характерная черта перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Однако в странах постсоветского пространства только недавно пришли осознание, насколько важную роль играют услуги в процессе вовлечения страны в глобальную экономику и международном разделении труда. Отрасли, предоставляющие услуги, превращаются в доминирующий сектор национального хозяйства по показателям формирования валового внутреннего продукта и численности занятых, что позволяет аналитикам говорить о тенденции становления «сервисной» экономики [1, с. 45].
Таблица 1 – Отличительные признаки «индустриальной» и «сервисной» экономики
Рыночные услуги в современной экономике крайне разнообразны. Директива Европейского Союза разделяет их на три категории: услуги, предоставляемые потребителям; услуги, предоставляемые бизнесу; услуги, одновременно предоставляемые потребителям и бизнесу. В США примерно 30% из 100 млн. работников сферы услуг занято предоставлением услуг именно потребителям [3 ,с. 8].
Услуги в своем развитии прошли три этапа. На первом этапе развитие промышленности обусловило формирование транспортных и коммунальных услуг, на втором - происходил массовый рост услуг в торговле, финансах, страховании и операциях с недвижимостью, на третьем – по мере роста национального дохода доля расходов на питание снижается, а на приобретение материальных благ, товаров длительного пользования (автомобили, жилье), позже - на предметы роскоши и отдых, увеличивается. Это вызвало рост сети гостиниц, предприятий сервиса, индустрии развлечений и путешествий. В результате жизнь общества концентрируется вокруг двух его фундаментальных сфер – здравоохранения и образования [14, с. 66].
В период развития сервисной экономики особое значение приобретает качество жизни, измеряемое услугами и различными удобствами в сфере здравоохранения, образования и культуры. Это, соответственно, вызывает определенные изменения в структуре производства и реализации услуг, поскольку возрастает роль рекреационных услуг и услуг, направленных на развитие и духовное и физическое восстановление и совершенствование человека. Указанные услуги связаны с социокультурными, рекреационными, духовными потребностями, которые относятся к индивидуализированными потребностями потребителей. Среди этих услуг значительное место отводится рекреационно-развлекательным (туристические услуги, спортивно-оздоровительные, SPA и WELLNES услуги, медицинские услуги и т.д.). На нынешнем этапе сервис становится наиболее национально ориентированным феноменом по сравнению с другими секторами общественного производства [17, с. 110]. Он предоставляет гораздо больше возможностей для проявления национальной самобытности. Большинство сервисных предприятий в мире связывают стратегию своей успешности именно с брендом национальной самобытности, а не универсализмом. Таким образом, сегодня наблюдается повышение роли сервиса в экономике стран, от состояния которой во многом зависит эффективность развития современного общества.
Термин «сервис» сегодня широко используется в научной среде, в том числе в научных трудах, посвященных вопросам управления в сфере услуг, но сущность этого срока и его трактовка не является однозначным.
Рост важности сферы услуг в экономике, прежде всего, объясняется зависимостью объемов и структуры потребления домохозяйств от объемов их доходов. В условиях жесткой конкуренции на рынке человек осуществляет производство для удовлетворения собственных потребностей и уровня потребления. Еще в конце XIX века немецкий статистик и экономист Е. Энгель, изучая структуру бюджетов рабочих семей, вывел несколько видов кривых и сформулировал эмпирические законы потребления. Заметим, что они занимают особое место в общей системе экономической теории, никоим образом не связаны с рыночным равновесием и преподаются экономистами как некоторый автономный феномен.
Среди основных теоретических положений, известных как законы Энгеля, в соответствии с целью нашего исследования, отметим такую зависимость (в формулировке современной микроэкономической теории):
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балалова Е. И. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль: учеб. пособ. / Е. И. Балалова, О. В. Каурова. – М.: Дело и сервис, 2016. – 288 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 2014. – 956 с.
3. Иванов Н. Н. Сфера услуг как объект исследования и управления /Н. Н. Иванов. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 21 с.
4. Кликич Л. М. Эволюция сферы услуг: особенности, закономерности, формы государственного регулирования: дис. на соискание науч. степени д-ра экон. наук: спец. 08.00.01 / Кликич Лилия Миннигалимовна. – Уфа, 2015. – 313 с.
5. Коробкова С. Н. Сервисная деятельность / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко,
С. В. Орлов, И. П. Павлова; под общ. ред. В. К. Романович. – СПб.: Питер, 2015. – 156 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – СПб: Питер, 2012. – 887 с.
7. Курс социально-экономической статистики / [под ред. М. Г. Назарова]. – М.: Финанстатинформ, 2012. – 771 с.
8. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / К. Лавлок; [пер. с англ.]. – М: Вильямс, 2015. – 1008 с.
9. Макарова Т. А. Сервисная деятельность/Т.А. Макарова. – Астрахань: Импринт, 2015. – 214 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. / А. Маршалл ; пер. с англ. – М.: Прогресс, 2015. –Т. 3. – 2017. – 350 с.
11. Официальный сайт ФГУП «Почта России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //www.pochta.ru - Дата обращения: 17.03.2019.
12. Полонский В. Г. Корпоративное управление в непроизводственной сфере / В. Г. Полонский, С. В. Белоусова, А. М. Белоусов. – Херсон: ОЛДИ плюс, 2013. – 460 с.
13. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; под общ. ред. Б. А. Райзберга. – 6-е изд., перераб. и доп. – Кострома: ИНФРА-М, 2017. – 511 с.
14. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве / Л. В. Санникова. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 160 с.
15. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 495 с.
16. Томилов В. В. Культура организации международных бизнес-коммуникаций / В. В. Томилов. – СПб.: СПбГУЭФ, 2015. – 248 с.
17. Управление и организация в сфере услуг / [Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.; пер. с англ.]; под ред. В. В. Кулибановой. – [2-е изд.]. – СПб.: Питер, 2012. – 350 с.
18. Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2013. – 719 с.
19. Федулина О. О. Сервисология как наука. Мифы о сервисе [Электронный ресурс] / О. О. Федулина, В. Е. Багдасарян. – Режим доступа: http://www.russika.ru/ef.php?s=4069 – Дата обращения: 06.12.2018.
20. Шарф А. Инвестиционная привлекательность предприятий розничной торговли: методика оценки /А. Шарф // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 8. – С. 81-96.
21. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Джон Шоул; пер с англ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 337 с.