Фрагмент для ознакомления
2
Финансы как целостная финансовая категория, располагающая общими свойствами, обладает собственной структурой, в которую входит ряд взаимозависимых звеньев, для каждого из которых свойственны свои характерные черты. Комплекс входящих в структуру финансовых звеньев в их взаимосвязи формирует финансовую систему государства [20].
Финансовая система - совокупность взаимосвязанных звеньев финансовых отношений, с помощью которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. При этом каждому звену финансовой системы свойственны особые цели деятельности, формы и методы распределения и использования денежных фондов. Финансовая система обслуживает денежное обращение и регулирует финансовую деятельность в стране. Финансовая система России представляет собой совокупность всевозможных сфер финансовых отношений, каждая из которых имеет свои особенности в формировании и использовании фондов денежных средств, различными ролями в общественном воспроизводстве.
В зависимости от вида финансовых инструментов финансовая политика государства включает в себя: политику в области финансов; систему налогообложения; кулисирование цен; политику в сфере таможенного регулирования; стратегию по привлечению инвестиций.
Бюджетная политика представляет собой систему мер, норм и правил, принимаемых законодательными и исполнительными органами власти с целью формирования и регулирования бюджетных отношений, что обеспечивает защиту интересов государства и общества. Основным документом, регламентирующим бюджетные процедуры и организацию бюджетного процесса в Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Он определяет ключевые принципы формирования бюджетной системы, права и обязанности участников бюджета, а также процедуры создания и распределения бюджетов разных уровней и правила межбюджетного взаимодействия. Составляющие бюджетной политики включают [12]:
- процент валового внутреннего продукта, поступающий в государственный бюджет;
- распределение доходов и расходных статей государственного бюджета;
- основы распределительных принципов бюджетных расходов на разных уровнях;
- регламенты формирования и расходования бюджетных ассигнований;
- источники покрытия дефицита государственного бюджета;
- система государственных заимствований и схемы управления долговыми обязательствами и так далее.
Бюджетная политика обязана сосредоточиться на повышении уровня жизни населения, формировании условий, способствующих экономическому развитию, прогрессирующем развитии социальной сферы и обеспечении стабильности ключевых макроэкономических показателей. Дополнительно следует усиливать эффективность и открытость управления государственными финансами.
Налоги занимают центральную позицию в процессе формирования сводного бюджета, служа основным инструментом государственной финансовой политики. Налоговая политика включает в себя упорядоченные меры со стороны государственных органов, касающиеся налогообложения. Формирование данной политики в значительной степени зависит от бюджета, оказывая на него непосредственное воздействие.
Среди инструментов налогового регулирования можно выделить разнообразные механизмы: классы налогов; величины налоговых ставок; установление классов налогоплательщиков и объектов налогообложения; налоговые льготы.
Приоритетные направления налоговой политики:
Налоговые функции можно разделить на три основные категории:
1) Фискальная функция призвана обеспечить государственные финансы средствами, необходимыми для выполнения его задач. Основная цель данной функции заключается в увеличении бюджетных поступлений.
2) Экономическая функция проявляется в воздействии на экономические процессы посредством налогового инструментария, способного как подстёгивать экономический рост, так и сдерживать избыточную активность. Данная функция реализуется путём регулирования спроса и предложения, а также смягчения циклических колебаний и инфляционного давления.
3) Социальная функция имеет своей целью выравнивание доходного неравенства путём перераспределения национального дохода, что способствует поддержке отдельных социальных групп.
Таможенная политика представляет собой совокупность действий государственных органов, устанавливающих условия налогообложения и оптимизирующих процесс оформления товаров, поступающих на территорию страны. Политика охватывает вопросы налогообложения и ценообразования, а также оказывает влияние на состояние экономики государства. Ключевые цели и функции таможенной политики иллюстрированы на рисунке 1.
Рисунок 1 - Цель и функции таможенной политики [8].
Ценовая политика представляет собой организованную деятельность государственных органов, направленную на контроль и оптимизацию цен и тарифов на товары и услуги. Данная политика охватывает широкий спектр секторов экономики и осуществляется посредством как прямых, так и косвенных методов воздействия на ценовую среду.
Прямое регулирование цен, в большинстве случаев, осуществляется в отраслях, где функционируют государственные монополии, например, в энергетическом секторе или железнодорожном транспорте. Во многих остальных отраслях применяется косвенное регулирование. В данной ситуации государственные власти создают условия для снижения производственных издержек, что, в свою очередь, способствует снижению конечных цен.
Применяемые меры могут включать налоговые льготы, преференции для импорта, субсидирование и иные виды поддержки. Тем не менее, попытки контролировать ценообразование на товары частного сектора часто сопровождаются негативными эффектами. Производственные компании могут сокращать объемы производства или переходить в неформальный сектор, что затрудняет контроль за ценами и способствует увеличению теневой экономики.
Государственная инвестиционная политика состоит из набора принципов и инструментов, обеспечивающих рациональное управление инвестициями. Она интегрируется в общую макроэкономическую стратегию и соприкасается с направлениями налогового, валютного и денежно-кредитного регулирования.
Рисунок 2 - Методы государственного ценового регулирования [18].
На текущий момент политика инвестиций занимает центральную позицию как в государственном масштабе, так и среди отдельных учреждений. Определение правительством инвестиционных задач формирует позитивный климат для привлечения капитала, активизируя рынок инвестиций и содействуя его стремительному развитию.
На рисунке 3 демонстрируется механизм, необходимый для реализации инвестиционной политики.
Рисунок 3 - Механизм реализации инвестиционной политики [3].
Инвестирование, являющееся ключевым элементом финансовой деятельности, требует содействия как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. Регулирование данной сферы обеспечивает не лишь стабильность, но и предсказуемость для инвесторов. Для достижения долговременного экономического роста применяются как прямые, так и косвенные формы управления. Прямые методы охватывают административные мероприятия, тогда как косвенные включают экономические инструменты, способствующие рациональному распределению ресурсов.
Таким образом, в рамках первой главы курсовой работы были отражены основные понятия, раскрывающие сущность и значение финансовой политики, а также определены особенности отдельных ее видов.
1.2 Структура финансовой системы: государственный бюджет
Финансовая система − комплекс взаимодействующих компонентов, каждый из которых обладает собственными характерными чертами формирования денежных средств, напрямую связанных с экономической деятельностью и содействующих ее осуществлению.
Финансовая система включает:
1. Органы финансового управления (Министерство финансов РФ).
2. Финансово-кредитные учреждения (ЦР России, компании, занимающиеся инвестициями).
3. Финансовые ресурсы (бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и отраслей).
4. Нормы, регулирующие финансовую деятельность (финансовое право, финансово-правовые акты).
Финансовая система – это сложный, многоуровневый механизм, обеспечивающий аккумуляцию, распределение и перераспределение денежных средств в государстве и обществе. Она является кровеносной системой экономики, определяющей ее стабильность и динамику развития. Эффективное функционирование финансовой системы напрямую влияет на экономический рост, уровень жизни населения и национальную безопасность.
Органы финансового управления, возглавляемые Министерством финансов РФ, осуществляют разработку и реализацию государственной финансовой политики, координируют деятельность других участников финансовой системы, контролируют исполнение бюджета. Финансово-кредитные учреждения, в первую очередь Центральный Банк России, отвечают за стабильность национальной валюты, регулирование банковской деятельности, поддержание ликвидности финансового рынка. Инвестиционные компании и фонды привлекают и направляют капиталы в различные сектора экономики, способствуя развитию предпринимательства и инноваций.
Финансовые ресурсы, формируемые за счет налогов, сборов, доходов от государственных активов, а также средств внебюджетных фондов и финансов хозяйствующих субъектов, являются материальной основой финансовой системы. Бюджетная система обеспечивает финансирование государственных программ и проектов, социальных выплат, обороны и других общественно значимых направлений. Внебюджетные фонды аккумулируют средства для целевого финансирования конкретных социальных нужд, таких как пенсионное обеспечение, медицинское страхование и социальное страхование.
Нормы, регулирующие финансовую деятельность, создают правовую основу для функционирования финансовой системы, определяя права и обязанности ее участников, устанавливая правила осуществления финансовых операций, обеспечивая защиту интересов государства и граждан. Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования государственных и муниципальных финансов, а также в сфере банковской деятельности, страхования и инвестиций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2.Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.
3.Бабачев К. А. Механизм обеспечения финансовой безопасности России: теоретические аспекты / К. А. Бабачев // Вестник науки. – 2024. – Т. 1, № 12(81). – С. 41-47.
4.Белицкий В. О. Финансовая безопасность как часть экономической безопасности России / В. О. Белицкий // Наука и молодежь : Материалы XXI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Барнаул, 15–19 апреля 2024 года. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2024. – С. 199-202.
5.ВВП России по годам: 1991-2024 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tpprf-leasing.ru/workdir/files/04/statistika-lizing-2016-2023.pdf?ysclid=lrqj0y8ejx399185721.
6.Вымятнина Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 294 с.
7.Горват В. В. Министерство финансов России как основной субъект финансовой политики, обеспечивающий экономическую безопасность России / В. В. Горват, А. А. Бабич // Молодежь и наука XXI века: актуальные теоретические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 мая 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 76-79.
8.Дыхова А. Л. Финансовая глобализация и проблемы безопасности России / А. Л. Дыхова // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 28 ноября 2024 года. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2024. – С. 34-38.
9.Иванов В. В. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов, Б. И. Соколов ; под редакцией В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 371 с.
10.Караваева И.В. Стратегии экономической безопасности в зарубежной теории и практике / И.В. Караваева // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. №1. С. 50-67.
11.Ким И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 328 с.
12.Куликов Л. М. Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 371 с.
13.Розанова Н. М. Монетарное регулирование современной экономики : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 380 с.
14.Строк В. Н. Факторы обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях / В. Н. Строк // Экономика строительства. – 2024. – № 12. – С. 592-595.
15.Ткаченко М.Ф. Санкционный фактор во внешнеэкономической деятельности российских компаний и меры поддержки со стороны государства / М.Ф. Ткаченко // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 6601-6612.
16.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru.
17.Финансовая глобализация и финансовая безопасность государства в современных условиях: монография / Под научн. ред. Л.А. Омельянович, О.А. Подкопаева – Самара: ПНК, 2023. – 257 с.
18.Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru.
19.Экономическая безопасность государства и бизнеса в условиях глобальной трансформации под ред. И.В.Манаховой, А.А.Пороховского. – М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2023. – 200 с.
20.Яни А.В. Доказательная теория экономического развития: понятие и перспективы использования / А.В. Яни // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – №1 (51). – С. 224-228.