Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Таможенно-тарифное регулирование в настоящий момент выступает в качестве основного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данный метод позволяет государству регулировать внешнеторговую деятельность путем установления таможенных пошлин, которые увеличивают стоимость товаров, поступающих на внутренний рынок страны. Основой таможенно-тарифного регулирования выступает таможенная пошлина, ставки которых указаны в таможенном тарифе. Таким образом, таможенный тариф является необходимым элементом таможенно-тарифного регулирования.
С января 2015 г. вступил в силу договор ЕАЭС. Им утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами. Общий финансовый рынок обеспечивает равные условия конкуренции и координации ключевых аспектов налоговой политики государств Союза в целях комплексной модернизации и устойчивого развития национальных экономик и в интересах повышения жизненного уровня граждан стран - участниц ЕАЭС.
В условиях территориального расширения, а также включения в ЕАЭС новых членов, особую актуальность приобретают вопросы гармонизации и унификации целого ряда отраслей национального законодательства.
Для каждой из стран - участниц ЕАЭС таможенные платежи играют особую роль в системе экономических отношений, а также обеспечивают значительную часть доходов этих государств.
С вступлением в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса, подходы к определению таможенной стоимости существенно изменятся, что вызовет новые вопросы и проблемы в таможенных процедурах. Законодателям предстоят задачи издать документы, регулирующие определения таможенной стоимости, которые должны соответствовать положениям ТК ЕАЭС. А Евразийская экономическая комиссия наделена правом принимать акты, которые будут регулировать таможенную стоимости и ее определение в рамках ВТО. Таким образом, таможенным органам предстоит адаптация к изменениям, при этом учитывая особую значимость определения таможенной стоимости, как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одного из приоритетных направлений таможенного дела РФ.
Целью работы является анализ практики применения таможенных пошлин, связанных с введением Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определение понятия таможенных пошлин и их роли в регулировании внешней торговли.
2. Классификация ставок таможенных пошлин.
3. Определение понятия таможенного тарифа и таможенной стоимости.
4. Характеристика применения различных видов ставок таможенных пошлин.
5. Характеристика тарифных преференций и их влияния на ставки пошлин.
Объектом исследования в работе являются таможенные пошлины
Предметом исследования является влияние вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС на применение ставок таможенных пошлин.
Глава 1. Понятие, виды и классификация ставок таможенных пошлин
1.1 Понятие таможенных пошлин и их роль в регулировании внешней торговли
Понятие «пошлины» - это пополнение государственной казны или бюджета. Таможенные пошлины появились ещё в древней Руси, когда подобный механизм сбора средств в казну, помимо прямого сбора. Безусловно, современные экономисты расценивают таможенные пошлины, как инструмент вмешательства в экономику.
Рассмотрим, каким образом устроена система взыскания таможенных пошлин в России. За все виды деятельности нужно платить налог. Львиная доля казны пополняется за счет таможенной пошлины. В таблице ниже приведена классификация таможенных пошлин.
Таблица 1. Классификация таможенных пошлин
Классификация таможенных пошлин
Таможенная пошлина - государственный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием его перемещения через таможенную границу [4]. Таможенная пошлина - одна из самых доходных статей государственного бюджета, ведь более 35% доходов - это именно таможенные пошлины. Налоговые пошлины установлены в законодательном порядке и прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. Однако есть ещё ряд нормативно-правовых актов, регулирующих сферу таможенных пошлин. Например, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» или Таможенный кодекс ЕАЭС, который является международным нормативно-правовым актом.
Правовые основы применения в Российской Федерации таможенных пошлин закреплены в Законе «О таможенном тарифе» (ред. от 05.04.2015). Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК ЕАЭС и предусматривает следующие способы уплаты таможенных платежей: денежный залог, банковская гарантия, поручительство, залог имущества, иные, предусмотренные Налоговым кодексом [12].
Однако, при взыскании таможенных пошлин возникает ряд проблем, как на законодательном, так и исполнительном уровнях. Перейдём к анализу проблем, актуальных на сегодняшний день.
Во-первых, сильное отставание темпов внедрения таможенных инновационных технологий по сравнению с другими развитыми странами. К таким технологиям можно отнести предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный доступ. Часто, в развитых стран предпочитают использовать электронный документооборот. Такой позитивный опыт российская система может и должна перенять. Ведь действительно на сегодняшний день использование электронного документооборота сокращает расход времени на проверку документов, снижает издержки участников внешней экономической деятельности, возможна также и автоматическая проверка декларации на соответствие требованиям, которая сегодня производится фактически вручную.
Во-вторых, неэффективная работа системы «одного окна». Встречается данная проблема, которая вызывает задержки в автомобильных пунктах, достаточно часто. Вследствие этой проблемы общая очередь становится больше, в каждый государственный контрольный орган документы подаются отдельно, при том, что информация в документах аналогичная. Решение данной проблемы мы видим в использовании европейского типа «единого окна», в рамках которого создается единый документ, со всеми необходимыми сведениями для всех государственных контролирующих органов, что позволяет максимально снизить время работы служб и обеспечивает «прозрачность» информации [3].
В-третьих, подтверждение таможенной стоимости с учетом применения таможенными органами «профилей риска». На практике стоимость товаров может меняться, в том числе в сторону уменьшения себестоимости продукции, но таможенные органы расценивают данное понижение как необоснованное и требуют предоставление сертификата происхождения товара для того, чтобы доказать таможенную стоимость. Решением данной проблемы может стать усовершенствование таможенной базы, например, разделить вопросы выпуска товара и уплаты таможенных платежей и законодательно закрепить адекватные сроки, в течение которых таможенный орган будет обязан вынести решение по внесению изменений в декларацию и срок возврата таможенных платежей.
В-четвертых, недостаточное понимание и пассивность участников ВЭД к совершенствованию таможенного законодательства. Основная сложность заключается в том, что многие торговые организации недовольны существующими порядками и могли бы, проявив инициативу, повлиять на ситуацию, но не делают этого. Решением данной проблемы является создание сотрудничество государства и бизнеса, которое заключается в проведении тренингов и повышении квалификации и профессионализма работников. Другой стороной такого сотрудничества может быть воспитание молодых профессионалов со специализированными знаниями в данной области. Следует заметить, что в молодое поколение можно вложить правовые знания, навыки и воспитать правосознание, что впоследствии поможет выйти российскому бизнесу на качественно новый уровень [10].
Еще одной проблемой является несовершенство таможенного законодательства Евразийского экономического союза. С одной стороны, новый Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает единство всех ставок таможенных платежей для пяти государств, с другой - в законодательство каждой страны предусмотрены свои ставки.
1.2 Классификация ставок таможенных пошлин
По способу установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на: адвалорные, специфические, смешанные.
Адвалорные пошлины (от латинского ad valorem - от стоимости) устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара.
Если товар облагается по адвалорной ставке, то основой для исчисления величины таможенной пошлины является таможенная стоимость товара. В этом случае величина таможенной пошлины определяется по формуле: