Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной экономической теории особое внимание уделяется определению перспектив нахождения баланса экономических и социальных механизмов взаимодействия и государства и достижения оптимального благосостояния населения с минимизацией социального неравенства. На протяжении многих веков ученые, философы, экономисты искали пути разрешения этих важных общегосударственных проблем, создавали свои концепции и теории. Однако, до сих пор проблема остается актуальной и особенно злободневной для России, находящейся в условиях социально-экономического кризиса.
1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ «ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА»
1.1 Предпосылки «провалов рынка и государства»
Рыночный механизм не способен обеспечивать оптимальность развития экономики, устойчивое равновесие совокупного спроса и предложения и нуждается в государственном регулировании, во избежание серьёзных провалов и затяжных кризисов.
2
При необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию провалов рынка. Согласно теории рыночного фиаско, государство является неким «менеджером», роль которого заключается в корректировки подобных провалов.
Теоретики и практики управления как в России, так и за рубежом, выделяют проблему «провалов государства и рынка» как одну из основных условий развития социально-экономического кризиса государства и усугубления его депрессивного состояния. В связи с этим многими учеными представлены разные концепции и подходы к выявлению данной проблемы, определению основных ее индикаторов, а также методы и пути выхода и совершенствования государственной политики.
1.2 Проблема дифференциации доходов и ее динамика
Вопросы социальной справедливости составляют основу многих социально-экономических концепций развития государства и суть моделей государственного развития. Непременно в каждой из них определено, что социальная модель исключает очевидные проявления дифференциации доходов и при наличии такового – активного вмешательства государства.
В связи с тем, что задачи, связанные с выработкой и реализацией концепции социальной справедливости, в процессе перехода к рыночным отношениям в России не актуализировались, в обществе накопился целый ряд противоречий и проблем, вызванных нарушением конкурентных прав, неравенством и бедностью. В России за период перехода к рынку сложился неоправданно высокий уровень неравенства, на формирование которого влияет институциональная среда .
Характерно, что вышеназванные проблемы с годами не разрешались, а только накапливались. Острота проблемы бедности в современной России также не ослабевает .
Динамика неравенства и бедности в России показывает, что избыточное богатство одних не обеспечивает возможности поддерживать достойный уровень жизни остальным. Такое положение вещей отвечает общепринятому пониманию коррупции, достигшей стадии институционализации .
2.СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА»
2.1 Проявления «провалов государства и рынка» в России
Несправедливая институциональная система, искаженная монополизмом и неравенством, не позволяет обеспечить решение основных целей экономики — добиться более высокого совокупного национального дохода, полной занятости и стабильных цен, совместимых с высокими стандартами жизни для большинства людей. Это хорошо видно на примере макроэкономических показателей современной России. Из расчета долларового ВВП на каждого жителя страны в 2015 г., по сравнению с 2014 г., наша страна, согласно списку Международного валютного фонда, опустилась на 28 позиций — с 45-го до 73-го места.
Связывать кризисные явления в экономике и социальной сфере только с «провалами рынка» было бы неправильно. Причины в немалой степени коренятся в устройстве социальных
3
институтов, так как рынки в большой степени: формируются именно ими. Поэтому можно говорить не столько о «провалах рынка», сколько о «провалах государства». Сравнительные исследования позволяют сделать вывод, что «провалы государства» оказываются ощутимее в тех странах, где ниже конкурентоспособность и выше уровень неравенства .
Очевидны следующие проявления «провала рынка и государства»:
Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов.
Рынок не может отобразить в цене полный эффект производства или потребления конкретных товаров. В связи с этим возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Именно поэтому государству приходится нейтрализовать воздействия внешних эффектов в производстве и потреблении (защита от негативных экологических последствий).
Незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ.
Неэффективность рынка проявляется при решении задач по предоставлению общественных благ, например: услуг образования, здравоохранения, армии. Эта задача возлагается на государство, так как оно должно помогать уменьшать негативные проявления рынка законами об охране труда, о защите прав потребителей, о страховании банковских депозитов, антимонопольным законодательством и др. Но рынок заинтересован в производстве частных благ (неделимы и доступны лишь индивидуальным лицам), которые опираются на принцип исключения, т.е., кто заплатил, тот и получает продукт.
Избыточная монополизация производства
Рыночный механизм не гарантирует функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических стратегий установить монопольную власть и ограничивать добросовестную конкурентную борьбу. Отрицательное воздействие на развитие экономики оказывают ежегодные «плановые» скачки цен на продукцию естественных монополий, не гарантированные улучшением качества производимой продукции и модернизацией производства.
2.2 Политика рентоориентирования в России как признаки «провалов государства»
В наиболее концентрированном виде политика рентоориентирования в современной России проявляется применительно к офшорным компаниям, пользующимся государственной поддержкой. Уход в офшоры нарушает конкуренцию, так как отдельные игроки сокращают свои издержки на налогах, в то время как другие несут двойную нагрузку. Сегодня офшорные компании по-прежнему продолжают участвовать в получении и реализации госконтрактов, получать иные формы господдержки.
Другим значимым способом сохранить богатства меньшинства является регрессивное налогообложение. Введение прогрессивной шкалы на доходы, о недвижимость и землю в России может компенсировать снижение налогов на предпринимательскую деятельность, что является общепринятой практикой большинства развитых государств .
Таким образом, по мнению экспертов в российском государстве были дезавуированы все демократические институты, являющиеся не нужными препятствиями по извлечению прибыли
4
для государства, как финансового предприятия, что являлось мерой по оптимизации его доходности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений заключается в том, что рынок «не видит» социальных проблем. Доходы населения, формирующиеся на рынке, не всегда решают социальные задачи. И такое распределение является несправедливым в смысле человеческих факторов, это порождает большую дифференциацию населения по уровню доходов населения. Бедняки, которые получают мало, платят последние деньги на налоги в государственный бюджет, а олигархи, имеющие большие активы, даже не замечают финансового обременения. Тем самым государство должно сближать богатых и бедных с помощью прогрессивного налогообложения, ценового регулирования, установления прожиточного минимума и заработной платы, механизма трансфертных платежей и тд. Но в России никогда не введут прогрессивную шкалу налогообложения из-за того, что люди недостаточно образованы и не понимают, что хорошая жизнь зависит от выплаты высоких налогов, а не от развития теневого сектора, где налоги не идут вообще в государственный бюджет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. От «Провалов рынка» к «Провалам государства»: еще раз к вопросу о социальной справедливости в экономике // JER. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-provalov-rynka-k-provalam-gosudarstva-esche-raz-k-voprosu-osotsialnoy-spravedlivosti-v-ekonomike (дата обращения: 26.02.2019).
2. Белокрылова О. С. и Вахтина М. А. (2014). Что порождает коррупцию: институциональная система или человеческая сущность? (К вопросу о природе о оппортунистического поведения) // Государственное и муниципальное управление: о ученые записки СКАГС, № 4, с. 9-15.
3. Бердников В. А. и Вахтина М. А. (2014). Институты социальной справедливости в рыночной экономике России: состояние и направления развития // Вестник Самарского государственного экономического университета. Серия «Экономика», № 11(121), с. 6-10.
4. Богатые и бедные — вчера и сегодня (2015). // Пресс-выпуск ВЦИОМ, № 2878. (http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115317 - Дата обращения: 25.02.2019).
5. Глазьев С. (2015). К стратегии социальной справедливости и развития. Официальный сайт Сергея Глазьева. (http://www.glazev.ru — Дата обращения: 02.02.2019).
6. Доходы и расходы населения: основные изменения 2015 года / Институт управления социальными процессами. Центр анализа доходов и уровня жизни. Мониторинг доходов, расходов, потребления российских домохозяйств. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https:// www.hse.ru/data/2015/06/22/1083888513/2015_3s_lncomes1Q._z.pdf – (Дата обращения: 20.02.2019).
5
7. Златкин А. Провал финансовой стратегии государства как бизнеса // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://echo.msk.ru/blog/zlatoalex/2360315-echo/(Дата обращения: 20.02.2019)
8. Как изменились налоги в разных странах // Деньги. Экономический еженедельник издательского дома «Коммерсантъ», 2015 - № 12(1020), KPMG, Trading Economics.
9. Кудюрова А.В. Фиаско рынка и функции государства // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 26.02.2019)
10. Малкина М. Ю. Исследование взаимосвязи уровня развития и степени неравенства доходов в регионах Российской Федерации // Экономика региона – 2014 - № 2, с. 238-246.
11. Малкина М. Ю. Институциональные основы неравенства доходов в современной экономике // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований) – 2016 - Т. 8, № 1, с. 100-120.
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2013) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: (http://rg.ru/2013/12/12/poslanie.html — Дата обращения: 20.02.2019).
13. Ролз Дж. (2010). Теория справедливости. М.: Изд-во ЛКИ [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:// Российские статистические ежегодники. Росстат (2016). (http://www.gks.ru/ m
14. Федеральный Закон № 388-Ф3 «О внесении изменений в отдельные у законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования о предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения о принципа адресности и применения критериев нуждаемости» от 29.12.2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// rg.ru/2015/12/31/kriterii-dok.html - Дата обращения: 20.02.2019).
15. Ферстер М. Ф. и Мартин Д. П. (2014). Уравновешивание экономической эффективности и социальной справедливости // Альтернативы, № 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http:// www.intelros.ru/readroom/altemativi/a1-2014/23387-uravnoveshivanie-ekonomicheskoy effektivnosti-i-socialnoy-spravedlivosti.html - Дата обращения: 20.02.2019).
16. Шаховская Л. С. и Климкова К. О. Институционализация бедности в России: можно ли остановить этот процесс? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2016 - № 3(336), с. 67-78.