Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в научной литературе не существует систематизированной информации, касаемой жизни и исповедничества личностей, которые захоронены на Даниловском мемориальном кладбище и признаны подвижниками благочестия. Кроме того, важен вопрос о значении их исповедничества для российской духовной культуры. Проблема заключается в том, что в разные исторические периоды эти признаки существенно отличались.
Проблема исследования: достаточно сложно определить роль подвижников благочестия в развитии религиозно-нравственной составляющей жизни российского общества различных исторических периодов.
Цель исследования – сформировать систему представлений о житиях и исповеднической деятельности подвижников благочестия Даниловского мемориального кладбища.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику Даниловского мемориального кладбища.
2. Изучить захоронения исповедников на Даниловском мемориальном кладбище.
3. Рассмотреть биографии подвижников благочестия, которые захоронены на Даниловском мемориальном кладбище.
4. Определить типы захоронений подвижников благочестия, которые встречаются на Даниловском мемориальном кладбище.
1. Общее понятие о Даниловском мемориальном кладбище
1.1. Общая характеристика Даниловского мемориального кладбища
Во время эпидемии чумы в 1771 году в Москве в муниципальном районе Донской было заложено Даниловское кладбище. Свое название получило от села Даниловского, более известного как Даниловская слобода.
«В 1832 году взамен отслужившей свой век деревянной церкви был построен храм Сошествия Святого Духа. Свои средства в его возведение вложил московский городской голова Семён Логинович Лепешкин, а архитектором стал Ф. М. Шестаков. К юго-западу от храма располагается церковь Николая Чудотворца на Даниловском кладбище, построенная как часовня-памятник Николаю Ильичу Гребневскому его вдовой и освящённая в 1901 году» .
До революции года на кладбище подавляющее большинство захороненных составляли купцы, ремесленники и мещане. После 1917 года стало одним из мест погребения представителей православного духовенства. Также на кладбище имеется и мусульманский участок.
В 1965 году на братской могиле воинов был сооружен мемориал погибших в Великой Отечественной войне и зажжён Вечный огонь. Скульптором проекта был А. Н. Туманов.
«На кладбище захоронены художник и реставратор И.С. Остроухов, известный языковед А.М. Селищева, футболисты Валерий Воронин и Алексей Еськов, актриса Е.Л. Тяпкина, искусствовед С.Н. Дурылин, композитор и солист популярной группы «Лесоповал» С.В. Коржуков, актер Б.К. Новиков, Герои Советского Союза И.М. Зайкин, Н.С .Котова и Н.И. Сидоров» .
Также здесь были упокоены основатели Третьяковской галереи - купцы Павел и Сергей Третьяковы. 10 января 1948 года останки обоих братьев, а также жены Павла Михайловича – Веры Николаевны перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
«Около Никольского храма-часовни стоит небольшая колонна из розового гранита. Этот памятник обозначает место, где похоронены братья и сестра Павла Михайловича и Сергея Михайловича, умершие почти в младенчестве, в 1848 году, от скарлатины: Даниил, Николай, Михаил и Александра» .
Из известных общественных деятелей на Даниловском кладбище погребен профессор истории Т.Н. Кудрявцев, один из лидеров «западников», но его могила не сохранилась.
Здесь были погребены митрополит Питирим (Нечаев), и известная московская святая «блаженная Матрена» - (Матрона Дмитриевна Никонова (1881-1952)), могила которой одна из самых почитаемых в столице. В 1998 году её мощи были перенесены в Покровский монастырь. Также много паломников собирают могилы афонского иеросхимонаха Аристокля и его ученика Исайи. С 1940 года ведется архив по регистрации захороненных.
«В 1965 сооружён мемориал по проекту скульптора А.Н.Туманова и зажжён Вечный огонь над Братской могилой воинов, павших в Великой Отечественной войне» .
Таким образом, можно сделать вывод, что Даниловское мемориальное кладбище сегодня – это одно из крупнейших кладбищ расположенных в г. Москва. На ее территории захоронено множество людей как живших еще в царские времена, так и их современников освобожденных Революцией от религии, веры и царя.
Современная часть мемориального комплекса так же популярна. Сегодня на территории кладбища, по прежнему, имеется возможность хоронить людей в новых могилах.
Точно так же можно подхоранивать людей в уже существующие могильные участки. Администрация кладбища готова предложить родственникам умерших людей широкий спектр ритуальных услуг.
1.2. Захоронения исповедников на Даниловском мемориальном кладбище
К югу от старинного московского района Замоскворечье недалеко от известных Свято-Данилова и Донского монастырей находится Даниловское мемориальное кладбище, основанное по указу Екатерины II в 1771 г. в слободе Данилова монастыря, от которого оно и получило свое название.
Для отпевания усопших в 1772 г. на территории кладбища была построена небольшая деревянная церковь в честь священномучеников Херсонесских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора, епископы, IV в. Память – 7 марта ст. стиль). В 1829 г. на месте обветшавшей прежней церкви началось строительство каменного храма.
«Средства на строительство пожертвовал московский городской голова коммерции советник, крупный благотворитель Семён Логгинович Лепешкин (1787-1855). Церковь построена по проекту архитектора Федора Михайловича Шестакова – мастера московского ампира (1787-1836)» .
25 сентября 1838 г. храм был торжественно освящен. Главный придел — в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, а также престолы в честь мучеников Херсонесских и Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Внешне архитектура храма монументальна и строга. Интерьер же впечатляет богатством церковного убранства: классический иконостас редкого насыщенного цветового сочетания зеленого с золотом.
«Стены расписаны сюжетами из Евангелия (Сошествие Святого Духа, Страшный Суд, Воскресение из мертвых и др.) в сочетании с декоративной живописью. В 1905 г. расширили южный предел, храм при этом увеличился вдвое, а также реконструировали колокольню. Это один из немногочисленных храмов, который в советское время не закрывался и не подвергался разорению» .
Важно, что в храме сохранился первоначальный декор; много старинных икон, резных позолоченных киотов. В 2009-2010 гг. в храме обновлена и реставрирована живопись на стенах.
«При храме работает воскресная школа, библиотека, православная творческая студия, детский кукольный театр и многое другое. Богослужение в церкви Сошествия Святого Духа совершается ежедневно, любой желающий православный христианин может прийти с утра исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Храм поистине является самой главной святыней Даниловского кладбища» .
Чтимые чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Иверская», иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и прп. Аристоклия Афонского, а также ковчег со святыми мощами угодников Божиих. Долгое время настоятелем храма был протоиерей Виктор (Ипполитов). Один из старейших клириков Московской Патриархии, с 1966 г. он более сорока лет возглавлял притч церкви, верно служа словом и делом Господу Богу и людям. Скончался отец Виктор 16 апреля 2010 г. на 86 году жизни и похоронен за алтарем храма рядом с могилами других священников, настоятелей храма прежних лет.
«У часовни св. Николая, что расположена к юго-западу от храма также находятся могилы настоятелей храма. Эта часовня, построенная в 1901 г. на могиле купца Николая Ильича Гребенского его вдовой Анной Петровной в память о муже. В 20-е годы часовню закрыли. Спустя 70 лет, после большого перерыва, 22 мая 2010 г. (день свт. Николая Чудотворца) в храме-часовне прошла первая служба» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Московские кладбища. Вчера. Сегодня. Завтра. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Власова А.О., Богданова Е.А. Подвижники благочестия. Судьбы. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Подвижники благочестия похороненные на Даниловском кладбище. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
4. Измайлова В.П. История Даниловского кладбища. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Подвижники благочестия. История явления. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
6. Ильина В.О. Подвижники благочестия и современная РПЦ. Что необходимо изменить? // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
7. Казанцев А.А., Сорокина А.Л. Концепция развития православия. Место и роль святых в продвижении православия // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 20-25.
8. Калдор М. Православная религия и культура в ХХI веке / пер. с англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с.
9. Карнаухов Г.З. Святые старцы и деятели церкви. Формы и методы продвижения РПЦ. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
10. Кастрыкин М.В., Карелин А.С. Проблема толкования понятия «подвижники благочестия» в современной религиозной литературе // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 34-49
11. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Даниловское кладбище. Святыни. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
12. Корецкий В.И. Московские святые. Особенности жизни и смерти – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
13. Костомаров Н.И. О роли простоты внешнего облика могил святых мощей в вопросах продвижения религии // Исторические монографии и исследования. Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
14. Котов М.С., Егоров С.С. Причины и следствия популярности подвижников благочестия. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.