Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, её место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности. Становление гражданского общества означает смену парадигм взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их организациями и, как следствие, формирование иных политических основ их взаимодействия, что подразумевает возникновение новых институтов, правового поля и соответствующего им типа личности .
Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.
Государственная власть – это категория, ставящая своей задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы.
Актуальность работы определяется тем, что понятие государственной власти является одним из центральных в теории государства и права. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Органы государственной власти Российской Федерации призваны способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, их достойного качества и уровня жизни, государственной и территориальной целостности и устойчивого социально- экономического развития Российской Федерации, обеспечивать безопасность страны и общества посредствам проведения политики безопасности, выявляя, предупреждая и пресекая угрозы национальной безопасности, путем проведения не только специальных операций по обезвреживанию террористических группировок.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие в процессе осуществления государственной власти государством.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие взаимодействие государства и государственной власти, государства как носителя этой власти.
Цель исследования состоит в необходимости выявить и рассмотреть особенности правового регулирования основ реализации государственной власти в Российской Федерации через образуемые органы власти.
Исходя из цели и актуальности работы сформулированы следующие задачи:
- дать определение государственной власти;
- рассмотреть основные признаки государственной власти;
- определить структуру органов государственной власти;
- выявить методы осуществления государственной власти.
Степень научной разработанности темы. Степень разработанности заявленной темы сложно оценить однозначно. С одной стороны, существует целый спектр научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов и проблем нормативного регулирования организация деятельности государственной власти, оценке эффективности и разграничения компетенции. Среди специалистов, внесших значительный вклад в рассмотрение данного правового института можно назвать С.А. Авакьяна, И.Л. Бачило, Л.Н. Васильева, Ю.М. Козлова, Ю.И. Миронова. Такие авторы как Ю.Г. Арзамасов, В.В. Гончаров и А.В. Нечкин рассматривали проблемы соотношения и взаимодействия государственных органов исполнительной власти. По вопросам конституционно правового статуса органов государственной власти широко известны работы таких ученых, как: А. С. Автономов, А. М. Арбузкин, Ю.Г. Арзамасов, Н.А. Богданова, Б.Н. Габричидзе, И.В. Гранкин, Л.В. Карапетян, И.П. Кененова, С.А. Комаров, А.А. Куликова, В.А. Лебедев, О.Ф. Мураметс, С.Н. Станских, А.А. Осипова, С.Г. Павликов, Г.Б. Романовский, Н.М. Рязанов К.В., Черкасов и др.
Методологию исследования составили общенаучные и частные методы познания. При написании данной курсовой работы использовались такие методы научного познания, как исторический, логический, системного анализа.
Нормативно-правовая основа исследования. При исследовании данной темы рассматривались положения Конституции Российской Федерации, Указы Президента РФ, затрагивающие область функционирования органов государственной власти, федеральные нормативно-правовые акты, многочисленные региональные акты, начиная с региональных конституций и уставов.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованных нормативных правовых актов и научных источников.
Глава 1. Общая характеристика государственной власти
1.1 Понятие государственной власти
Вопросы власти традиционно привлекали и привлекают внимание исследователей, что обусловлено значением и ролью власти в функционировании социума. Эта проблематика обостряется на переломных этапах развития общества, когда угроза дестабилизации механизма управления обществом приобретает реальность и от организации и деятельности власти и, прежде всего, государственной власти зависит состояние общества, его институтов, в том числе и государства
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи, с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. .
Государственная власть способна осуществляться исключительно посредством специально сформированных органов. Каждая служба государственной власти подразумевает под собой организацию, либо должностное лицо, которое является наделенным государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства. В комплексе органы государственной власти формируют сложную систему с различным множеством закономерно объединенных элементов.
Таким образом, государственная власть – это способность государства в лице органов государственной власти подчинять своей воле другие элементы общества и отдельных людей с помощью системы права и аппарата государственного принуждения .
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» .
Частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется: Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция), единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти являются одним из нескольких способов реализации народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, гарантия которого соблюдаются посредством правовой системы Российской Федерации, а также ее субъектов, гарантируется ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц .
Основанием для учреждения и определения порядка действия органов государственной власти в субъектах Российской Федерации служит ст.11 Конституции РФ , в которой указано, что государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими органами государственной власти (абз.2). Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральные органы государственной власти, которые осуществляют свою деятельность на территории субъектов федерации (прокуратура, федеральные суды и пр.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хотя и непосредственно взаимодействуют с ней.
В статье 77 Конституции РФ установлено, что система органов государственной власти субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, устанавливается самостоятельно самими субъектами согласно строго определенным основам конституционного строя Российской Федерации и в соответствии с общепринятым порядком организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральными законами (абз.1) .
С.А. Авакьян отмечает, что, «кстати, даже при всех таких вариациях неясно, куда отнести некоторые органы, например Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и аналогичных уполномоченных в субъектах в субъектах РФ» .
1.2. Признаки государственной власти
Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 04.06.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1999. № 42. Ст. 5005.
6. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ № 30 от 19 января 2005 г. № 188 (в ред. от 15.02.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 4. Ст. 305.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
7. Авакьян С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс. М.: Юстицинформ, 2017. 562 с.
8. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. 720 с.
9. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Спарк, М.: 2015. 162 с.
10. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 117.
11. Иванин А.А., Павликов С.Г. Обеспечение законности в деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации с участием конституционных (уставных) судов. Конституционное и муниципальное право. М: Издательство: Издательская группа «Юрист», 2015. 212 с.
12. Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации. М., 2017. 199 с.
13. Миронов Ю.И., Егоров Г.Г. Административное право: Учебно-методическое пособие М.: Международный юридический институт, 2015. 310с.
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / Отв. ред. Перевалов В.Д. М., 2017. 541 с.
15. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрайт, 2013. С. 410.
16. Конституционное право: Составитель И.Е. Бочкарев. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 233 с. С.27
17. Малько А.В. Основы государства и права // Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2015. - 334 с.
18. Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование». -4-е изд., перераб. и дол. - Ростов н/Д: «Феникс»,2015
19. Теория государства и права: учебник / А. А. Гогин, Д. А. Липинский, А. В. Малько [и др.]; под ред. А.В. Малько, Д. А. Липинского. — Москва: Проспект, 2014. — 328 с.
20. Ткач А.Н. Административное право. М.: Волтерс Клувер, 2017. 208 с.
21. Четвериков В.С. Административное право. М.: Норма, 2014. 157с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
22. Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ № 773 от 2 июля 2005 г. // Российская газета. № 172. 2016.
23. «Зачем российский президент позвал бизнесменов» // Журнал «Ведомости». – № 3741 от 19.12.2015.
24. Калинина Л.Е. Программно-целевая бюрократия: публично-правовой аспект //Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 10. С. 11 - 14.
25. Куликова А.А. // Основы формирования аппарата государственных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского и зарубежного права. 2017. Сборник статей магистрантов № 2. С. 59
26. Макарейко Н. В. Государственная власть: понятие и признаки // Бизнес в законе. 2007. №2.
27. Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. 2018. № 1. С. 21.
28. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 6.
29. Трофимова Г.А. Принцип разделения властей в системе конституционно-правовой ответственности: альтернативный вариант // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 51 - 57.