Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К числу наиболее значимых проблем современных руководителей организаций, деятельность которых связана с творчеством, входит проблема утраты интереса сотрудников к творческой деятельности, инициативности, здорового любопытства к новому, положительного самоощущения. В совокупности все перечисленные проблемы обуславливают важность совершенствования уже имеющихся подходов к организации творческой деятельности. Мотивация к творческой активности сотрудников компании способствует более успешному выполнению обязанностей, а, следовательно, является основой для эффективной творческой реализации сотрудников.
Результаты проведенного анализа сложившейся современной практики творчества в организациях показывает, что в рабочем процессе на самого сотрудника оказывают активное действие факторы, которые способны вызвать у него отрицательные переживания, действия и поведение. Недостаточное внимание, уделяемое руководителями к интересам и потребностям креативных сотрудников, ведет к тому, что они самостоятельно преодолевают свои проблемы.
В связи с этим можно говорить о необходимости оказания креативным сотрудникам специально организованной психологической помощи.
Анализ специфики контингента креативных сотрудников, а также возникающих психологических трудностей у работников в творческой среде показывает, что в роли наиболее приемлемой формы психологической помощи выступает эффективно организованная управленческая работа в компании.
Цель работы: определить психологические аспекты управления творчеством в организации.
Задачи:
1. Охарактеризовать психологические основы творческой деятельности.
2. Провести анализ психологических особенностей управления творчеством.
3. Сделать выводы по результатам проведённого анализа.
Объект исследования – управление творческой деятельностью.
Предмет исследования – психологические аспекты управления творчеством.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-реурсов, анализ управленческого опыта.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложения.
1. Психологические основы творческой деятельности
Креативность, или способность и стремление к активной творческой деятельности – особое качество личности, которое проявляется в создании чего-либо неизвестного ранее [6, c. 104]. Исследованию творческого развития посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей (В. Ф. Шарипова, Е. П. Ильина, Л. В. Куликова, М. А. Мухиной, А. Н. Воронина, В. В. Давыдова, К. Рождерса, А. Маслоу и др) [2]. К настоящему времени разработано множество методик по оценке творческого потенциала для различных возрастных категорий.
Значительные различия в способностях людей к творческой деятельности было осознано ещё с древних времён. Так, примерно 2500 лет назад, в V веке до н.э., крупнейший китайский философ и политический деятель, основатель школы моистов Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) указывал на необходимость привлечения к управлению государством людей, мышление который отличается нестандартностью и незаурядностью (т.е. с развитым творческим потенциалом). Другой великий китайский философ Конфуций (VI-V вв. до н.э.) предложил отбирать детей, проявляющих значительные творческие способности, и готовить их к последующей деятельности [14, c. 82].
В настоящее время исследование возможностей творческого потенциала признаётся выдающимися исследователями весьма значимым. Так, В. Ф. Шарипов в работе «Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности» приводит различные доказательства актуальности исследования творческих способностей:
1. Творчество позволяет преодолевать противоречие между теорией и практикой.
2. Креативный подход позволяет подготовить молодых людей к решению проблем в будущем.
3. Творческая деятельность активирует познавательные процессы.
4. Творчество является основой гармоничной личности [4, c. 95].
Вероятно, каждому человеку хотя бы раз удавалось ощутить некую радость от поделанной творческой работы, которая придаёт энергии и наполняет смыслом эту деятельность – то, что именуется творческим подъёмом. Для людей, которые испытывают потребность в реализации творческого потенциала, это чувство является основой мотивации к выбранному виду деятельности.
К сожалению, блокировка творческого развития может привести к различным проблемам. Вот основные из них:
1) трудности в осуществлении конструктивного общения с близкими, друзьями, родственниками, коллегами, партнёрами.
2) проблемы в осуществлении различных видов деятельности.
3) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
4) неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);
5) Отсутствие интереса к работе или даже к собственной жизни [3, c. 117].
Заключение
В результате анализа научной литературы и интернет-ресурсов было выявлено, что к числу наиболее значимых проблем, которые необходимо преодолеть современным работодателям, входит проблема утраты сотрудниками интереса к творческой деятельности, инициативности, здорового любопытства к новому, положительного самоощущения. Также было определено, что стимулирование к творческой деятельности способствует более успешной работе, а, следовательно, является основой для эффективной реализации креативных сотрудников в саморазвитии. Поэтому проблема управления творчеством была определена как актуальная и требующая рассмотрения.
Так, в ходе исследования изучены теоретические основы психологии творчества, установлены возможности психологического стимулирования к творческой деятельности у сотрудников, определены критерии и уровни профессиональной мотивации к творчеству, изучено актуальное состояние формирования мотивов творческой деятельности.
Таким образом, нами определены психологические аспекты управления творчеством в организации, поэтому цель данного исследования полностью достигнута.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Абаев А.Л., Алексунин В.А., Гуриева М.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы, Дашков и К, 2019. С 432.
2. Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.
3. Гринберг А. С. Информационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / А.С.Гринберг, И. А. Король. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 415 с.
4. Диксон П. Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2012. -460 с.
5. Земляк С. В. Управление продажами: учебник / под общ. ред. проф. С.В. Земляк. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 300 с.
6. Казакова Н. А.Маркетинговый анализ: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 240 с.
7. Качалова, С. М. Влияние креативной идеи на формировании рекламной кампании / С. М. Качалова, Е. В. Бурлакова // Вестник Липецкого государственного технического университета. 2017. № 3 (33). С. 68-75.
8. Качалова, С. М. Особенности реализации креативной стратегии в деятельности рекламного агентства // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 174-183.
9. Качалова, С. М. Эффективные стили и приёмы креативных стратегий // Вестник Липецкого государственного технического университета. 2017. № 4 (34). С. 68-73.
10. Короткова Т. Маркетинг инноваций: Учебник и практикум. - 2-е изд. -М.: Юрайт, 2017. — 274 с.
11. Лужнова, Н. В. Роль массовых коммуникаций в постиндустриальной теории общества в аспекте развития информационного маркетинга // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 4. С. 61-64.
12. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник, 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2017 — 300 с.
13. Рева В.Е. Управление репутацией. Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2017.- 132 с.
14. Родченко, Е. А. Творческие технологии интегрированных коммуникаций: методологический контекст // Медиаскоп. 2014. № 2. С. 3.
15. Синяева И. М. Система управления поведением потребителей на рынке инновационных услуг // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 106-115.
16. Событийный маркетинг: примеры и инструменты [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/9240-qqq-17-m5-23-05-2017-sobytiynyy-marketing
17. Титова В. А. Управление поведением потребителей/ТитоваВ.А., ГлебоваД.Л., ТитоваТ.В. - Новосиб.: НГТУ, 2013. — 387 с.