Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2018 год был очень продуктивным и одновременно очень сложным для сегмента малого бизнеса. Волатильность экономики, скачки курса, санкции все это очень сильно сказалось на развитии малого бизнеса. В то же время набирает обороты государственная поддержка предпринимательства, развиваются программы по субсидированию, продлеваются налоговые и надзорные каникулы. В 2018 году были разработаны мероприятия на ближайшие пять лет, которые призваны стимулировать малое предпринимательство в стране. Среди них: упрощение регистрации и отчетности, получение налоговых льгот и каникул, расширенный доступ к госзаказам, расширенный доступ к муниципальному имуществу (льготная аренда), помощь в выставках, обучении специалистов, льготные условия по кредитам для региональных представителей.
Развитие малого бизнеса — это стратегический проект, так как малый бизнес способствует внедрению инноваций, поддержке оптимальной конкурентной среды, создает дополнительные рабочие места, препятствует развитию монополий и увеличивает потребительский спрос. В результате, расширение границ деятельности малых предпринимателей не только благотворно влияет на экономический рынок России, но и позволяет ему выйти на новый, более качественный уровень. Но для того, чтобы определить верное направление развития малого бизнеса, необходимо более детально изучить сущность малого бизнеса и особенности его государственного регулирования.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Вопросам развития малого бизнеса и его государственного регулирования посвящены труды М.Н. Безугловой, Е.В. Беликова, В.И. Бобошко, Н.Н. Коренякиной, Ю.А. Маркарьян, Л.Г. Риполь-Сарагоси, А.В. Сухопаровой, Н.К. Чистяковой, М.В. Чуб, Н.Ю. Шадченко и др.
Цель работы – разработка направлений совершенствования государственного регулирования малого бизнеса в российской экономике.
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
1) проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к исследованию роли института малого бизнеса в российской экономике;
2) раскрыть специфические черты малого бизнеса, оценить современное состояние и актуальные проблемы его функционирования;
3) провести анализ зарубежного опыта в организации поддержки малого бизнес на государственном уровне.
4) исследовать российскую практику государственной поддержки малого бизнеса, в том числе с применением программно-целевых методов управления;
5) предложить направления совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на современном этапе развития экономики России.
Объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса в России и ведущих развитых странах.
Предмет исследования – инструменты государственного регулирования и государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом.
Теоретическую и методологическую основу составили фундаментальные и прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых, посвященные теории предпринимательства, проблемам государственного регулирования и государственной поддержки малого бизнеса.
В качестве основных методов исследования были использованы: общенаучные методы диалектического познания, математические, статистические, методы, системного анализа и др.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, нормативные законодательные акты РФ, регламентирующие деятельность малого бизнеса, в том числе в сфере государственной поддержки.
1. МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность и значение малого бизнеса в экономике государства
Термин «малый бизнес» («малое предпринимательство») довольно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной речи. Но единой трактовки данного понятия на сегодняшний день не существует. В различных словарях и справочниках можно встретить шесть наиболее часто употребляемых определений данного термина (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Подходы к определению термина «малый бизнес»
Изучение представленных выше трактовок позволяет сделать вывод, что малый бизнес представляет собой систему средних, малых и микропредприятий, действующих в различных отраслях экономики. Данная система предполагает группировку МП в соответствии с размерами и отраслевой принадлежностью.
Любая иерархическая структура должна подчиняться определенным принципам формирования, с помощью которых достигается сбалансированность системы и обеспечивается ее жизнеспособность. Это касается пропорций соотношения элементов различных уровней системы. Чем крупнее сам элемент, тем более высокий уровень системы ему соответствует и тем меньше количество данных элементов должно присутствовать в системе. Данный аспект ранее не рассматривался ни отечественными, ни зарубежными авторами. Поэтому вопрос о том, в каких пропорциональных соотношениях должно находиться количество крупных, малых и средних предприятий, чтобы система оставалась сбалансированной и могла успешно развиваться, на сегодняшний день остается неразрешенным.
Расчеты, основанные на использовании пропорций метода Парето и «золотого сечения», позволяют сделать вывод, что соотношение крупных, средних, малых и микропредприятий должно быть 11:17:27:45. Но состояние реальной экономической системы далеко от параметров предложенной идеальной модели. Это говорит о несбалансированности системы малого предпринимательства. Несбалансированная система неустойчива, она не может динамично развиваться, как было сказано выше. Это следует из принципа иерархичности. И пока сохраняется выявленная диспропорция, развитие малого предпринимательства будет идти замедленными темпами .
В ходе исследования сущности малого предпринимательства выявлено, что МП является системой, состоящей из взаимосвязанных элементов: малых, средних и микропредприятий. Малое предпринимательство является неотъемлемой и важной частью экономики любой страны (рис. 1.2) .
Рисунок 1.2 – Место и роль малого бизнеса в экономике государства
Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран мира. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах .
Степень развития малого предпринимательства в стране отражает уровень развития ее экономики . Поэтому факторы успеха малого бизнеса в конкурентной борьбе можно разделить на две основные группы: конкурентные преимущества предприятий и состояние деловой среды, представленные ниже в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Факторы успеха малого предпринимательства
Для того чтобы субъекту малого бизнеса стать конкурентоспособным необходимо: обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка; поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, до уровня мировых производителей в данной отрасли.
Таким образом, малый бизнес необходимо рассматривать именно как систему взаимосвязанных элементов, и меры воздействия на данное явление разрабатывать с учетом взаимосвязей элементов данной системы. При разработке государственной политики необходимо учитывать, что воздействие на один элемент системы вызовет изменение состояния и других элементов системы. Такой подход поможет увидеть точную и детальную картину процессов, происходящих в данной сфере, и выявить существующие проблемы. В итоге это поможет скорректировать в верном направлении государственную политику в области поддержки МП через выделение приоритетных направлений развития для средних, малых и микропредприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, выстроится определенный план необходимых преобразований и в конечном итоге станет возможно преодоление существующих диспропорций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринима-тельства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя ре-дакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок това-ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
3. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федераль-ном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284360/
4. Федеральный закон от 29.11.2018 №459-ФЗ "О федеральном бюд-жете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/682807980fa3ed694d93db1e5d7af63bba00ffea/
5. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 322-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304091/
6. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 29.07.2018 N 234-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303424/
7. Федеральный закон от 25.12.2018 N 487-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего пред-принимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314271/
8. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законода-тельные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 505-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286789/
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Элек-тронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/
10. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года №392 «О внесении изменений в государственную программу «Экономическое раз-витие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215126/
11. Постановление Правительства РФ от 19.09.2018 N 1111 "О внесе-нии изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" [Электронный ре-сурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215126/
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федераль-ного бюджета российским кредитным организациям на возмещение недо-полученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812310082
13. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 15.11.2017) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего пред-принимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172109/
14. Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдель-ными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203812/
15. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/
16. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 28.07.2018) «Об утверждении перечней операторов электронных площа-док и специализированных электронных площадок, предусмотренных Фе-деральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302473/
17. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2018 N 1572-р «О внесе-нии изменений в перечень операторов электронных площадок и специали-зированных электронных площадок, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303650/
18. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 N 74 (ред. от 04.05.2018) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего пред-принимательства на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137798/
19. Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринима-тельство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому разви-тию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электрон-ной ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/
20. Акимов А.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыноч-ная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2013. 318 с.
21. Артименко В.Г., Беллендир М.В. Малый бизнес. М.: ДИС, 2014. 342 с.
22. Баканов М.И. Малый бизнес: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2013. 384 с.
23. Баткилина Г.В. Малое предпринимательство: тенденции развития и государственной поддержки // Экономика и политика, 2014. № 8. С. 4.
24. Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт // Языки славянской культуры. - М., 2012.- С. 76-115
25. Браверман А. Объем закупок госкомпаний у субъектов МСП в 2018 г. превысил 3 трлн руб. [Электронный ресурс]. – URL: http://zakupki-portal.ru/novosti/novosti-dlya-zakazchikov/obem-zakupok-goskompanij-u-subektov-msp-v-2018g-prevysil-3-trln-rub-braverman/
26. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/vlast-politika-gosudarstvennaja-sluzhba-slovar.html
27. Государственная поддержка малого и среднего предприниматель-ства в 2017 году. Департамент развития малого и среднего предпринима-тельства и конкуренции Минэкономразвития [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/7052db05-fc64-466c-b9cd-cfbc6abaf47e/gosmsp2017.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=7052db05-fc64-466c-b9cd-cfbc6abaf47e
28. Корпорация МСП. Финансовая поддержка субъектов МСП [Элек-тронный ресурс]. – URL: https://corpmsp.ru/upload/iblock/566/2201%20%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0.pdf
29. Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта под-держки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 36-43.
30. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. М.: Инфра-М, 2011
31. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ре-сурс]. URL: http:// www.lawru.net/podd/podd22.html
32. Малое предпринимательство как фактор развития экономики / Лит-виненко В.С., Абенов А.Ж. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 86-87.
33. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - M., 2017. – 78 с.
34. Малый бизнес по-японски [Электронный ресурс]. URL: http://www. openbusiness.ru/ html_euro/Japan_open6.htm
35. Малый бизнес КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.worlds.ru/ asia/china/historymalyjj_biznes_v_kitae.shtml
36. Малый бизнес в Корее. Господдержка [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru. net/podd/podd26.html
37. Мероприятия по развитию («выращиванию») поставщиков - субъ-ектов МСП в целях их потенциального участия в закупках крупнейших за-казчиков [Электронный ресурс]. – URL: http://konferenciyask.stavinvest.ru/wp-content/uploads/2019/02/KorMSP.pdf
38. Минэкономразвития рассмотрело заявки регионов на субсидии для поддержки МСП в 2018 году [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201728122
39. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Элек-тронной ресурс]. – URL: http://ampr.ru/2019/01/15/natsionalnyiy-proekt-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-initsiativyi/
40. О реализации программы льготного кредитования субъектов мало-го и среднего предпринимательства в 2019 – 2024 годах [Электронный ре-сурс]. – URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depInvest/201824125
41. Обзор рынка кредитования малого и среднего бизнеса. Август, 2018. Analyticresearchgroup (ARG) [Электронный ресурс]. – URL: https://marketing.rbc.ru/research/33283/
42. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных ме-таллах [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/statistics/udstat.aspx?TblID=302-17
43. Определены новые условия программы льготного кредитования малых и средних предприятий в 2019-2024 годах [Электронный ресурс]. – URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news/opredeleny_novye_usloviya_programmy_lgotnogo_kreditovaniya_malykh_i_srednikh_predpriyatiy_v_2019_202/
44. Официальный портал «Инновационные исследования в малом биз-несе - Small business innovation research». URL: http//sbir.gov
45. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – URL: https://ofd.nalog.ru/index.html
46. Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики [Электронный ресурс], – http://www.gks.ru.
47. Политическая наука: словарь-справочник [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/ slovari/politicheskaja-nauka-slovar-spravochnik.html
48. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/quarterMonitoring?gpId=15&year=2018&quarter=4&type=pgp&id=972BDF84-B143-47C5-9610-825BE8AA06CD&detail=0#404
49. Презентация о МСП Банке. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/mspbank_about-2016-10.pdf/
50. РБК [Электронный ресурс]. – URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10439/
51. Росстат Сплошное обследование МСП. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_d
52. Сергиенко Е.Е. Развитие малого бизнеса Хабаровского края в усло-виях глобализации // Научно- техническое и экономическое сотрудниче-ство стран АТР в ХХI веке // Материалы всероссийской научно- практиче-ской конференции с международным участием, Хабаровск, ДВГУПС, 2016. С. 241–244.
53. Статистические показатели, характеризующие результаты осу-ществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I – III кварталов 2018 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124945
54. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов [Элек-тронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/tolkovyi-slovar-demokraticheskogo-novojaza-i-evfemizmov.html
55. Финансовые проблемы развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.findones.ru/fdon-740.html
56. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fasie.ru
57. Целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ [Электронный ресурс]. – URL: http://corpmsp.ru/
58. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное по-собие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
59. Agency Financial Report, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sba.gov/about-sba/sba-performance
60. The Bologna Charter on SME Policies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd.org/cfe/smes/thebolognacharteronsmepolicies.htm
61. The Small Business Innovation Research (SBIR), Small Business Tech-nology Transfer (STTR), Program Interagency Policy Committee Report to Congress. 2014.
62. The Small Business Investment Company (SBIC) Program Helping Meet the Capital Needs of American Small Business. – Wash., DC, 2015. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/articles/SBIC_Program_-_Standard_One-Pager.pdf
63. What is SBIR and STTR? [Электронный ресурс]. – URL: https://sbir.nih.gov/about/what-is-sbir-sttr