Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Согласно действующему налоговому законодательству льготы предоставляются различным субъектам, на различные сроки или бессрочно, их предоставление преследует различные цели: социальные, стимулирующие, инвестиционные. В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей. При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза при уплате таможенных платежей могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции.
Россия находится в условиях интеграции в мировое хозяйство. Вступление в ВТО в какой-то мере облегчило процесс мировой торговли России, однако, в некоторых моментах остается много неразрешённых проблем. Одной из важнейших проблем, возникающих у участников ВЭД, является определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость является налоговой базой, поэтому она напрямую влияет на уровень импортных цен на внутреннем рынке, на объемы таможенных платежей. Следовательно, от правильного определения величины таможенной стоимости зависят поступления в федеральный бюджет и эффективность таможенного регулирования.
Актуальность работы заключается в том, что с вступлением в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса, подходы к определению таможенной стоимости существенно изменятся, что вызовет новые вопросы и проблемы в таможенных процедурах. Законодателям предстоят задачи издать документы, регулирующие определения таможенной стоимости, которые должны соответствовать положениям ТК ЕАЭС. А Евразийская экономическая комиссия наделена правом принимать акты, которые будут регулировать таможенную стоимости и ее определение в рамках ВТО.
Все льготы имеют одну общую цель - сокращение размера обязательства плательщика. Льготы по таможенным платежам являются одним из основных видов льгот, при котором значительно снижаются финансовые издержки участников внешнеэкономической деятельности, что впоследствии оказывает влияние на объемы товарооборота и перечисления таможенных платежей в Федеральный бюджет, а также содействуют улучшению инвестиционной привлекательности страны. Поэтому данный вопрос регулируется рядом международных договоров, соглашений, в которых на многосторонней основе определены принципы, правила и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей. В ЕАЭС правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей осуществляется на уровне таможенного законодательства и национального законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном деле.
Цель данной работы - рассмотреть сущность, цели, порядок предоставления тарифных преференций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю появления тарифных преференций в Российской Федерации
2. Раскрыть понятие и содержание системы тарифных преференций
3. Провести оценку нормативно-правовых основ предоставления тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе
4. Проанализировать регулирование тарифных преференций в системе ВТО
5. Раскрыть порядок предоставления тарифных преференций в Российской Федерации
6. Провести анализ практики предоставления тарифных преференций в Российской Федерации
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФРЕРНЦИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие и виды преференций
Международное таможенное право представляется отраслью международного права, регулирующей таможенно-правовые отношения, которые возникают меж государствами, а также их качество и объем международно-правового урегулирования.
Это общность норм и принципов, которые координируют, регулируют отношения в таможенной сфере в обеспечении экономической безопасности и суверенитета в мировых хозяйственных связях, которые обусловлены развитием общих экономических мировых отношений.
Всего есть три вида режима таможенной области:
1. Наибольшего благоприятствования, заключающийся в предоставлении иному государству, его юридическим и физическим лицам особенных преимуществ и льгот в области таможенных отношений с условием соблюдения интересов и прав иных участников международных отношений таможенного характера;
2. Национальный режим, заключающийся в уравнивании граждан и предприятий одного государства с предприятиями и гражданами иного государства;
3. Режим преференции, предполагающий предоставление иному государству, его физическим и юридическим лицам особенных преимуществ и льгот в области таможенных отношений.
Принципы международного таможенного права представляются основными началами учреждения партнерских отношений меж государствами в сфере таможенного дела; они являются производными от международно-правовых принципов.
Общепризнанные начала международного права базированы на нормах Устава ООН, они призваны обеспечивать поддержку дружеских отношений и сотрудничества государств. К ним причислены принципы:
суверенное равноправие государств;
невмешательство в дела внутригосударственного характера;
самоопределение и равноправие народов;
неприменение угрозы силой либо силы;
урегулирование споров мирным путем;
нерушимость границ;
целостность государственных территорий;
уважение основных прав и свобод человека;
межгосударственное сотрудничество;
добросовестное исполнение обязательств международной направленности.
Анализ законодательства таможенной сферы, а именно Таможенного кодекса РФ, помогает выделить правовые положения, которые содержат все признаки существенного характера, которые могут называться принципами таможенного права: интернационализм; законность; гуманизм; обеспечение равенства гражданина и человека перед таможенными органами и законами; гласность; уважение достоинства охраны свобод и прав личности; свобода перемещения транспортных средств и товаров через таможенную границу, независимость таможенных органов и их подчинение лишь закону.
Принцип законности понимается требованием соблюдения, исполнения законов каждым субъектом таможенного права. Таможенное урегулирование должно реализовываться согласно таможенному законодательству РФ, а также законодательством РФ о государственном урегулировании внешней торговой деятельности.
Принцип интернационализма представляется отражением ведущей идеологии принципа - осуществлением таможенного дела на национальном русском языке. В случаях исключения органы таможни могут получать, использовать сведения на зарубежных языках, которые понимают должностные лица органов таможни.
Принцип гуманизма таможенного права представлен правовым положением, означающим сочетание гуманистических начал со строжайшими мерами принуждения при использовании физической силы, специализированных средств и оружия при учете личности, которая совершила правонарушение, а также характер и степень опасности этого правонарушения.
Принцип гласности урегулировал соотношение двух нормативно-правовых систем - норм закрытости и норм открытости в деятельности таможенных органов. Одной из «основных функций» органов таможни представляется информирование и консультирование в таможенном деле, обеспечение государственных органов, организаций и граждан информацией в области таможенных вопросов.
Принцип равенства свобод и прав каждого человека и гражданина перед законом и таможенными органами закрепляется Конституцией РФ. Так, во 2 части 19 статьи Конституции РФ указано, что государство гарантирует равные права, свобода человека и гражданина вне зависимости от пола и расы.
Принцип уважения достоинства, охраны свобод и прав личности включил в себя положения о неприкосновенности личности, права по обжалованию в суд действий должностных лиц таможенных органов, которые совершены при превышении полномочий и ущемляющих права граждан, а также права возмещения ущерба, который причинен незаконными действиями должностных лиц таможенных органов, а также при исполнении ими служебных обязанностей. Данные положения закрепляются в Конституции РФ, а именно в её 23 статье.
Принцип независимости таможенных органов и подчиненность их закону обладает ведущим началом — независимостью и подчинением закону.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
4. Положение об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, утвержденное Приказом ФТС России от 06.12.2007 г. №1499.
5. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (с изменениями и дополнениями)
6. Приказ ФТС России от 27.03.2012 № 575 (ред. от 26.09.2014) «О контроле за экспортом товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»
7. Письмо Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 13.08.2013 № 240/51/1747 «О разъяснении термина»
8. Байнев В.Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития // Теоретическая экономика. 2014. № 3. С. 30-35.
9. Басенко А.М., Вишнякова С.В. Конвенции и соглашения, регулирующие международные перевозки. Ростов-на-Дону: РГЭУ. Т.2. 2011. – С.123
10. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия: монография. – М.: Научная книга, 2012. – С.76
11. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное наглядное пособие// М.: Издательство Российской таможенной академии, 2016.
12. Годунов, Д. Инструменты ЮНКТАД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2014. – № 10. – С. 57
Мацкевич В.В. Аспекты экономической интеграции в СНГ в современных условиях // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1. С. 10-17
13. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013. – С.54
14. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Участие России в многосторонних режимов экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров // Российский внешнеэкономический вестник. – М., 2016.
15. Рыжова, Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ // Вопросы экономики. – 2011. – № 12. – С. 118
16. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран): монография, 2011. – 78 с.
17. Шапкин Е.И., Корнилов Д.А., Многоуровневый и многокритериальный подход к анализу и прогнозированию конечных целей и методов конкурентной борьбы крупных монополий (на примере внешнеэкономической деятельности США) //Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 12 (411). С. 12-22.