Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в системе образования важнейшее значение приобретает формирование у школьников способностей, связанных с обработкой и преобразованием информации, что прямо подчеркивается в ФГОС НОО. В свою очередь информационная компетентность прямо связана с саморегуляцией и самоорганизацией, следовательно, предполагает высокий уровень развития внимания как общей направленности деятельности. Сегодня педагоги отмечают большие проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Практика показывает, что все большее число детей младшего школьного возраста не способны сосредоточиться на объекте, они отвлекаются на посторонние явления. Особенно тревожно, что такие дети чрезмерно подвижны и двигательно расторможены, а значит, не могут удержать цель деятельности и приблизиться к ее результату. В целом младшим школьникам с проблемами организации внимания трудно изучать предметный материал и осваивать способы учебной работы. Вместе с тем в новом информационном пространстве урока педагоги затрудняются в поисках и применении адекватных приемов развития внимания у младших школьников. Проблемой развития внимания занимались Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, В.С. Мухина, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн и другие психологи и педагоги. В арсенале науки накоплено множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста, большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных свойств внимания. В научных исследованиях многократно показано, что внимание – основа всякой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то мышление, восприятие, воображение, память, не может действовать без внимания. Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Обучение в школе ставит перед ребенком младшего школьного возраста новые задачи, несхожие с теми, которые он привык решать во время игры. Учебные занятия, как правило, содержат большой объем новой информации, а процесс работы выполнения на уроке требует долгого сосредоточения. Поэтому нарушения внимания – главная причина плохой успеваемости детей в образовательном учреждении, особенно в младших классах. Недостатки внимания могут приводить к не усвоению учеником нового материала, плохому запоминанию, ошибкам при выполнении домашнего задания. Проблема исследования связана с выявлением психологопедагогических и методических условий развития произвольного внимания младших школьников при выполнении учебной работы.
Объектом исследования является процесс развития внимания младших школьников.
Предмет исследования: совокупность приемов, обеспечивающих развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Актуальность темы позволила определить цель работы – изучить на теоретическом уровне особенности развития произвольного внимания у младших школьников и апробировать на практике педагогические приемы, которые способствуют развитию произвольного внимания третьеклассников в учебной деятельности.
Цель работы-раскрыть взаимосвязь внимания и памяти младших школьников.
Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
• выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
• подобрать и реализовать на практике приемы формирования произвольного внимания у младших школьников;
• изучить уровень сформированности произвольного внимания у младших школьников в рамках опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
– теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;
– эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБОУ Гимназии № 5 в 3 «А» классе с участием 10 учеников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы характеристики внимания и условия его развития
1.1 Виды внимания, основные функции и свойства
Внимание – несомненно, важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продукт – качественное выполнение [3, с. 250]. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. В течение многих десятков лет проблемой изучения внимания занимались и продолжают заниматься известные зарубежные и отечественные психологи, а также педагоги (И. Гербарт, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, Дж. Миль, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Г.А. Урунтаева, Р.С. Немов и многие другие). Особое место в изучении внимания также занимают идеи многих авторов о физиологических механизмах переживаемого человеком чувства усилия. Так, Т. Рибо считал, что внимание независимо, ослабленное оно или усиленное, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т. е. между эмоциями и произвольным вниманием рассматривается особенно тесная зависимость [46, с. 75]. Работами Л.С. Выготского можно подтвердить исследование собственно психологических механизмов произвольного внимания с генетических позиций. Л.С. Выготский писал, что история внимания – «есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка» [11, с. 147].
В контексте идей социологической французской школы о культурноопосредствованном характере произвольного поведения было экспериментально доказано включение в генезис произвольного внимания сознательного использования различных стимулов-средств, имеющих знаковый характер [12, с. 21]. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев указывали на особое значение речи для внимания, так как с помощью слова происходит указание на предмет, на котором нужно сосредоточиться. С.Л. Рубинштейном был предложен деятельностный подход в качестве общефилософской, методологической основы советской психологии [19]. Он позволил по-новому поставить некоторые теоретические проблемы психологии, в первую очередь – весьма дискуссионную в то время проблему соотношения внешнего поведения и сознания. П.Я. Гальперин, развивая деятельностный подход к изучению внимания, пришел к выводу о том, что внимание представляет собой деятельность контроля произвольного внимания, его механизм рассматривается как сокращенная форма контроля над действием. Такой контроль осуществляется на основе заранее составленного плана и с помощью заранее установленных критериев и способов их применения [16, с. 98]. К настоящему времени ученые пришли к единому мнению лишь в общих чертах понимании феномена внимания как особой направленности субъекта на определенную деятельность [6]. Отечественный психолог Н.Ф. Добрынин в своих трудах подчеркивает – внимание есть особый вид психической деятельности, который выражается в выборе и поддержании различных процессов этой деятельности [22, с. 125]. По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, некая углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [9, с. 524]. П.Я. Гальперин определяет внимание, как свернутое, идеальное и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании, как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.
2. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000.
4. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
5. Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. - М.: АПН, 1960. - с. 132-200.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976.
7. Истомина З.М. Развитие внимания. - М.: Просвещение, 1978.
8. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – М.: «Ось-89», 2006.
10. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – М.: Ось-89, 2006.
11. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. - М.: Владос, 1991.
12. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989.
13. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гумнитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гумнитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. Психология образования.
16. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. - М.: Гумнитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
18. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
19. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.
20. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
22. Рогов Е.И. Общая психология - курс лекций. - М.: Владос, 1995.
23. Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985.
24. Смирнов В.М. нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
25. Соловьева З.И. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся // Начальная школа. - 1985. - №3. - с. 59.
26. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. - М.: Учпедизд, 1979.
27. Чутко Н.Я. Развитие внимания школьника. - М.: Педагогика, 1992